В России придумали, где взять кадры для новой экономики

Юлия Кривошапко, Российская газета — Столичный выпуск № 196(7659)


В России создают государственную систему персональных цифровых сертификатов, которая с 2019-го по 2024 годы позволит миллиону человек пройти обучение по компетенциям, востребованным в условиях новой экономики данных. Предполагается, что каждый сертификат будет эквивалентен 10 тысячам рублей. Проект обсуждался на заседании рабочей группы при АНО «Цифровая экономика» на площадке Минэкономразвития (см. ниже).

Цифровые сертификаты будут ориентированы на граждан трудоспособного возраста. «Особенно полезными они могут быть для людей старшего возраста, которым нужно при развитии цифровых технологий сохранять конкурентоспособность на рынке труда», — рассказал директор по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрей Сельский.

Развивать, по его словам, планируется в первую очередь компетенции, востребованные в новом цифровом мире. «Это поможет людям не только совершенствовать свои профессиональные навыки в соответствии с лучшими практиками, но и участвовать в процессе цифровой трансформации организаций, ускоряя ее ход и повышая эффективность», — пояснил Сельский.

Сертификат на обучение цифровым навыкам будет эквивалентен 10 тысячам рублей

Параметры отбора граждан, которые смогут пройти переобучение по цифровым сертификатам, пока обсуждаются, но кураторы проекта обещают, что жестких ограничений не будет. Финансирование заложено в план мероприятий направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика». Это полностью бюджетные средства, пояснили в АНО «Цифровая экономика».

Помимо переподготовки через механизм персональных цифровых сертификатов предполагается, что не менее 10 миллионов человек с 2019-го по 2024 годы пройдут обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности. Речь идет не только о людях старшего поколения, но и о школьниках.

По мнению спецпредставителя президента России по вопросам цифрового развития, руководителя Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» (АСИ) программы «Цифровая экономика» Дмитрия Пескова, важно не просто предоставить гражданам условия для обучения, но и мотивировать, подобрать подход к каждой возрастной группе. «К примеру, нужно учитывать, что мотивация школьников сегодня создается скорее их любимыми блогерами, а не учителями информатики», — отметил Песков.

Подходы к мотивации в образовании будут рассмотрены на одном из ближайших заседаний рабочей группы по направлению «Кадры и образование». Оно пройдет в конце сентября — октябре этого года.

Подготовкой кадров для новой экономики озабочены многие страны. Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) проанализировали 15 развитых и развивающихся экономик мира и спрогнозировали, что 7,1 миллиона рабочих мест, две трети из которых относятся к офисно-административным, исчезнут уже к 2020 году. Об этом говорилось в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» The Boston Consulting Group (BCG). Однако новые технологии всегда не только замещали труд человека, но и меняли его структуру, создавали новую занятость. По оценке ВЭФ, только в 15 исследуемых странах к 2020 году может появиться 2 миллиона новых рабочих мест.

ДО КОНЦА 2020 ГОДА В РФ ПОЯВИТСЯ СИСТЕМА ПЕРСОНАЛЬНЫХ СЕРТИФИКАТОВ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КОМПЕТЕНЦИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Новости АСИ


В ближайшие три года в России начнет работать система сертификатов на обучение населения компетенциям цифровой экономики. У граждан РФ появится возможность формировать индивидуальные траектории развития на основе персональных профилей компетенций. Об этом говорится в плане мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика», опубликованном 21 февраля 2018 года на сайте правительства.

Согласно плану мероприятий, к декабрю 2020 года в России будет создана система стимулирующих выплат в виде персональных цифровых сертификатов от государства на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики. Для граждан РФ также предусмотрят нематериальные льготы — «цифровой аналог нормативов ГТО для всех возрастов». Минобрнауки совместно с союзом Worldskills Russia разработает систему аттестационных нормативов по компетенциям цифровой экономики, которая будет давать преимущества поступающим в вузы.

В документе отмечается, что к 2024 году не менее 800 тыс. выпускников системы профобразования должны обладать компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, а не менее 120 тыс. выпускников системы высшего образования пройти подготовку по ИТ-специальностям. Доля граждан РФ, обладающих цифровыми навыками к 2021 году, составит не менее 40%.

Чтобы обеспечить доступ населения к непрерывному образованию, в июне 2020 года начнет работать созданный в партнерстве с бизнесом бесплатный онлайн-сервис.

Не менее 25 образовательных организаций и не менее 10 компаний цифровой экономики примут участие в апробации моделей использования персональных профилей компетенций и траекторий развития граждан РФ. 

В образовательный процесс будет вcтроена практика учета студенческих проектов в качестве выпускной квалификационной работы — «стартап как диплом». Для финансирования стартапов в области цифровой экономики на посевной стадии Минэкономразвития, РВК и «ВЭБ-инновации» создадут венчурные фонды с участием университетов, их выпускников и компаний-партнеров.

За экспертно-аналитическое сопровождение реализации плана и координацию действий всех его участников и исполнителей будет отвечать центр компетенций, который к июню 2018 года сформируют Минэкономразвития России и Агентство стратегических инициатив (АСИ).

«Мы намерены выстроить функционирующую модель взаимодействия образовательных организаций и работодателей, реализовать идею формирования цифрового профиля компетенций для каждого учащегося и выстраивания для него персональной траектории развития, — отметил директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков. — Наша работа будет строиться вокруг формирования массовой цифровой грамотности. На основе актуальных и перспективных требований к ключевым компетенциям цифровой экономики будут формироваться требования к стандартам, проектированию и реализации программ всех уровней образования: школ, колледжей, вузов».

СПРАВКА

Программа «Цифровая экономика» была подготовлена по поручению президента РФ Владимира Путина и утверждена правительством 31 июля 2017 года. Для управления программой определены 5 базовых и 3 прикладных направления развития цифровой экономики на период до 2024 года. К базовым направлениям отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. К прикладным — государственное управление, «умный город» и здравоохранение. Цель программы — организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни — в экономике, предпринимательстве, госуправлении, социальной сфере, городском хозяйстве.

Ранее на заседании правительственной комиссии 18 декабря 2017 года были утверждены планы мероприятий по направлениям «Нормативное регулирование», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Ход реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».