Бизнес-школы учат своих студентов, как быть лидерами с 9.00 до 18.00, но современные молодые люди стремятся к лидерству не только в рабочее время. И самое сложное здесь — управлять собой.

Дмитрий Фалалеев Forbes Contributor, forbes.ru


Про кризис делового образования только на моей памяти говорят уже лет 15: бизнес-школы консервативны, инертны, профессора учат знанию, которое устарело уже на тот момент, когда они его дают, выключить себя из жизни на год, а уж тем более на два в современном ритме жизни почти невозможно. И прочее — очень много претензий. Бизнес-школы все это время вяло отбивались, как-то пытаясь отвечать на критику. Например, запустили курсы, которые назвали для красоты «мини-МВА» — вроде как не надо забрасывать на год жизнь, а вроде как и МВА. Худо-бедно стали запускать онлайн. Но вообще ничего особо не поменялось. И не изменилось бы долго. Но вот теперь изменится минимум по двум серьезным причинам. Во-первых, люди, для которых так называемые брендовые школы были пропуском на следующую ступень карьеры и которые могли сколько угодно критиковать, но все равно шли в Стэнфорд, Гарвард и Уортон, кончаются. Им всем больше 45 лет, и они уже не определяют будущее. А во-вторых, компании, для которых наличие диплома МВА было принципиально важным, уже не непререкаемые лидеры. Кто у нас самые дорогие корпорации? Скучно повторяться — можете самостоятельно проштудировать индексы. Amazon, Apple, Google. Кто самые многообещающие единороги? Uber, Tesla, WeWork. Так вот сложим «во-первых» и «во-вторых», пусть это и примитивно, и что получим — сегодня человек совершенно необязательно должен быть вообще с дипломом, его руководство это теперь не особо волнует. Даже если он топ-менеджер, даже если он СЕО, даже если он основатель бизнеса. Кейс Стива Джобса, который ушел из Стэнфорда, раньше был мемом (мол, Стив — гений, немного даже сумасшедший наподобие Пикассо, что с него взять), а сейчас это вообще норма. Молодой Цукерберг вот только недавно закончил Гарвард, и это скорее уже было ритуальное окончание. Это не значит, конечно, что бизнес-образование (ужасное слово, кстати) не нужно — но это значит, что в новой экономике оно нужно не совсем такое, а иногда и совсем не такое. Бизнес-школы стараются, нельзя совсем не отдать им должное. Но не особо успевают.

Поэтому постепенно появляются совсем новые школы — а может, их надо звать как-то иначе, пока неясно. Скажем, Singularity University и 42 в Кремниевой долине, THNK и Hyper Island — в Европе. Что там такого происходит особенного?

А знаете, кто еще включился в процесс? Технологические корпорации. Вот, скажем, Google. Корпорация привозит для своих сотрудников лучших ученых, мыслителей и тренеров — хоть обучать по-настоящему осознанности там учил самый, наверное, известный специалист в этом от науки профессор Джон Кабат-Зинн, хоть воодушевлять в формате edutainment, скажем, не так давно в компании выступал уже без всяких прикрас суперзвезда Юваль Ной Харари. Кстати, гугловский канал Talks at Google в YouTube по составу спикеров вполне даст равный бой TED. Сложно даже наверняка сказать, сколько образовательных проектов для сотрудников функционирует внутри компании — мы знаем только про известные типа Search Inside Yourself экс-инженера, а теперь популярного публициста и тренера по медитации Чеда Менг-Тана. И это только Google — а визионерски настроенных лидеров в Калифорнии хватает.

