УРОВНИ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обучая дистанционным технологиям, мы часто встречаем преувеличенное мнение вузов и корпоративных учебных центров о состоянии своего дистанционного обучения (ДО). Но дела обычно не так радужны. Хотите определить реальную стадию ДО у вас? Посмотрите наши описания различных стадий и ответьте в конце на вопрос.
Часто задаваемые вопросы
- Внедрение ДО
- Выгоды ДО
- Затраты и эффективность
- Применение СДО Moodle
- Сроки и факторы успеха ДО
- Технические вопросы
Геймификация — это использование игровых подходов, которые широко распространены в компьютерных играх, для неигровых процессов, что позволяет повысить вовлечённость участников в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг, усилить лояльность клиентов (источник определения — сайт Всетренинги).
Далее послушаем Википедию, дополнив ее комментариями, относящимися к СДО Moodle:
Геймификация «способствует созданию у пользователей ощущения сопричастности, вклада в общее дело, интереса к достижению каких-либо … целей. Кроме того, при игрофикации применяется поэтапное изменение и усложнение целей и задач по мере приобретения пользователями новых навыков и компетенций, что обеспечивает развитие эксплуатационных результатов при сохранении пользовательской вовлечённости».
- В ЭО, в частности, в СДО Moodle, все точно так же: геймификация нужна для создания интереса к достижению результатов обучения, контроля хода накопления знаний и навыков, формирования компетенций при повышении вовлеченности обучающегося в обучение.
- Корпоративное обучение геймифицируется достаточно давно, активно и хорошими результатами. В образовании нам случаи геймификации неизвестны, поэтому мы считаем первым опытом геймификацию объемного курса «Деньги и управление ими» в БФУ им. И. Канта в 2018 г., вторым — геймификацию модульной программы повышения квалификации в Федеральном институте оценки качества образования в 2018-19 гг.
Основные аспекты игрофикации:
|
|
|
|
|
|
|
|
Термины, используемые в игрофицированном программном обеспечении, перекликаются с инструментами преподавателя настолько ясно, что даже не требуется особых пояснений:
- игроки (англ. players) — потребители и потенциальные потребители;
- действия (англ. actions) — реакции, которые нужны от пользователя;
- уровни мастерства (англ. levels) — стратификация пользователей по уровням достижения результатов (например, обычный игрок или потребитель может дойти до уровня лидера среди других игроков);
- мотивация — создание побуждений к действиям, реакциям.
Среди игровых компонентов, применяемых при игрофикации:
|
В СДО Moodle может быть реализовано все перечисленное.
Вопрос только в желании преподавателя эти инструменты настраивать и использовать. |
Достаточно часто приходится сталкиваться с крайне вредным стереотипом, что тест-«угадайка» — чуть ли не единственный способ проверки знаний в СДО Moodle, а прикрепленные файлы — основной способ размещения материалов.
Мы даже передать не можем, насколько этот стереотип ошибочен! Вариантов размещения материалов и заданий очень много, куда больше, чем при очном обучении с его письменными работами и пересылаемыми по электронной почте файлами. В сочетании с отчетностью о ходе обучения это дает колоссальные возможности контроля и корректировки обучения студентов.
Предлагаем несложный алгоритм выбора способа размещения обучающих материалов и заданий, разработанный с помощью инструмента H5P, который Вы можете дополнить своими вариантами.
На этот вопрос каждый ведущий электронного курса — преподаватель или тьютор — отвечает сам. Как вариант — отвечает организация, ведущая дистанционное или электронное обучение. Мы можем только подчеркнуть, что чем большую долю суток занимает поддержку обучающихся, тем лучше для ЭО/ДО. Если Вы или в вашей организации поддержку обучающихся ограничивают рабочим временем, да еще с двумя выходными, то этим снижают эффективность применением ЭО и ДОТ вдвое-втрое, в отдельных случаях сводят на нет.
Опыт показывает, что лучше всего организуют поддержку и ведут ее преподаватели, «живущие в Интернете», т.е. обладающие подходящими надпрофессиональными компетенциями. Ищите таких!
Надпрофессиональные компетенции — это набор личностных качеств, внутренних установок, предрасположенностей, мотивов и ценностей, имеющихся у личности, формирующие ее внутреннюю структуру самоорганизации действий. Они создают те условия, которые в отличие от квалификации (где четко ясны функции, цели и задачи деятельности) позволяют личности или группе людей действовать самостоятельно и адаптироваться к конкретной ситуации под изменяющиеся требования, т.е. уметь изменить свою стратегию поведения соответственно новой непредвиденной ситуации и успешно реализовать ее на практике. Они особенно важны в ситуациях, где необходимо решать проблемы и принимать решения в рамках не только сложных, но и комплексных систем.
