Зачем нужно дистанционное обучение?
Техническая сторона дела
Сопоставимы с ресурсами для обычных сайтов:
- Можно использовать виртуальный хостинг сторонних провайдеров стоимостью 300-2000 в месяц в зависимости от нагрузки на систему;
- При использовании сервера организации необходима поддержка Unix, базы данных MySQL и PHP (типовая конфигурация). Требований по объему диска нет, сама система занимает 2-3 Гб.
1 день. Дополнительная настройка параметров/конфигурации проводится дополнительно в течение нескольких недель в ходе работы под специфические запросы организации.
Затраты на дистанционное обучение
Все среды дистанционного обучения (СДО) делятся на 2 большие группы — платные и бесплатные (вот здесь можно посмотреть хороший аналитический обзор). Большинство платных систем, помимо платы за них, привязаны к продуктам Microsoft. Мы пользуемся сами и настоятельно рекомендуем организациям бесплатную СДО Moodle, которая является самой распространенной СДО в мире — показатели обновляются в реальном времени вот здесь.
Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – программное обеспечение с открытым кодом, которое устанавливается на сервере образовательной или иной организации и полностью ей подконтрольно, в отличие от Windows. От своих пользователей: студентов, слушателей, разработчиков курсов, преподавателей и остальных, — Moodle не требует ничего, кроме доступа в Интернет и более или менее актуального браузера. В результате вокруг Moodle сложилось «наиболее активное международное сетевое сообщество разработчиков и пользователей, которые делятся опытом работы на платформе, обсуждают возникшие проблемы, обмениваются планами и результатами дальнейшего развития среды».
- Нередко можно услышать вопрос: «А как же они живут, если не берут с клиентов денег?» Наблюдения за соответствующими публикациями привели к гипотезе, что бизнес-модель разработчиков Moodle предполагает поступление средств не только в виде мелких разрозненных пожертвований (внести платеж можно здесь), но и серьезного финансирования от крупнейших университетов мира типа Массачусетского технологического, Университета Финикса (крупнейший в мире университет дистанционного образования). А финансируют они Moodle именно в силу его прогрессивности, которая достигается постоянным тестированием СДО миллионами пользователей и обратной связью от них. Эти же пользователи обеспечивают поступление идей развития Moodle.
Таким образом, затраты на внедрение СДО складываются из затрат другого рода:
- На освоение Moodle персоналом. Очень зависят от входного уровня ИТ-компетенций и могут быть как совсем небольшими, так и достаточно значительными. Например, типичная цена на повышение квалификации 1 слушателя с невысоким входным уровнем составляет 3500 для базового уровня освоения и 12500 для уровня методолога. Таким образом, обучение группы в 20 человек стоит 250 тыс. руб. Но если инициативная группа подобрана хорошо, а ее последующая деятельность поддерживается руководством, то они обучат всех остальных. Вузам также предлагается прогрессивная схема внедрения Moodle посредством обучения студентов-старшекурсников, реализация которой обсуждается с каждым вузом отдельно.
- На техническую поддержку Moodle. Очень скромные затраты, которые не стоит серьезно обсуждать — от 300 до 2000 руб. в месяц при работе на внешнем хостинге. Обслуживает Moodle ИТ-персонал в рамках своей обычной зарплаты.
- На обновление контента, управление обучением и квалификацией персонала и т.д. Это та деятельность, которая непосредственно и дает эффект в виде роста производительности труда, квалификации, улучшения корпоративной культуры и т.д. Затраты на такое управление заключаются в оплате труда соответствующего персонала и являются эффективными.
Как происходит внедрение дистанционного обучения?
Такой компании нет смысла тратить усилия на собственный Moodle, проще арендовать его у нас (центра ДО), получив поддомен типа http://[название компании].do-centr.ru. Стоимость аренды — 2000 руб./мес., другие варианты можно посмотреть здесь.
Обучение персонала для них целесообразно вести по простым схемам.
