В эпоху цифровых технологий мы скоро потеряем такое понятие, как школьный дневник в его первозданном формате. Как скоро это произойдёт и что будет дальше? Анастасия Дурягина на Мел.фм — о том, как не хочется расставаться со знаковым атрибутом школьного времени.


Старый бумажный друг

Школьный дневник сегодня — это основной документ школьника на момент его обучения в образовательном учреждении. Учителя выставляют в дневник оценки, записывают нормы ГТО и так далее. Ни один поход на школьный базар не обходился без покупки такой важной вещи для школьника. Сейчас выпускают дневники на любой вкус: в твёрдой обложке, цветные, с блёстками, с изображением супергероев. Многие школы заказывают дневники в типографии, размещают на первых страницах информацию, которую считают важной. Это очень удобно!

Да и у вас, как и у меня, был этот дневник. Старый добрый дневник, куда мы записывали расписание уроков, домашнее задание. Неужели он скоро исчезнет и такого понятия уже не будет у наших внуков?

Плюсы бумажного дневника

  • Ребёнок самостоятельно (ежедневно) заполняет дневник, так он учится самоорганизации.
  • В дневнике много полезной информации: расписание звонков, уроков, ФИО учителей, безопасный путь до школы и так далее.
  • Гимн РФ, памятные даты.
  • Важные номера телефонов.
  • Вся информация собрана в одном месте и доступна для ребёнка.

Минусы бумажного дневника

  • Ребёнок может забыть его, потерять, порвать.
  • Учитель требует дневник чаще всего для выставления замечаний или плохих оценок, что негативно сказывается на мотивации ребёнка к учёбе.
  • Для старшеклассников дневник на бумажном носителе устарел. Сейчас молодёжь активно использует технические средства: мобильные телефоны, планшеты, они удобнее. Создаются группы и сообщества, в которых быстро и без проблем можно узнать домашнее задание.
  • Через запись в дневнике учитель может вызвать родителей в школу.

Оформление дневника всегда было особым видом школьного искуства, особенно во время каникул. Дети любили большими буквами писать в дневнике «Ура, каникулы!». Эмоциально раскрашивали и предвкушали отдых. Это архив тёплых воспоминаний о самых главных датах. Помните?

Учительские перлы

Кажется, что это никогда не закончится и вновь будут появляться смешные записи в дневниках детей. Но если бумажный формат дневника отменят, то всё это особое удовольствие канет в небытие. Порой учителя превосходят всех современных юмористов со своими замечаниями в дневнике. У каждого своя коллекция весёлых записей.

Эра ЭД и ЭЖ

Ну вот, теперь технологии развились до Луны и обратно, беспощадно сменяя всё бумажное на электронное. Мне стало интересно, почему всех хотят посадить на электронные журналы и дневники. Считается, что такие специальные программы, как ЭЖ и ЭД, придумал Сэм Питрода аж в 1975 году. С тех самых пор все страны пытаются внедрить такую систему в образовательный процесс. А что же законы гласят?

В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению N 1 этого распоряжения.

По идее с 2016 года реально все должны работать с ЭЖ и ЭД. Каждая школа выбирает себе ресурс, прикрепляется и начнивает взаимодействовать -выдавать доступ родителям, учителям, ученикам.

Плюсы электронного дневника

  • Формирование учебного плана учителями.
  • Портфолио учеников (внесение личных данных ученика и его родителей).
  • Формирование статистики посещаемости/успеваемости школьников.
  • Информирование ученика и родителя об образовательном процессе в электронном виде.
  • Родитель видит оценку онлайн.
  • Можно увидеть, какую тему проходили на каждом уроке, какое дали домашнее задание. Эта информация будет достовернной, ведь её заполняет учитель.

Минусы электронного дневника

  • У портала, к которому привязана школа (и я как родитель), нет мобильного приложения, только сайт.
  • Часто сам сайт подвисает и информация обновляется с задержкой.
  • Если у меня сядет телефон, то я никак не узнаю информацию по домашнему заданию (тут меня спасёт бумажный дневник).
  • Не совпадают оценки в дневнике и в ЭД. Приходится постоянно уточнять у учителя. А бедные учителя постоянно мучаются при заполнении таблиц в ЭЖ (ведь у всех разные ПО, в каждой свои примочки).
  • Ещё есть и такие родители (да, они существуют, я лично таких знаю), у которых нет ЭД, нет интернета, нет мэйла. Они орентируются только по бумажному дневнику в том, что касается школьной жизни ребёнка.

А вот что говорят родители, которые уже давно пользуются такими электронными программами или только начали.

  • «У нас уже второй год электронный дневник. Довольна как слон. Вижу оценку сразу после урока, даже домой с работы ещё не пришла. Всё расписание, все преподаватели, домашние задания — всё супер. Мне нравится. В прошлом году переписывалась там с классной (была правда начальная школа, 4 класс)». Архангельская область.
  • «У нас тоже электронный дневник и меня он совсем не радует… С его появлением дети перестали вести бумажный дневник, учителя перестали озвучивать домашнее задание. При этом в электронном пишут домашнее задание неправильное. Каждый день тратим много времени на поиски домашки, а спрашивают сполна. Из-за этого очень съехали в успеваемости. Говорили об этом директору, но ничего не меняется». Москва.
  • «Мой сын учится в 10 классе. Во второй четверти ввели электронный дневник. Это так удобно! Я знаю обо всех оценках в школе, о прогулах, с кем он общается в классе. Могу проконтролировать выполнение домашнего задания. Теперь фраза „ничего не задали“ в доме не произносится». Ростов-на-Дону.

Я не знаю, когда пропадёт привычный дневник совсем, когда мы тотально перейдём на электронный вариант (но, видимо, совсем скоро, может, с 2020 года?), но я точно понимаю, что если исчезнет обычный дневник, то уйдёт что-то очень важное.