Так за чем не успевают школы? Почему появляются новые? Почему образовательные проекты запускаются внутри предпринимательски настроенных компаний? Сознательно упрощу. Все мы знаем про hard skills и soft skills. Классическое фундаментальное деловое образование — это, разумеется, про hard. Если вы лидер, топ-менеджер, просто карьерист, образовательные институции вам все расскажут, покажут и объяснят. И сделают это хорошо, по науке. Но как только вы заикнетесь, что еще вы и человек, — они же и отправят вас к коучам и психологам. Это обычно так называемые soft skills — вещи, где много психологии, и школы на самом деле не очень любят про них говорить. Тут давайте вернемся к «во-первых» — молодые люди уже не воспринимают себя с 9 до 18 как лидера, а дальше как кого-то другого. Они хотят быть успешными и счастливыми (запомните это слово — оно скоро сменит слово «эффективный») всегда и во всем: в любимом деле, с женой или мужем, друзьями, родителями. Много путешествовать, иметь хобби, тусоваться. И при этом много и в удовольствие работать. Но все это надо как-то совмещать. Тут начинаются вопросы. Как весь день работать после, скажем, бессонной вечеринки? Или — поднимем градус — как совмещать рождение ребенка и по две командировки в неделю? Бизнес-школы этому не учат, они учат, как вам «быть лидером». Вот мы и докопались до сути: люди моложе 45 не согласны идти на компромиссы и хотят знать, как преуспевать везде. В такой новой реальности soft skills вообще-то не такие уж и soft — от того, как, сколько и когда вы поспите, будет ли у вас пара, пьете ли вы витамины и какие, какой спорт вам подходит, и еще миллиона других вопросов зависит и то, как вы будете работать (а значит, и каким лидером будете) и будете ли довольны жизнью в конечном итоге.

Стиль, конечно, задает Кремниевая долина — с одной стороны, место сверх-передовое, а с другой — экономически способное позволить себе все что угодно. Это безусловный центр силы. Здесь самые дорогие и передовые компании, самые желанные единороги, тут первыми делают и запускают самоуправляемые автомобили, лучшие в мире смартфоны, таблетки от старости, корабли, которые отправятся на Марс. Здесь самые богатые и самые притязательные потребители чего угодно. И образования тоже. Так вот их задача — быть счастливыми, именно так, это же Долина, а не Уолл-стрит с поклонением капиталу, золотым часам и индивидуальному пошиву. Поэтому если мы говорим в старых терминах, то soft skills тут становятся вполне себе hard. Да и можете ли вы сегодня утверждать, что прокачка памяти для СЕО развивающейся компании это soft skill? По моим личным наблюдениям, основных направлений этих soft-hard, если совсем грубо, три (на самом деле, разумеется, сильно больше). Я сознательно опустил разного рода классические уже soft skills в духе работы над психологией принятия решений и всего, что примыкает к коучингу, бизнес-тренерству, психологии лидерства и пр. Это уже довольно понятные и общие вещи, и классические операторы образования их дают довольно неплохо и системно.

Работа над образом мышления. Совершенно неприличным цветом в этом году в России расцвели в этом году курсы по «осознанности»». Изначально идея хорошая, но ее, разумеется, тут же подхватили псевдокоучи, инфобизнесмены и разного рода шарлатаны, поэтому теперь не разобраться, кто рассказывает про осознанность, а кто продает жвачку. В очень примитивном виде это просто попытка ответить на главные вопросы в жизни, расставить приоритеты и постараться управлять ею. Мода пришла снова из Кремниевой долины, лидеры которой раскачали тему (соответствующими практиками увлекался еще Джобс). Как уже было сказано, в Google, например, про осознанность рассказывал профессор Кабат-Зинн (лучше послушайте его на YouTube). Самые распространенные инструменты, которые практикуют в том числе в компаниях Кремниевой долины — медитация и випасана. Медитация настолько стала общим местом, что в корпорациях есть и медитационные комнаты, и целые курсы (выше уже упоминалась Google, и вот вам ссылка, чтобы вы не думали, что все это преувеличение). Обычно медитация используется без религиозной и даже философской окраски — просто как своего рода зарядка для мозга. Уже даже есть вспомогательные приложения — например, Headspace или Enso. Випассана тоже очень популярная вещь — в принципе это практика медитации, которая выглядит как поездка в специальный ретрит, где человек живет в состоянии полного молчания, медитации и аскезы (ранний подъем, скудная еда и пр.) в течение 10 дней (есть разные по времени форматы). Штука тяжелая — по крайней мере, я не видел ни одного человека, кто сказал бы, что ему это далось легко. В то же время очень многие ездят на нее по много раз как на своего рода очищение — помогает «прочистить мозги» и расставить приоритеты. Випасана очень распространена у самых влиятельных умов Долины. Ради справедливости стоит сказать, что существуют исследования, которые говорят, что она не показана людям с психическими отклонениями и тонкой душевной организацией. Учитывая популярность и медитации и випасаны, даже странно, что их принципы еще не взяли на вооружение в классическом обучении. Но, скорее всего, это ненадолго. Кстати, обросший уже правдоподобными и не очень легендами фестиваль Burning Man, где тусуется весь цвет Кремниевой долины, это, безусловно, тоже про формирование образа мышления.

