Компетентностая модель — это попытка создания наиболее адекватной модели специалиста, которая бы учитывала потребности рынка в специалистах по компьютерной (информационной) безопасности, требования предъявляемые предприятиями к таким сотрудникам, а также возможности самого высшего учебного заведения по подготовке таких специалистов.
Предлагаю ознакомиться с идеей и внести конструктивные предложения.
Введение
Сверхразумная раса существ создала компьютер «Deep Thought» — второй по производительности за всё существование времени и Вселенной,— чтобы найти Окончательный Ответ на величайший вопрос Жизни, Вселенной и Всего Такого. После семи с половиной миллионов лет вычислений, «Deep Thought» выдал ответ: «Сорок два». Реакция была такой:
— Сорок два! — взвизгнул Лунккуоол. — И это всё, что ты можешь сказать после семи с половиной миллионов лет работы?
— Я всё очень тщательно проверил, — сказал компьютер, — и со всей определённостью заявляю, что это и есть Ответ. Мне кажется, если уж быть с вами абсолютно честным, то всё дело в том, что вы сами не знали, в чем Вопрос.
— Но это же Великий Вопрос! Окончательный Вопрос Жизни, Вселенной и Всего Такого! — почти завыл Лунккуоол.
— Да, — сказал компьютер голосом страдальца, просвещающего круглого дурака. — И что же это за вопрос?
Douglas Adams “The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy”
Следуя основному постулату управления о том, что мы не можем управлять тем, что мы не можем измерить, необходимо создать условия управления подготовкой специалистов по специальности компьютерная безопасность. Основной вопрос или цель, которая ставится в настоящей работе – это создание наиболее адекватной компетентностной модели специалиста, которая бы учитывала потребности рынка в таких специалистах, требования предъявляемые предприятиями к таким сотрудникам, а также возможности самого высшего учебного заведения по подготовке таких специалистов.
Кроме этого необходимо учесть передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере информационных технологий, психологии и подбору персонала. Ибо большей частью специалист по компьютерной безопасности будет сталкиваться с работой современных информационных систем, а также препятствовать недобросовестным людям завладеть информацией, составляющей коммерческую ценность.
Настоящая работа разделена на три главы. В первой главе даётся понимание того, что считать компетенцией, что считать компетентностной моделью, какие методы используются на практике для создания качественной компетентностной модели специалиста.
Во второй главе приводится описание компетентностной модели, которая была составлена в результате анализа, классификации и обобщения материала ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) по стандарту ГОС ВПО третьего поколения для специальностей, связанных с информационными технологиями, а также компетентностей, которые указывает ОАО «Связьинвест» для специалистов по информационной и экономической безопасности. Важно отметить, что АПКИТ при создании компетентностных моделей использовала опыт таких компаний как ABBYY, Intel, Microsoft, Motorola, IBM, Oracle, 1C, EMC, Sun, Cisco, Luxoft, Лаборатория Касперского, которые являются лидерами в индустрии информационных технологий и их требования к подготовке специалистов основываются на реальных потребностях этого рынка.
В третьей главе даётся обобщение получившейся модели специалиста и оценка существующего уровня подготовки специалистов по специальности компьютерная безопасность на соответствие разработанной модели. Кроме того, указывается дальнейшие пути по улучшению самой компетентностной модели и усовершенствованию учебного процесса.
Глава 1. Основные понятия, виды и структура компетенций
Беспроволочный телеграф несложно понять. Обычный телеграф похож на очень длинного кота: вы тянете за хвост в Нью-Йорке, а он мяукает в Лос-Анжелесе. Беспроволочный — это то же самое, только без кота.
Альберт Эйнштейн
Основные понятия из области компетенций
Для начала обозначим основные понятия, которыми будем оперировать, рассматривая компетенции. Это необходимо для единообразного и четкого понимания излагаемого материала. Учитывая многообразие различных определений и толкований, применяющихся в теории и практике, следует помнить, что приводимые определения являются не истинной в последней инстанции, а лишь вариантами, которые используются в излагаемом материале. Предложенные определения не являются стандартизированными, но они позволяют корректно обозначить основные термины, используемые в настоящей работе.
К сожалению, в русском языке исторически прижилось несколько популярных и часто употребляемых выражений, включающих однокоренные слова со словом «компетенция». Это существенно сбивает с толку при попытке осмыслить суть понятия «компетенции» применительно к подготовке специалистов в ВУЗе и к бизнесу в области управления персоналом. Например, мы любим говорить: «Он некомпетентен», «Это не входит в область моей компетенции». «Он некомпетентен» вовсе не означает, что человек не обладает никакими компетенциями. Как правило, за этими выражениями скрывается оценка уровня полномочий субъекта. И ровным счётом никакого отношения не имеет к терминологии, используемой в системе компетенций.