Нет, не можем. В дистанте все точно так же, как в очном обучении — на очных занятиях преподаватель тоже не может быть уверен, что обучающийся сам сделал ту работу, которую сдает. Он мог:
- списать;
- поручить кому-то сделать;
- сделать сам, но с заметной помощью более продвинутого товарища.
Преподаватели возражают: ну так в очном обучении я могу его спросить на занятиях… Отвечаем: наши технологии тоже ориентированы преимущественно на смешанное обучение, в котором есть очные занятия, причем доля практических занятий даже больше (перевернутый класс). В чистом же дистанте для верификации обучающегося используется сочетание видеофиксации аттестации с отчетом о событиях онлайн. Тогда на видео видно, какой обучающийся за каким компом работает, а отчет в режиме реального времени показывает, что каждый делает.
Но вообще сдача работ, сделанных другими, не так уж распространена. Куда большей популярностью пользуется банальное списывание, но оно ловится установленным в СДО Moodle плагином антиплагиата.
С одной стороны,
однозначно можно, потому что СДО Moodle — это система с открытым кодом на доступном вам и вашей организации сервере.
Она представляет собой базу данных, которая может быть интегрирована с любой подходящей системой специалистами соответствующей квалификации.
Например, СДО Moodle неплохо интегрируется с 1С: Университет.
С другой стороны,
Интранет у всех разный, и задачи интеграции с СДО Moodle различаются, и ИТ-специалисты разные. Поэтому заранее сказать, насколько легко это сделать именно вам, не получается. Придется разбираться в каждом конкретном случае.
СДО Moodle поставляется с открытым кодом, абсолютно безопасна. Но если ваша организация хочет добиться абсолютной безопасности с этой стороны, мы рекомендуем установить СДО Moodle на любом внешнем хостинге — как обычный сайт. Так работает, например, наша собственная СДО Moodle Центр ДО.
Дополнительные расходы на внешний хостинг составляют от 300 до 2000 руб. в месяц в зависимости от хостера и объема материалов на Moodle.
Внешний хостинг, помимо безопасности, имеет еще серьезный плюс — ваша организация теперь может безбоязненно обращаться к экспертам и давать доступ к созданию курса внешним авторам и методологам. При постановке дистанционного обучения или на этапе его быстрого роста такой доступ сам по себе может являться важным фактором выбора внешнего хостинга.
Обычно это понятно по отчетам об обучении, а также по его участию в интерактивных элементах — форумах, чатах, вики и т.д.
Есть встроенные инструменты проверки на плагиат.
В особо важных случаях — например, экзамен или итоговое тестирование — используется сочетание видеозаписи аудитории и отчет о прохождении обучения в реальном времени. Тогда мы видим, когда пользователь вошел в систему и вышел и сопоставляем с видео сидящего за этим компьютером. Результат абсолютно достоверен.
Для этого существуют определенные алгоритмы, которые осваиваются в ходе обучения на продвинутом уровне.
Например, для больших групп не рекомендуется регистрация силами компании или образовательной организации — гораздо удобнее, чтобы обучающиеся регистрировались сами, а потом из них формируются так наз. глобальные группы, которые без изменений прикрепляются ко всем нужным курсам.
Всех деталей здесь не перескажешь, но решения есть.
Очень удобно!
Для обучающегося Moodle — это обычный сайт: он переходит по ссылке, входит в систему типичным способом, видит материалы, читает/смотрит, выполняет задания, отправляет и т.д. Даже люди с невысокими входными ИТ-компетенциями говорят, что никаких проблем не возникает — они думают о содержании обучения и о том, как выполнить задания, а не о том, как их отправить.
Для обученного разработчика курсов Moodle тоже чрезвычайно удобная штука. Для преподавателя — тоже да, но при условии методической грамотности. Т.е. преподаватель умеет формулировать результаты обучения, подобрать нужный тип задания, разбить учебный материал на удобные части, подобрать иллюстрации и т.д. Если этих навыков нет — дистанционный курс тоже получится, только скучный и неэффективный. Как сделать хороший дистанционный курс на базовом уровне освоения Moodle, можно посмотретьздесь.
Отзыв преподавателя об обучении, его результатах и применении Moodle
Отзыв реальный, и после регистрации в СДО Moodle нашего центра доступен с координатами автора!
Кстати, отзывов там много, и другие авторы делают акцент на другие аспекты Moodle, что весьма поучительно и познавательно.