Менеджмент здоровья. Если в России фокус все-таки смещен на спорт, причем в большей степени на бег и триатлон, то в мире понимание более комплексное. Речь даже не про биохакинг — а впрочем, почему бы и нет, ведь это штука, которую проповедуют уже слишком много современных лидеров, чтобы считать ее просто маргинальной причудой. Речь об инженерном подходе к организму и телу. Но в целом существует уже понимание, что сон, все знания о мозге, состоянии здоровья, примыкающая к медицине часть психологии, отношений (скажем, секс) — это то, что помогает нам быть эффективным во всех областях жизни и определяет нашу боеспособность, изношенность, если угодно. Ну и спорт тоже. Соответственно, умение управлять всем этим, именно инженерный подход, — это и важно, и интересно. Своеобразный менеджмент организма — и в таком виде его никто из уважаемых институций точно не дает. Характерно, кстати, что книгу примерно про это — Transcent — написал в соавторстве с медиком Терри Гроссманом главный футуролог Google и сооснователь Singularity University Рэй Курцвейл. Тема здоровья вообще очень заботит современных лидеров — в свое время про это высказался основатель Telegram Павел Дуров. А сооснователь другого единорога, Evernote, Фил Левин выступает за голодание, это тоже очень модная вещь сегодня. Шутки шутками, но любые адекватные знания про менеджмент здоровья — это то, что сегодня интересно любому, кто работает много и в ближайшие десятилетия меньше точно не будет.

Коммуникативные навыки. Слово, дающее не совсем верный смысл, и все же именно общение — один из наиболее важных современных деловых навыков, который традиционное образование обычно пытается уместить в PR, GR и IR и в лучшем случае в простейшие навыки нетворкинга, что, конечно, очень примитивно. И это притом что даже при оценке бизнес-школ один из основных критериев — качество выпускников. Так вот, нетворкинг и работа в сообществе — важнейшие новые навыки, в которых нет матчасти и которые в общем-то никто не умеет давать качественно. Это своего рода искусство, при этом от него зависит личный успех любого человека, чем бы он ни занимался. Люди вынуждены «добирать» эти скиллы самостоятельно. Уже существуют системы классических бизнес-клубов наподобие YPO или EO, но более молодые профессионалы, особенно предприниматели, хотят чего-то другого, современного, поэтому просто создают свои объединения. Чтобы не ходить далеко, можно, например, вспомнить закрытое московское комьюнити «Шмита 16», которую в свое время сделали несколько молодых технологических предпринимателей. Наверное, к общению можно отнести и такой навык, как менторство (в любую сторону). Здесь тоже нет никакой матчасти и практика, по сути, создается на наших глазах.

Кроме уже упомянутых ранее новейших бизнес-школ наподобие THNK и внутренних корпоративных программ, отличный пример — это акселераторы. Предприниматель обычно не имеет возможности ни долго учиться, ни рефлексировать, поэтому он просто вынужден брать знания на лету и акселератор — это своего рода квинтэссенция делового образования — ничего лишнего, очень много практики, навыков, которые помогают бизнесу выживать на короткой дистанции (проверка гипотез, бизнес-модели, питчинг инвесторов и пр.). При этом, что характерно, акселератор — это всегда про нетворкинг, самостоятельную работу. На самом деле удивительно, что программы в духе YCombinator — это самый авторитетный акселератор в мире, откуда вышли уже десятки единорогов (Airbnb, Dropbox, Stripe Instacart и пр.) — еще не адаптировали и не растиражировали. И это притом что попасть в YCombinator может, по понятным причинам, только предприниматель (можно посмотреть, как там учат на примере онлайн-школы YC). Пожалуй, во многом это и есть прообраз современного делового образования.

В самом начале я сознательно слегка уколол бизнес-школы. Конечно, они никуда не денутся, и, разумеется, клаcсические лидерские и управленческие навыки будут нужны, но все же колокол действительно со всей силы бьет по традиционному образованию, оно существенно потеряло лоск.