Прежде всего, обозначим разницу между понятиями «компетенция» и «компетентность» [ ]. В их основе латинский корень compete – добиваюсь, соответствую, подхожу.
Компетенция – это определённая характеристика личности, необходимая для выполнения определённых работ и позволяющая её обладателю получать необходимые результаты работы.
Компетентность – это способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы.
Иными словами, компетенция – это требуемый для определённой деятельности стандарт поведения, а компетентность – уровень владения этим стандартом поведения, то есть конечный результат его применения.
Ключевые компетенции – набор компетенций, позволяющий работнику выполнять свои профессиональные должностные обязанности максимально эффективно.
ЗУН – знания, умения, навыки.
ПВК – профессионально важные качества: индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения. «Профессионально важные качества – это качества, важные для профессии, безотносительно к той или иной компании».
Модель компетенций – структурированный набор необходимых, идентифицируемых и измеряемых компетенций с индикаторами поведения.
Индикаторы поведения – это стандарты поведения, которые соответствуют эффективным действиям человека, обладающего конкретной компетенцией. При этом, как правило, объектом являются проявления высокого уровня компетенции.
Кластеры компетенций – это набор компетенций (обычно от двух до пяти), связанных между собой в единый смысловой блок. Чаще всего в моделях выделяют такие кластеры, как: интеллектуальная (мыслительная) деятельность, достижение результата, работа с людьми, работа с информацией.
Виды компетенций
Говоря о видах компетенций, следует отметить два существенных момента:
- видовое разнообразие компетенций в условиях отсутствия стандартов;
- существование нескольких классификаций, то есть видовое разнообразие (единой классификации видов компетенций не существует, есть много различных классификаций по разным основаниям. Сориентироваться в этом разнообразии видов весьма проблематично. Многие классификации чрезвычайно неудобны и малопонятны, что делает их применение в практике крайне сложным. Но, так или иначе, сложившаяся ситуация влияет на практику построения модели компетенций).
В различных теоретических и практических материалах, посвящённых теме компетенций, можно найти самые разнообразные типологии.
В мировой практике есть примеры попыток разработки универсальных типологий и моделей компетенций, претендующих на статус мирового стандарта. Так, например, компания SHL – мировой лидер в области психометрического ассессмента и разработки решений – ещё в 2004 году декларировала создание универсальной базовой структуры компетенций группой консультантов под руководством профессора Дэйва Бартрама. Базовая структура, созданная группой Бартрама, включала 112 компонентов, возглавляемых так называемой «Большой восьмёркой компетенций». Вполне возможно, что мировые тенденции унификации в скором времени приведут к тому, что появится единый общепризнанный всеми стандарт. Компетенции – довольно своеобразный инструмент, поэтому практически очень трудно создать единый набор компетенций, которым сможет пользоваться любой ВУЗ и любая компания.
Кроме того, не следует забывать, что компетенция должна быть измеряема. То есть вводя компетенцию, необходимо проверять её на возможность оценки. Это важно помнить именно при разработке модели компетенций, т.к. часто велик соблазн в их число включить личностные качества социального характера. Например, «справедливость». Измерить наличие данной компетенции у человека весьма проблематично, т.к. понятие «справедливый» во многом относительно и сложно идентифицируется.
Профессиональные компетенции по масштабу локализованы. Но определенный набор профессиональных компетенций присущ любой должностной позиции и/или специальности. Данный вид компетенций представляет собой набор личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы на конкретной должностной позиции. Учитывая, что наша классификация компетенций ограничена вузовскими рамками, следует не путать профессиональные компетенции должности и профессиональные компетенции видов деятельности или профессиональных областей.
Профессиональные компетенций видов деятельности и областей носят более обобщенный характер. А профессиональные компетенции должности ограничены рамками конкретной компании. Например, могут быть компетенции работника педа¬гогической сферы — они характерны для всех специалистов, ведущих педагогическую деятельность, независимо от организации, в которой они трудятся, а могут быть про¬фессиональные компетенции педагога конкретной обучающей организации. Говоря о профессиональных компетенциях как виде компетенций, мы ведем речь именно о них.
Таблица 1.
Управленческие компетенции — наиболее локализованный и сложный вид компетенций. Это компетенции, необходимые для выполнения руководящих обязанностей тем, кто будет занимать управленческие должности будь то управление персоналом, либо системное администрирование. Как ни странно, разработка управленческих компетенций наиболее сложна — слишком велик соблазн создания модели идеального суперменеджера, которую вряд ли удастся реализовать на практике. Поэтому при разработке рекомендуется включать в перечень управленческих компетенций оптимальный набор, основанный на принципе необходимых и достаточных компетенций.