В случае активного использования Moodle первым лицом (хотя бы отчетов о ходе обучения и повышении квалификации персонала!) и привлечения «правильного» персонала организация через 3-4 месяца не только использует, но и развивает Moodle самостоятельно.
В остальных случаях требуется постоянная «подкачка» мотивации, дополнительные организационные усилия и т.п.
Продолжительность внедрения целиком и полностью определяется масштабами компании и входным уровнем ИТ-компетенций персонала, связанного с обучением. Если компания небольшая, а ИТ-уровень хороший, то счет идет на недели. В крупных компаниях со стандартным уровнем ИТ — около 3-4 месяцев.
Факторы ускорения внедрения, они же факторы повышения эффективности последующего обучения, просты:
- активная поддержка со стороны первого лица компании, в т.ч. он/она должны учиться сами и получать отчеты о ходе и результатах обучения;
- подбор персонала для работы с СДО Moodle с хорошими ИТ-компетенциями и убеждениями в необходимости постоянного повышения квалификации.
Типичный график внедрения ДО в компании
График внедрения ДО в компании с хорошими ИТ-компетенциями персонала и проектным управлением
Плановый срок — 4 месяца.
График увеличивается по щелчку.
Плановый срок — 2 месяца. Со стороны компании-клиента должен быть толковый и мотивированный руководитель проекта.
График увеличивается по щелчку.
Образовательные организации устанавливают СДО Moodle на собственных серверах самостоятельно или с помощью специалистов центра ДО. Кастомизируют внешний вид СДО с учетом корпоративного стиля компании.
Дальнейшие действия:
- Выбрать ФГОС, учебные планы или иные регламентирующие документы, в соответствии с которыми проводится обучение и которые определяют результаты обучения.
- Обучаются ППС образовательной организации, которые направляются на работу с СДО Moodle. Обычно это несколько групп по 20-25 человек, которые обучаются специалистами центра ДО посредством сочетания дистанционного обучения и очных групповых сессий.
- Проводится разработка/приобретение комплектов обучающих материалов в соответствии с результатами п. 1 и 2.
- Обученные ППС размещают разработанные ими материалы и проверочные задания. Центр ДО оказывает методическую поддержку, если это указано в договоре.
- Обученные сотрудники (персонал кафедр или УМУ) следят за ходом и результатами обучения, получают нужные отчеты, проводят анализ и принимают меры. На этом этапе центр ДО также оказывает методическую поддержку.
Спустя некоторое время методическая поддержка уже не потребуется, останется только информация об обновлениях и новшествах.
Установить СДО Moodle на собственных серверах самостоятельно или с помощью специалистов центра ДО. Кастомизировать внешний вид СДО с учетом корпоративного стиля компании.
Дальнейшие действия:
- Сформировать профили должностей, включая ключевые и надпрофессиональные компетенции, подобрать профстандарты или иные регламентирующие документы. Компании делают это сами или с методической поддержкой центра ДО. В крупных компаниях эта работа очень объемная, поэтому рекомендуется проводить ее постепенно. Внедрению Moodle такая постепенность только помогает.
- Проводится разработка/приобретение комплектов обучающих материалов в соответствии с результатами п. 1.
- Обучаются сотрудники компании, которые направляются на работу с СДО Moodle. Обычно это 10-25 человек, которые обучаются специалистами центра ДО посредством сочетания дистанционного обучения и очных групповых сессий. Шаги 2 и могут меняться местами или идти параллельно.
- Обученные сотрудники размещают разработанные на шаге 2 материалы и проверочные задания. Центр ДО оказывает методическую поддержку, если это указано в договоре. Иными словами — подсказывает, как правильно разместить материал каждого типа и какое задание проверяет нужный навык, а не просто «вопрос с ответом из нескольких вариантов».
- Также обученные сотрудники следят за ходом и результатами обучения, получают нужные отчеты, проводят анализ и принимают меры. На этом этапе центр ДО также оказывает методическую поддержку.
Спустя некоторое время методическая поддержка уже не потребуется, останется только информация об обновлениях и новшествах.
В категорию отнесены небольшие компании, которые тем не менее ведут обучение персонала по комплексным схемам, учитывая профили должностей, профстандарты, формируя индивидуальные траектории и т.д.
Им нужно предпринять следующие шаги:
- Сформировать профили должностей, включая ключевые и надпрофессиональные компетенции, подобрать профстандарты или иные регламентирующие документы. Компании делают это сами или с методической поддержкой центра ДО.
- Проводится разработка комплектов обучающих материалов в соответствии с результатами п. 1.
