Команда Лаборатории инноваций в образовании (ЛивО) Высшей школы экономики в апреле 2019 года отправилась в г. Владивосток и поговорила с учителями общеобразовательных школ о том, что препятствует цифровизации в школах и как «вопреки» этому учителя успешно привлекают технологии на свою сторону — и сторону учеников.

Авторы Анастасия Андреева, Валентина Пермякова

Барьер 1: «В нашей школе не хватает современного оборудования»

Проблема обеспечения школ современным оборудованием остается актуальной. Известно, что компьютеры быстро устаревают, но в большинстве школ они не обновлялись со времени реализации первого нацпроекта «Образование» в 2005-2007 годах. До 97 процентов школ были подключены к Интернету, но в 20 процентах из них скорость не превышает 15 кб/с. Очевидно, что при такой скорости невозможно, например, посмотреть в сети обучающее видео или сделать задание онлайн.

Часть учителей преодолевают это препятствие, вовлекая все доступные средства, в том числе и «оборудование» учеников. Одно из решений – почти у всех детей сегодня есть смартфон. Можно не прятать его в глубине портфеля, а использовать для того, чтобы сделать урок более полезным и интересным.

«В каждом телефоне сейчас много приложений, которые можно использовать с учениками. Например, измерять высоту дерева не дедовскими способами при помощи линейки, а через мобильное приложение» (сотрудник образовательной организации).

«На моих уроках я разрешаю ученикам пользоваться телефонами и искать информацию в интернете. Если он сам нашел алгоритм, нужный для выполнения какой-то поставленной задачи, я поставлю пятерку. Для этого можно использовать обычные поисковики, тот же Гугл» (учитель информатики, физики и математики).

Барьер 2: «Нет методического сопровождения использования цифры»

Цифровизация школ является одним из приоритетов национального проекта «Образование». Однако на данный момент нацпроект еще не детализирован и лица, которые принимают управленческие решения на местах (региональные и муниципальные власти, директора школ), не понимают, какие конкретно шаги они должны предпринять. В докладе Центра общественно-политических проектов (ЦОПП) поднимается вопрос «концептуальной пустоты идеи ускоренной цифровизации образования». Как школам приступить к трансформации образовательного процесса, если национальные проекты представляются скорее общей идеей, чем рабочим планом?

Часть учителей четко уловили сигнал федеральных властей — необходимо перестраивать школу на «цифровые рельсы». Даже если конкретных инструкций к действию или инициативы от администрации пока не очень много, учителя смело берут процесс в свои руки. И, оказывается, что директора не только с радостью «дают зеленый свет», но и помогают проектам развиваться:

«У меня есть свой проект, которым я занимаюсь много лет — «Интерактивная образовательная среда». Я хочу построить урок так, чтобы сразу приучать детей, что программирование — это сложный, многоэтапный процесс, не просто кодирование, а еще анализ, тестирование, инспектирование. Директор знает, что я стараюсь что-то новое применять и меня поддерживает. Отправила меня в командировку в Москву на олимпиаду НТИ (прим. ред. – Национальная Технологическая инициатива) и у нас в городе предложила поучаствовать в программе Яндекс.Лицея, чтобы дать мне возможность перенять опыт коллег» (учитель информатики, физики и математики).

Барьер 3: «Я недостаточно компетентен, чтобы использовать современные технологии на уроке»

Иллюстрация: Степан Лешихин

На сегодняшний день большинство российских учителей — представители поколения «цифровых мигрантов» или даже цифровых скептиков — они получали образование и их профессиональное становление произошло в доцифровую эпоху, много лет они вели уроки без гаджетов. Они чувствуют себя в технологической среде не так уверенно, как дети, и не видят в ее использовании явных преимуществ

Однако многие учителя своим примером доказывают, что тот, кто усердно пытается освоить новые для них технологии, добивается в этом успеха. Сама цифровая среда прошита множеством помогающих освоиться в ней возможностей: все приложения сегодня интуитивно понятны и дополнительно снабжены мануалами, а специальные платформы и профессиональные сообщества в соцсетях созданы для обмена опытом и лучшими образовательными практиками, учебными материалами и конкретными инструментами, которые учитель в несколько кликов скачать и сделать частью своих уроков.

«Урок цифры — всероссийская образовательная акция, в рамках которой школьники с первого по одиннадцатый класс в игровой форме знакомятся с основами программирования. Программа федеральная, нам «сверху» ее спустили. Я поначалу сопротивлялась, думала, почему надо тратить на это время. Потом я свое мнение поменяла, главное — детям увлекательно. Я посмотрела вебинар — инструктаж и начала проводить уроки. Мне кажется, у меня неплохо получается» (учитель информатики).

«Недавно прочла в блоге учителя из Санкт-Петербурга про его опыт по использованию сценария урока изучения романа «Война и мир». Я сразу галочку себе поставила, что это надо попробовать, а еще нужно передать своим коллегам. Мне кажется, цифровизация очень помогает обмениваться опытом» (сотрудник образовательной организации).

Барьер 4: «Я боюсь, что компьютер заменит учителя»

«Гугл знает все» и считает намного быстрее, чем учитель математики. Педагоги не всегда оказываются сторонниками новых реформ: онлайн-экспансия подрывает авторитет учителя и сокращает аудиторную нагрузку (читай — преподавательский хлеб и опыт). Придет ли день, когда онлайн-курсы, чат-боты, роботы совсем заменят учителя?

Исследования показывают, что цифровые технологии не работают без грамотного наставничества. Роль учителя в классе не снижается, меняется ее фокус: теперь это не передача знаний (рассказал — выучил), а конструирование среды, в которой ученик доберется до знания самостоятельно. Научить учиться, работать с информацией и отыскивать инструменты для решения задач, сформировать умение работать в команде — вызовы для системы образования. Чтобы на них ответить, нужен правильный баланс педагогики и технологий.

«Роль учителя наоборот сейчас возрастает. Надо уметь так построить занятие, чтобы ученик, занимающийся онлайн и находящийся далеко, мог понять учителя». (Учитель истории и обществознания)

«Я всегда была против того, чтобы заменить учебники, а тем более, учителя. Это неправильно, потому что у всех учеников разное восприятие: кто-то — визуал, кто-то — аудиал, кто-то – кинестетик, кому-то необходимо объяснение вслух, поэтому нельзя ограничиться только гаджетами. Должен быть разумный баланс» (Педагог-психолог).

Цифровизация — уже не слово для описания будущего, а новая сложная реальность, полная вызовов. Высокие темпы развития технологий ставят перед современной школой непростую задачу – необходимость постоянно развиваться, обновлять свои знания и осваивать новые инструменты. Мы надеемся, что рассказанные нами истории привлекут внимание к проблемам учителей, которые требуют совместного разрешения для успешной цифровизации школ. А главное — вдохновят российских учителей на новые достижения.

Статья подготовлена стажерами-исследователями Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ на материалах исследовательского проекта «Цифровая трансформация образовательной системы: изучение инновационного потенциала, распространения инноваций на микро-, мезо- и макроуровнях и разработка механизмов сопровождения реформ»(22 качественных интервью с учителями и другими сотрудниками общеобразовательных школ, собранных в рамках экспедиции «Открывая Россию заново» в г. Владивосток).