Структура компетенций
Структура компетенций служит основой для разработки модели компетенций. О том, что собой представляет модель компетенций, мы поговорим далее.
А теперь о собственной структуре компетенций — о том, из каких элементов состоят компетенции и что собой эти элементы представляют, см. табл. 1.
Из таблицы мы видим, что структура компетенции достаточно сложна, вклю¬чает множество элементов, комбинация которых и делает, собственно, компетенцию тем универсальным инструментом, о котором мы ведем речь. Из представленной структуры становится понятно, почему под компетенцией нельзя рассматривать только ЗУН или ПВК, которые являются лишь элементом компетенции.
Рисунок 1. Полная универсальная структура компетенций (ПУСК).
Необходимо отметить, что в теории и практике построения модели компетенций существуют различные виды структуры компетенций. Например, активно используется, так называемая ПУСК — полная универсальная структура компетенций (см. рис. 1).
Кроме того, многие не используют готовых разработок, принципиально идут своим путем и разрабатывают собственные структуры компетенций. Это оправдано и эффективно лишь в том случае, если разработкой модели занимаются опытные специалисты, так как для начинающих разработчиков эта задача либо не по силам, либо грозит созданием некорректной и неэффективно работающей структуры компетенций.
Модель компетенций
Модель — это логическое описание компонентов и функций, отображающих существенные свойства моделируемого объекта.
Модель компетенций — это логическое описание элементов и функций компетенций. Модель компетенций содержит детальное описание стандартов поведения человека, занимающего конкретную должность, ведущих к достижению должностных целей.
Степень детализации в модели компетенций зависит от целей, для которых применяется модель. Некоторые стремятся охватить весь спектр информации и разработать модель на все случаи жизни. Такая модель, как правило, очень сложна в применении и малоэффективна. Кроме того, ее очень сложно разработать, так как, по мнению экспертов, разница между многими компетенциями крайне мала и едва различима. Опыт последних лет применения модели компетенций показывает, что набор компетенций должен быть оптимальным и включать лишь ключевые стандарты поведения.
Наша задача — показать логику и технологию разработки и применения модели компетенций в простом варианте.
Роль модели компетенций в системе управления. Области применения
Компетенции самым тесным образом связаны со стратегией образовательного процесса, соответственно их предназначение — способствовать реализации стратегических целей. Эту задачу модель компетенций решает через определенные функции и области применения этих функций. Области применения приведены ниже. Функции — это вид специфической деятельности, через которую работает модель компетенций в той или иной области. Например, в области обучения и развития персонала модель компетенций работает через оценки зоны недостающих компетенций у работника. Рассмотрим их более подробно.
Как уже говорилось в самом начале, модель компетенций — многофункциональный и практически универсальный инструмент, поэтому она работает в различных сферах управления. В первую очередь — в управлении человеческими ресурсами.
Содержание модели компетенций
Как уже стало понятно из всего сказанного выше, в содержание модели компетенций включаются:
- полный набор компетенций и индикаторов поведения;
- описание стандартов поведения или стандартов действий, ведущих к выполнению поставленных задач и достижению целей;
- уровни компетенций (если они предусмотрены и применяются).
Само по себе содержание модели не является гарантом создания инструмента по повышению эффективности учебного и рабочего процесса. Эффективность модели зависит от качества содержания. А результат использования модели напрямую связан с качеством организационной деятельности и стройности всей системы управления. К сожалению, очень часто модели компетенций, включающие все необходимые элементы, тем не менее, не дают ожидаемого эффекта, а только расходуют ресурсы на их обслуживание. Часто причина такой ситуации в некачественном содержании модели.
Качественное содержание модели должно отвечать следующим критериям:
- Соответствие стратегическим целям отрасли. Это означает, что разрабатываемые компетенции должны способствовать дальнейшей деятельности выпускников в различных компаниях в профильной отрасли, направленной на достижение именно данных целей, а не включать весь мыслимый и немыслимый набор возможных компетенций.
- Полезность для всех, кто участвует в ее эксплуатации (специалисты различных компаний, использующие модель в качестве инструмента, преподаватели). Следует помнить, что субъектом модели являются студенты, у которых также есть свои цели, свои мотивы трудовой деятельности и свои потребности. Это означает, что модель также должна представлять интерес для студентов и быть им полезной.
- Оптимальный набор элементов модели, отсутствие повторений и пересечений.