Для этого после аренды Moodle должны быть предприняты следующие шаги:
- Сделана подборка обучающих материалов в соответствии с профилем и целями компании.
- Обучены сотрудники компании, которые направляются на работу с СДО Moodle. Обычно это 1-2 человека, обучение происходит в сборных группах.
- Обученные сотрудники размещают отобранные материалы и проверочные задания. Центр ДО оказывает методическую поддержку, если это указано в договоре. Иными словами — подсказывает, как правильно разместить материал каждого типа и какое задание проверяет нужный навык, а не просто «вопрос с ответом из нескольких вариантов».
- Также обученные сотрудники следят за ходом и результатами обучения, получают нужные отчеты, проводят анализ и принимают меры. На этом этапе центр ДО также оказывает методическую поддержку.
Спустя некоторое время методическая поддержка уже не потребуется, останется только информация об обновлениях и новшествах.
В эту категорию отнесены компании, которые тоже арендуют СДО у нас (центра ДО), получив поддомен типа http://[название компании].do-centr.ru, но ведут обучение персонала по комплексным схемам, учитывая профили должностей, профстандарты, формируя индивидуальные траектории и т.д.
Им нужно предпринять следующие шаги:
- Сформировать профили должностей, включая ключевые и надпрофессиональные компетенции, подобрать профстандарты или иные регламентирующие документы. Компании делают это сами или с методической поддержкой центра ДО.
- Проводится разработка комплектов обучающих материалов в соответствии с результатами п. 1.
- Обучаются сотрудники компании, которые направляются на работу с СДО Moodle. Обычно это 1-3 человека, обучение происходит в сборных группах.
- Шаги 2 и могут меняться местами или идти параллельно.
- Обученные сотрудники размещают разработанные на шаге 2 материалы и проверочные задания – самостоятельно или с помощью верстальщиков центра ДО. Центр ДО оказывает методическую поддержку, если это указано в договоре. Иными словами — подсказывает, как правильно разместить материал каждого типа и какое задание проверяет нужный навык, а не просто «вопрос с ответом из нескольких вариантов».
- Также обученные сотрудники следят за ходом и результатами обучения, получают нужные отчеты, проводят анализ и принимают меры. На этом этапе центр ДО также оказывает методическую поддержку.
Спустя некоторое время методическая поддержка уже не потребуется, останется только информация об обновлениях и новшествах.
Устанавливают СДО Moodle на собственных серверах самостоятельно или с помощью специалистов центра ДО. Кастомизируют внешний вид СДО с учетом корпоративного стиля компании.
Дальнейшие действия:
- Сформировать профили должностей, включая ключевые и надпрофессиональные компетенции, подобрать профстандарты или иные регламентирующие документы. Компании делают это сами или с методической поддержкой центра ДО. В крупных компаниях эта работа очень объемная, поэтому рекомендуется проводить ее постепенно. Внедрению Moodle такая постепенность только помогает.
- Проводится разработка/приобретение комплектов обучающих материалов в соответствии с результатами п. 1.
- Обучаются сотрудники компании, которые направляются на работу с СДО Moodle. Обычно это 10-25 человек, которые обучаются специалистами центра ДО посредством сочетания дистанционного обучения и очных групповых сессий. Шаги 2 и могут меняться местами или идти параллельно.
- Обученные сотрудники размещают разработанные на шаге 2 материалы и проверочные задания. Центр ДО оказывает методическую поддержку, если это указано в договоре. Иными словами — подсказывает, как правильно разместить материал каждого типа и какое задание проверяет нужный навык, а не просто «вопрос с ответом из нескольких вариантов».
- Также обученные сотрудники следят за ходом и результатами обучения, получают нужные отчеты, проводят анализ и принимают меры. На этом этапе центр ДО также оказывает методическую поддержку.
Спустя некоторое время методическая поддержка уже не потребуется, останется только информация об обновлениях и новшествах.