- Обучаются сотрудники компании, которые направляются на работу с СДО Moodle. Обычно это 1-3 человека, обучение происходит в сборных группах.
Шаги 2 и могут меняться местами или идти параллельно.
- Обученные сотрудники размещают разработанные на шаге 2 материалы и проверочные задания – самостоятельно или с помощью верстальщиков центра ДО. Центр ДО оказывает методическую поддержку, если это указано в договоре. Иными словами — подсказывает, как правильно разместить материал каждого типа и какое задание проверяет нужный навык, а не просто «вопрос с ответом из нескольких вариантов».
- Также обученные сотрудники следят за ходом и результатами обучения, получают нужные отчеты, проводят анализ и принимают меры. На этом этапе центр ДО также оказывает методическую поддержку.
Спустя некоторое время методическая поддержка уже не потребуется, останется только информация об обновлениях и новшествах.
Такой компании нет смысла тратить усилия на собственный Moodle, проще арендовать его у нас (центра ДО), получив поддомен типа http://[название компании].do-centr.ru. Стоимость аренды — 2000 руб./мес.
Обучение персонала для них целесообразно вести по простым схемам.
Для этого после аренды Moodle должны быть предприняты следующие шаги:
- Сделана подборка обучающих материалов в соответствии с профилем и целями компании.
- Обучены сотрудники компании, которые направляются на работу с СДО Moodle. Обычно это 1-2 человека, обучение происходит в сборных группах.
- Обученные сотрудники размещают отобранные материалы и проверочные задания. Центр ДО оказывает методическую поддержку, если это указано в договоре. Иными словами — подсказывает, как правильно разместить материал каждого типа и какое задание проверяет нужный навык, а не просто «вопрос с ответом из нескольких вариантов».
- Также обученные сотрудники следят за ходом и результатами обучения, получают нужные отчеты, проводят анализ и принимают меры. На этом этапе центр ДО также оказывает методическую поддержку.
Спустя некоторое время методическая поддержка уже не потребуется, останется только информация об обновлениях и новшествах.
Все среды дистанционного обучения (СДО) делятся на 2 большие группы — платные и бесплатные (вот здесь можно посмотреть хороший аналитический обзор). Большинство платных систем, помимо платы за них, привязаны к продуктам Microsoft. Мы пользуемся сами и настоятельно рекомендуем организациям бесплатную СДО Moodle, которая является самой распространенной СДО в мире — показатели обновляются в реальном времени вот здесь.
Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – программное обеспечение с открытым кодом, которое устанавливается на сервере образовательной или иной организации и полностью ей подконтрольно, в отличие от Windows. От своих пользователей: студентов, слушателей, разработчиков курсов, преподавателей и остальных, — Moodle не требует ничего, кроме доступа в Интернет и более или менее актуального браузера. В результате вокруг Moodle сложилось «наиболее активное международное сетевое сообщество разработчиков и пользователей, которые делятся опытом работы на платформе, обсуждают возникшие проблемы, обмениваются планами и результатами дальнейшего развития среды».
- Нередко можно услышать вопрос: «А как же они живут, если не берут с клиентов денег?» Наблюдения за соответствующими публикациями привели к гипотезе, что бизнес-модель разработчиков Moodle предполагает поступление средств не только в виде мелких разрозненных пожертвований (внести платеж можно здесь), но и серьезного финансирования от крупнейших университетов мира типа Массачусетского технологического, Университета Финикса (крупнейший в мире университет дистанционного образования). А финансируют они Moodle именно в силу его прогрессивности, которая достигается постоянным тестированием СДО миллионами пользователей и обратной связью от них. Эти же пользователи обеспечивают поступление идей развития Moodle.
Таким образом, затраты на внедрение СДО складываются из затрат другого рода:
- На освоение Moodle персоналом. Очень зависят от входного уровня ИТ-компетенций и могут быть как совсем небольшими, так и достаточно значительными. Например, типичная цена на повышение квалификации 1 слушателя с невысоким входным уровнем составляет 3500 для базового уровня освоения и 12500 для уровня методолога. Таким образом, обучение группы в 20 человек стоит 250 тыс. руб. Но если инициативная группа подобрана хорошо, а ее последующая деятельность поддерживается руководством, то они обучат всех остальных. Вузам также предлагается прогрессивная схема внедрения Moodle посредством обучения студентов-старшекурсников, реализация которой обсуждается с каждым вузом отдельно.
- На техническую поддержку Moodle. Очень скромные затраты, которые не стоит серьезно обсуждать — от 300 до 2000 руб. в месяц при работе на внешнем хостинге. Обслуживает Moodle ИТ-персонал в рамках своей обычной зарплаты.