- Измеряемость компетенций и наличие системы учета ожидаемых изменений. Оптимальный набор компетенций и их измеряемость направлены на комфорт эксплуатации модели, объективность измерений и возможность эффективного использования полученных результатов. Наличие системы учета ожидаемых изменений позволяет получить желаемый спектр применения системы и делает систему полезной всем участникам. Например, оценка студентов и преподавателей на основе модели компетенций, с успехом заменяющая аттестацию, при наличии системы учета изменений позволяет грамотно спланировать развитие карьеры, проследить динамику изменений и завязать результаты с оплатой труда. Также она устанавливает зависимость между развитием студента и ростом его будущей заработной оплаты, делает его ожидания реалистичными.
- Простота и прозрачность модели компетенций. Очень важным моментом содержания модели компетенций является ее объем. Некоторые умудряются разработать настолько объемную модель, что ее описа¬ние представляет собой увесистый том с многостраничным пространным описанием сотни компетенций и множественными примерами. Все пре-красно знают, что чем более обширна какая-либо инструкция, тем меньше у нее шансов быть хотя бы полностью прочитанной, а не то что изученной. Это правило справедливо и к описанию модели компетенций, хотя не означает, что описывающая систему документация должна быть скупой и предельно краткой, но при ее создании необходимо соблюдать правило оптимальности.
Компетенции должны быть не только точными, но и политкорректными, не задевающими чувство собственного достоинства. Например, корректно ли измерять честность человека и что делать, если ее уровень окажется недостаточным?
Модель компетенций может быть упрощенной (без уровней компетенций) и более сложной (с уровнями). Простая модель «Компетенции без уровня» содержит лишь основные стандарты поведения и, как правило, одинаковый для всех набор поведенческих индикаторов. При этом не учитываются уровни подготовки. Модель компетенций может содержать так называемые уровни компетенции и позволяет охватить более широкий спектр уровней подготовки студентов и учесть различные нюансы. И такую модель называют «Компетенции по уровням». В этом случае индикаторы поведения для одних и тех же специальностей, относящихся к разным уровням, будут различными. Например, для администратора и управляющего вполне могут совпадать некоторые компетенции, но уровень их проявления — разный, в зависимости от уровня полномочий и ответственности.
Структура модели компетенций наглядно демонстрируется схематичным изображением. В качестве примера ниже приводится схема так называемой форматно-кластерной модели компетенций (см. рис. 2).
Рисунок 2. Форматно-кластерная модель компетенций.
Профиль компетенций
Профиль компетенций, по сути, представляет собой набор компетенций, которыми должен обладать работник, соответствующий занимаемой должности, либо выпускник специальности, соответствующий требованиям к выпускникам ВУЗа. Но это не просто набор, а перечень, включающий необходимый уровень развития каждой компетенции для конкретной специальности/должности. Профиль компетенций чаще всего составляют в виде диаграммы, позволяющей наглядно проиллюстрировать необходимый уровень. После оценки имеющегося у работника уровня компетенций диаграммы сравнивают. Становятся очевидными расхождения требуемого уровня и действительного. Разница между ними — это и есть область обучения и развития работника.
Таким образом, профиль компетенций является очень простым и удобным «наглядным пособием» при использовании модели компетенций. Пример такого профиля изображён на рис. 3.
Важно отметить, что профиль компетенций не статичен, он обладает свойством меняться. Причем меняются именно требуемые уровни компетенций. Это связано с развитием человека со временем, а также изменением требований к квалификации. При развитии модели компетенций также может меняться и сам набор компетенций. Поэтому, разработанные профили компетенций не могут использоваться длительное время, они имеют определенный «срок годности». Но это не означает, что их необходимо разрабатывать каждый раз заново. Они требуют проверки на актуальность перед использованием и, в случае необходимости, актуализации.
Глава 2. Разносторонняя компетентностная модель специалиста по компьютерной безопасности
Открытие порядка – нелёгкая задача, но если он найден, понять его совсем не трудно.
Рене Декарт
Источники [2], близкие к министерству образования и науки Российской федерации предлагают изначально классифицировать компетенции выпускников по двум большим группам:
- Общие компетенции (универсальные, ключевые, надпрофессиональные);
- Предметно-специализированные компетенции (профессиональные).
Но такой подход абсолютно ничем не отличается от того, который присутствует в ГОС ВПО 2 поколения. За той лишь разницей, что от терминов (именно терминов, а не сути) предметно-ориентированного подхода перешли к терминам компетенции. В ГОС ВПО второго поколения изучаемые в ВУЗе дисциплины подразделяются на 2 больших класса: общеобразовательные и специальные. Видимо в данном случае сыграло роль то, что людям свойственно опираться на знакомые сущности, нежели обращаться к другой области человеческого знания. Кроме того, возвращение к, по сути, предметно-ориентированному подходу противоречит той изначальной цели, которую закладывали в понятие компетенции и о которой в этом пособии упоминается во введении, где автор пособия цитирует сам себя [3], а именно: «В рамках Болонского процесса европейские университеты в разной мере и с различающимися степенями энтузиазма осваивают (принимают) компетентностный подход, который рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средством углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия».