Устанавливают СДО Moodle на собственных серверах самостоятельно или с помощью специалистов центра ДО. Кастомизируют внешний вид СДО с учетом корпоративного стиля компании.
Дальнейшие действия:
- Выбрать ФГОС, учебные планы или иные регламентирующие документы, в соответствии с которыми проводится обучение и которые определяют результаты обучения.
- Обучаются ППС образовательной организации, которые направляются на работу с СДО Moodle. Обычно это несколько групп по 20-25 человек, которые обучаются специалистами центра ДО посредством сочетания дистанционного обучения и очных групповых сессий.
- Проводится разработка/приобретение комплектов обучающих материалов в соответствии с результатами п. 1 и 2.
- Обученные ППС размещают разработанные ими материалы и проверочные задания. Центр ДО оказывает методическую поддержку, если это указано в договоре.
- Обученные сотрудники (персонал кафедр или УМУ) следят за ходом и результатами обучения, получают нужные отчеты, проводят анализ и принимают меры. На этом этапе центр ДО также оказывает методическую поддержку.
Спустя некоторое время методическая поддержка уже не потребуется, останется только информация об обновлениях и новшествах.
Каковы сроки внедрения дистанционного обучения?
Продолжительность внедрения целиком и полностью определяется масштабами компании и входным уровнем ИТ-компетенций персонала, связанного с обучением. Если компания небольшая, а ИТ-уровень хороший, то счет идет на недели. В крупных компаниях со стандартным уровнем ИТ — около 3-4 месяцев.
Факторы ускорения внедрения, они же факторы повышения эффективности последующего обучения, просты:
- активная поддержка со стороны первого лица компании, в т.ч. он/она должны учиться сами и получать отчеты о ходе и результатах обучения;
- подбор персонала для работы с СДО Moodle с хорошими ИТ-компетенциями и убеждениями в необходимости постоянного повышения квалификации.
В случае активного использования Moodle первым лицом и привлечения «правильного» персонала организация через 3-4 месяца не только использует, но и развивает Moodle самостоятельно.
В остальных случаях требуется постоянная «подкачка» мотивации, организационных усилий и т.п.
Применение СДО Moodle
Для обучающегося Moodle — это обычный сайт: он переходит по ссылке, входит в систему типичным способом, видит материалы, читает/смотрит, выполняет задания, отправляет и т.д. Даже люди с невысокими входными ИТ-компетенциями говорят, что никаких проблем не возникает — они думают о содержании обучения и о том, как выполнить задания, а не о том, как их отправить.
Для обученного разработчика курсов Moodle тоже чрезвычайно удобная штука. Для преподавателя — тоже да, но при условии методической грамотности. Т.е. преподаватель умеет формулировать результаты обучения, подобрать нужный тип задания, разбить учебный материал на удобные части, подобрать иллюстрации и т.д. Если этих навыков нет — дистанционный курс тоже получится, только скучный и неэффективный. Как сделать хороший дистанционный курс на базовом уровне освоения Moodle, можно посмотреть здесь.
Для этого существуют определенные алгоритмы, которые осваиваются в ходе обучения на продвинутом уровне.
Например, для больших групп не рекомендуется регистрация силами компании или образовательной организации — гораздо удобнее, чтобы обучающиеся регистрировались сами, а потом из них формируются так наз. глобальные группы, которые без изменений прикрепляются ко всем нужным курсам.
Всех деталей здесь не перескажешь, но решения есть.
Обычно это понятно по отчетам об обучении, а также по его участию в интерактивных элементах — форумах, чатах, вики и т.д.
Есть встроенные инструменты проверки на плагиат.
В особо важных случаях — например, экзамен или итоговое тестирование — используется сочетание видеозаписи аудитории и отчет о прохождении обучения в реальном времени. Тогда мы видим, когда пользователь вошел в систему и вышел и сопоставляем с видео сидящего за этим компьютером. Результат абсолютно достоверен.