- На обновление контента, управление обучением и квалификацией персонала и т.д. Это та деятельность, которая непосредственно и дает эффект в виде роста производительности труда, квалификации, улучшения корпоративной культуры и т.д. Затраты на такое управление заключаются в оплате труда соответствующего персонала и являются эффективными.
1 день. Дополнительная настройка параметров/конфигурации проводится дополнительно и обычно постепенно в течение нескольких недель в ходе работы под специфические запросы организации.
Сопоставимы с ресурсами для обычных сайтов:
- Можно использовать виртуальный хостинг сторонних провайдеров стоимостью 300-2000 в месяц в зависимости от нагрузки на систему;
- При использовании сервера организации необходима поддержка Unix, базы данных MySQL и PHP (типовая конфигурация). Требований по объему диска нет, сама система занимает 2-3 Гб.
Обычно дистанционное обучение мысленно ограничивают передачей учебного контента и заданий в электронной форме обучающимся. Но на самом деле главное достоинство ДО — это управление ходом и результатами обучения. На английский язык аббревиатура СДО (среда дистанционного обучения) переводится как LMS (Learning Management System), система управления обучением.
Поэтому выгоды от применения СДО в образовательной организации все те же, что в компаниях, плюс выгоды от управления образовательным процессом:
- основные выгоды
- дистанционное обучение как таковое
- передача обучающимся учебных материалов и заданий с контролем сроков сдачи: студенты и слушатели часто ТРЕБУЮТ этого, потому что это удобно и эффективно
- легкое обновление учебного контента, что особенно актуально для быстро развивающихся областей
- получение отчетов о ходе обучения с возможностью своевременно корректировать обучение и воздействовать на обучающихся
- автоматическое получение ведомостей
- повышение авторитета ППС в глазах обучающихся, что имеет большое значение само по себе
- улучшение усвоения учебного материала за счет методически правильного представления контента, за счет возможности повторного изучения/просмотра, за счет изучения пропущенных занятий и т.д.
- соответствие учебного материала ФГОС (при очном обучении это соответствие контролируется гораздо хуже)
- корректная проверка результатов обучения, которая при очном обучении затруднена, хотя и принято думать иначе
- формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся
- многое другое
- управление квалификацией ППС и другого персонала
- контроль входной квалификации и процесса ее повышения
- проверка соответствия квалификации профилям компетенций и профстандартам
- формирование индивидуальных образовательных траекторий сотрудников
- отчеты о ходе обучения с очень легким получением!!!
- паспорта компетенций сотрудников, постоянно пополняемые и обновляемые
- подбор исполнителей нужной квалификации, в т.ч. для нетипичных задач
- выявление инициативных, организованных людей
- управление персоналом
- улучшение корпоративной культуры
- повышение в должности или иное поощрение достойных сотрудников
- передача опыта
- от успешных сотрудников к новичкам и молодежи
- база знаний университета
- для сотрудников
- стимул к развитию, обучению и получению результатов
- ориентир для целевого повышения квалификации
- позитивный/здоровый карьеризм, самореализация и самооценка
- повышение мотивации
- экономия расходов: обучение на местах, без командировок, переездов, затрат за организацию групповых мероприятий, конференций и семинаров
- дистанционное обучение как таковое
- дополнительный эффект — повышение ИТ-компетенций всех вовлеченных лиц, включая сотрудников, которые не имели нужной мотивации к освоению ИТ, и особенно ППС.
- основные выгоды
- управление квалификацией персонала
- контроль входной квалификации и ее повышения
- проверка соответствия квалификации профилям компетенций и профстандартам
- формирование индивидуальных образовательных траекторий
- отчеты о ходе обучения с очень легким получением!!!
- паспорта компетенций — важны и для управления, и для сотрудников
- подбор исполнителей нужной квалификации
- выявление инициативных людей
- управление персоналом
- корпоративная культура
- повышение в должности или иное поощрение достойных сотрудников
- передача опыта
- от успешных сотрудников к новичкам и молодежи
- база знаний компании
- для сотрудников
- стимул к развитию, обучению и получению результатов
- ориентир для целевого повышения квалификации
- позитивный/здоровый карьеризм, самореализация и самооценка
- повышение мотивации
- экономия расходов: обучение на местах, без командировок, переездов, затрат за организацию групповых мероприятий, конференций и семинаров
- управление квалификацией персонала
- дополнительный эффект — повышение ИТ-компетенций всех вовлеченных лиц, включая сотрудников, которые не имели нужной мотивации к освоению ИТ