Итак, подытожив предыдущий абзац, скажем, что основная задача компетентностного подхода в образовании – это установление соответствия между возможностями образовательного учреждения, требованиями реального сектора экономики и способностями обучающегося.
Поскольку высшие образовательные учреждения находятся на стадии ожидания стандартов третьего поколения, либо пытаются как-то своими силами доказать, что стандарт третьего поколения от стандарта второго поколения отличается только переименованием предмета на компетенцию; студенты и абитуриенты находятся в состоянии счастливого неведения, что их ожидает после окончания университета, а реальный сектор экономики борется с последствиями финансового и экономического кризисов, предлагается рассмотреть всё же требования предприятий, предъявляемых к специалистам по компьютерной безопасности.
Поиск информации по открытым источникам (собственно и по закрытым тоже) не дал результатов именно по компетентностной модели специалиста по компьютерной безопасности в ГОС ВПО нового поколения. Однако, была найдена интересная статья С. М. Авдошина [4]. В статье автор обобщает опыт, полученный при работе в проекте разработки информационных стандартов для отрасли информационных технологий [5]. Так вот, этот проект осуществлялся под эгидой ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) и на сайте [6] этой ассоциации в свободном доступе имеются следующие компетентностные модели специалистов:
- Программист;
- Системный архитектор;
- Специалист по информационным системам;
- Системный аналитик;
- Специалист по системному администрированию;
- Менеджер информационных технологий;
- Администратор баз данных.
Для чего нам необходимы все эти, на первый взгляд, не относящиеся к делу, компетенции? Дело в том, что в основе компьютерной и информационной безопасности лежит постулат о том, что успех в области безопасности может принести только комплексный подход. Информационная безопасность – сравнительно молодая, быстро развивающаяся область информационных технологий, для успешного усвоения которой важно с самого начала усвоить современный, согласованный с другими ветвями информационных технологий базис [7]. Т.е. все вышеперечисленные компетенции в области информационных технологий необходимы в качестве базиса для построения качественной разносторонней компетентностной модели специалиста по компьютерной безопасности.
Созданные АПКИТ компетентностые модели подразделяются на квалификационные уровни от самого нижнего уровня 1 (помощник системного администратора, оператор персонального компьютера) до самого верхнего уровня 8 (менеджер по информационным технологиям, имеющий учёную степень и опыт работы в руководящей должности не менее 5 лет). Кроме того по этим квалификационным уровням компетентностные модели, предложенные АПКИТ, подразделяют подготовку бакалавров, специалистов и магистров.
Согласно действующему в настоящее время стандарту ВПО для специальности «Компьютерная безопасность» [8]: «Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации по специальности 075200 – компьютерная безопасность при очной форме обучения составляет 5 лет 6 месяцев». Т.е. студенты проходят 6 курсов обучения, поэтому по некоторым компетентностным моделям, разработанным в АПКИТ можно брать за основу квалификационные уровни магистров.
Исходя из вышесказанного, выберем следующие квалификационные уровни:
1. Программист – 3 квалификационный уровень;
2. Системный архитектор – 4 квалификационный уровень;
3. Специалист по информационным системам – 3 квалификационный уровень;
4. Системный аналитик – 3 квалификационный уровень;
5. Специалист по системному администрированию – 5 квалификационный уровень;
6. Менеджер информационных технологий – 4 квалификационный уровень;
7. Администратор баз данных – 4 квалификационный уровень.
Итак, если просто объединить методом сложения те умения и навыки, которые соответствуют приведённому выше списку, то получится более 2000 позиций, содержащих умения и навыки, причём они будут повторяться, т.к. речь идёт об одной отрасли. Если выделить только уникальные умения и навыки, свойственные для всех вышеописанных базисных компетентностых моделей из области информационных технологий, то получится 673 уникальных умения и навыки, которые специалисты из АПКИТ посчитали необходимыми для внесения в стандарт подготовки специалистов соответствующих профилей.
Но со списком из более, чем шестисот умений и навыков (не считая знания) достаточно проблематично работать в силу специфики восприятия информации человеческим мозгом [9], то необходимо как-то классифицировать эти умения и навыки, чтобы уменьшить сложность и трудоёмкость работы по созданию компетентностной модели.
Следуя методологии объектно-ориентированного анализа и проектирования [10], для того, чтобы модель специалиста выглядела как модель, а не как груда трудночитаемых и трудноразличимых компетенций на основе умений и навыков. Необходимо произвести классификацию компетенций. Поскольку не существует методов создания идеальной классификации, то придётся опираться на собственную интуицию и опыт.
Первое, что приходит на ум – это следующая классификация:
подразделение первое (предметное)
- Математика;
- Физика;
- Информационные технологии;
- Экономика и руководящие документы;
- Безопасность в широком смысле.
Но чем это отличается от ГОС ВПО 2 поколения, в котором идёт именно знаниевая модель. Пожалуй, ничем. Поэтому лучше предложить классификацию на основе умений и навыков, но не знаний. Знания в модели должны находиться в симбиозе с умениями и навыками.
Предлагается следующая первоначальная классификация компетенций:
- Документы и стандарты (мировые и отечественные стандарты по информационным технологиям, защите информации, санитарной и пожарной безопасности, ГО ЧС, стандарты качества, федеральные законы, КЗОТ, руководящие документы ФСТЭК, прочие нормативно-правовые акты, внутренняя и проектная документация)
- Личностно-деловые качества и мотивация (способности, саморазвитие, устойчивость к стрессам, способность мобилизовать свои силы в короткий отведённый промежуток времени, умение убеждать, умение слушать, умение подчинять себе толпу, нацеленность на результат, высокий уровень самомотивации)
- Программирование (языки программирование, процесс создания ПО, методы обеспечения качества программных продуктов, инспекции и т.д. и т.п.)
- Операционные системы, компьютеры и сети (идеология, архитектура, проектирование, внедрение и сопровождение)
- Базы данных (создание, администрирование, защита)
- Системный анализ и управление (анализ любых информационных систем, бизнес процессов, управление инфраструктурой)
- Работа с людьми (взаимодействие с заказчиками, управление персоналом, взаимодействие с пользователями, работа с разрешающими и уполномоченными органами, работа с представителями власти)
- Экономическая безопасность (экономика, основы бухучёта и аудита, формы собственности, интересы криминала, физическая безопасность объектов, организация режима безопасности на предприятии, понимание взаимодействия всех структур компании, умение проводить служебные расследования, взаимодействие с МВД, ФСБ и прочими силовыми структурами, понимание основ бизнес аналитики, основы психологии)
- Инструментальный контроль (предотвращение утечки информации по физическим полям, обнаружение закладок и жучков, проверка оборудования на предмет наличия в нём посторонних закладных устройств)
- Информационная безопасность (шифрование, VPN, FireWall, Antivirus, IDS, СКУД, пароли, восстановление данных, политики безопасности).
В ходе дальнейшей работы над классификаций умения и навыки были разбиты на подклассы, которые приведены в последующих разделах настоящей главы.
Документы и стандарты
Разработка документации
Контроль документации
Следование предписаниям законов
Личностно-деловые качества и мотивация
Программирование
Операционные системы, компьютеры и сети
Программное обеспечение
Компьютеры и серверы
Информационные системы и сети
Базы данных
Системный анализ и управление
Работа с людьми
Экономическая безопасность
С компетенциями по экономической безопасности дело обстоит гораздо интереснее, чем с информационной. Дело в том, что на территории РФ по этому направлению готовят специалистов только ведомственные учебные заведения. Но некоторую информацию о необходимых навыках можно почерпнуть из руководств крупных компаний [11], в которых есть специалисты по данному направлению.
Инструментальный контроль
Информационная безопасность
Глава 3. Практические вопросы применения компетентностной модели
Ассоциация букмекеров наняла биолога, математика и физика, чтобы они разработали метод прогнозирования результатов забегов. Каждому на исследование дали по миллиону долларов и один год времени.
Прошёл год, заслушивают отчёты.
Биолог: «Я разработал методику, с помощью которой, зная родословные лошадей и взяв анализы их крови, можно предсказать результат с вероятностью 90%».
Математик: «Я разработал методику, с помощью которой, зная статистику забегов за год, число зрителей на трибуне, суммы ставок и соотношение между мужчинами и женщинами среди сделавших ставки – можно предсказать результат с вероятностью 96%».
Физик: «Я могу дать метод, позволяющий со 100% вероятностью прогнозировать результаты забегов, но мне нужны ещё 10 миллионов долларов, лаборатория, штат ассистентов и пять лет времени, а сейчас у меня есть модель сферического коня в вакууме…»
Коллекция лучших анекдотов всех времён на anekdot.ru
Для того, чтобы связать модель с реальностью, необходимо произвести эксперимент на реальных людях, который количественно покажет качество соответствия отдельного человека принятой модели компетенций. Существует достаточно большое количество методов, позволяющих произвести оценку компетенций. Наиболее полные и широко распространёнными методами оценки компетенций являются методы Assessment Center [12] и методика 360 градусов.
Эти методы достаточно сложные и требуют достаточно больших людских и финансовых ресурсов, поэтому их применяют в основном только в крупных компаниях. В рамках настоящей работы эти методы не будут применяться в связи с жёсткими временными ограничениями. Хотя для качественной и количественной оценки модели их применение обязательно.
Как было сказано к эпиграфу во введение к данной работе, нам необходимо было задать основную цель работы или главный вопрос и попытаться ответить на него. Главная цель – создание модели специалиста в этой работе достигнута.
Идеальный специалист по компьютерной безопасности
В результате проделанной работы получилось 67 компетенций:
1. Проектные документы
2. Технические задания
3. Отчёты
4. Технологическая документация
5. Согласование документации
6. Внесение изменений в документы
7. Проверка документов
8. Государственные и отраслевые стандарты
9. Прочие нормативно-правовые акты
10. Использование документации
11. Работа в команде
12. Самоконтроль и ответственность
13. Умение правильно читать
14. Саморазвитие
15. Навыки публичных выступлений
16. Языки программирования
17. Понимание процесса и методов создания ПО
18. Обеспечение качества и безопасности создаваемого ПО
19. Контроль текущего состояния ПО
20. Установка и настройка ПО
21. Модернизация ПО
22. Фиксация событий и документирование различных процедур, связанных с работой оборудования
23. Устранение неполадок в оборудовании
24. Эксплуатация оборудования
25. Контроль и мониторинг состояния ИСиС
26. Эксплуатация и сопровождение ИСиС
27. Выявление и устранение причин неисправности ИСиС
28. Разработка документов и регламентов по работе с ИСиС
29. СУБД
30. Обработка информации
31. Резервное копирование
32. Осуществление контроля и документирования работы с базами данных
33. Управление проектной деятельностью
34. Понимание стратегии организации
35. Управление администрированием информационных систем
36. Управление планово-отчётной деятельностью
37. Работа с заказчиком
38. Обеспечение норм охраны труда
39. Работа с пользователями информационных систем
40. Люди и проекты
41. Анкетирование и интервью
42. Обеспечение взаимодействия между людьми
43. Управление персоналом
44. Поддержание позитивной рабочей атмосферы
45. Аналитическая работа и сбор сведений
46. Проведение экспертиз
47. Оптимизация бизнес процессов с точки зрения экономической безопасности
48. Методология защиты конфиденциальной информации
49. Работа с нарушениями безопасности: локализация, предотвращение, расследование, предвидение.
50. Проведение интервью с людьми: кандидаты на работу, работники, партнёры, конкуренты.
51. Работа с правоохранительными органами
52. Работа с учредительными документами, договорами, правами собственности, законами и прочими НПА
53. Физическая охрана объектов и устройства охранной сигнализации
54. Датчики противопожарной сигнализации и системы пожарной безопасности
55. Средства и методы обеспечения специальной связи
56. Специсследования, спецпроверки, спецобследования
57. Следование инструкциям по обеспечению информационной безопасности
58. Применять технические средства защиты информации
59. Контроль функционирования оборудования
60. Анализ и аудит информационных систем и систем безопасности
61. Работа с системами антивирусной защиты
62. Создавать ограничивающие политики и процедуры
63. Контролирование использования вычислительных ресурсов
64. Формирование политик безопасности
65. Анализ рынка программно-технических средств
66. Работа с учётными записями информационных систем и пользователей
67. Реагирование на критические события и устранение аварийных ситуаций
Теперь, если принять в качестве оценок компетенций специалистов некоторый процент соответствия знаний умений, навыков, личностно-деловых качеств, ответственности и целевых качеств желаемому результату, то идеальным вариантом будет 100% соответствие по каждой компетенции (см. рис. 4 и 5).
Таким образом, у нас получилась модель сферического безопасника в вакууме?
Реалистичная оценка специалиста по компьютерной безопасности.
Поскольку идеальных людей и процессов подготовки не бывает, попробуем оценить то, как выглядит более или менее реалистичная картина соответствия специалиста по такой модели компетенций.
Сразу можно сказать, что отечественные учебные заведения не уделяют должного внимания таким компетенциям, которые относятся к командной работе, саморазвитию, навыкам публичных выступлений, грамотному ведению документации и работе с заказчиками. Исходя из этих допущений, можно построить оценку, показанную на рисунке 6.
Какая-то страшная получается картина. Но это и не удивительно. Ибо в настоящее время в образовательных учреждениях основной упор делается на передачу знаний, причём, знаний, как правило, устаревших лет на 5, а то и 10 по отношению к технологиям и требованиям сегодняшнего дня.
Эволюция модели специалиста от курса к курсу
Всё вышесказанное относилось к оценке уже готового специалиста, т.е. выпускника ВУЗа. Но хорошая модель должна подразумевать развитие самой себя, и поэтому включать подмодели. Поскольку обучение специалиста проходит на протяжении 6 курсов, то целесообразно указать на то, что и модель должна эволюционировать вместе со студентом. На рисунке 7 примерно показано то, как должна эволюционировать такая модель. Указана зависимость не количества компетенций, а мощность компетенций потому, что компетенции должны развиваться по мере накопления знаний, умений и навыков в процессе обучений и из одной базовой компетенции, которая была дана студенту на первом курсе может к выпуску сложится десять итоговых компетенций, некоторые базовые компетенции, возможно, объединятся. Но всё это необходимо учитывать в рамках отдельных предметов на протяжении всего процесса обучения. Но такие изыскания выходят за рамки настоящей работы.
Помимо этого настоящая работа не учитывает знаниевую компоненту, т.к. для того, чтобы построить полную модель с учётом знаний, необходимо просматривать учебные планы по каждой преподаваемой на данной специальности дисциплине, что займёт время, превышающее, отведённое для выполнения настоящей работы.
Заключение
Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.
Альберт Эйнштейн
Если подводить итог настоящей работе, то можно заметить, что компетенции являются связующим звеном между ВУЗом и предприятием, на которое пойдёт работать специалист после выпуска. Однако, подготовка специалистов в ВУЗе в настоящее время не учитывает реальные потребности предприятий в тех знаниях, умениях и навыках, которые действительно необходимы для работы. Подготовка специалистов в рамках учебных дисциплин смещается в основном в сторону фундаментально-научных предметов, упуская реальные потребности во взаимодействии с людьми, работе в команде, умение грамотно работать с документами. Несомненно, фундаментальная подготовка очень важна, как база, но нельзя останавливаться только на фундаментальных естественнонаучных дисциплинах. Нужно двигаться дальше. Сейчас в рамках проекта министерства образования и науки РФ имеется уникальный шанс разработать и использовать в подготовке специалистов комплексный стандарт, основанный на компетентностной модели. ВУЗам в ГОС ВПО третьего поколения даётся большая свобода по созданию таких стандартов для ряда специальностей и этими возможностями необходимо воспользоваться для того, чтобы выпускающийся из ВУЗа специалист был ближе к идеалу, а не к тому страшнодеформированному морскому ежу, который сейчас получается, если посмотреть на знания, умения и навыки выпускника. Высшая школа должна в первую очередь заботиться о воспитании человека, а уже дальше из человека делать специалиста.
Список использованной литературы
[1] Проект ВКК – национального союза кадровиков «библиотека персонал-технологий» Методическое пособие «Построение модели компетенций в компании», приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом» №11, 2008.
[2] В. И. Байденко, Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов, как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения (Методическое пособие), М.: 2006.
[3] Болонский процесс: Середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. – 379 с.
[4] Авдошин С. М., Об опыте использования профессиональных стандартов при формировании учебных образовательных программ по направлению 230400 «Прикладная инженерия», М.: Государственный Университет – Высшая Школа Экономики, — 2007.
[5] Разработка профессиональных стандартов для отрасли информационных технологий. Комитет по образованию в области ИТ. Сайт АПКИТ
[6] Профессиональные стандарты опубликованы на сайте АП КИТ
[7] Основы информационной безопасности / Галатенко В. А. Под редакцией члена-корреспондента РАН В. Б. Бетелина / М.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-университет информационных технологий», 2003. – 280 с.
[8] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Специальность – 075200 – «Компьютерная безопасность», М.: Министерство образования РФ, 2000.
[9] Miller George, The magical Number Seven, Plus Or Minus Two: Some Limits on Our Capacity for Information Processing, The Psychology Review, vol. 63, N 2, March 1956.
[10] Г. Буч Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++, 2-е изд./Пер. с англ. – М.: «Издательство Бином», СПб.: «Невский диалект», 2001. – 560 с., ил.
[11] Методология и инструменты разработки типовых моделей компетенций для целевой группы должностей структурных подразделений региональных филиалов МРК группы ОАО «Связьинвест». Руководство для HR специалистов. М.: Связьинвест, 2006.
[12] ASSESSMENT CENTER: технология оценки и развития персонала
Источник http://www.kadry.ru/articles/detail.php?ID=15683
Оставить комментарий