Как не потратить деньги и время зря? Что надо учитывать при выборе учебного центра или онлайн-курса? Марина Правда, руководитель проекта, Москва, e-xecutive.ru
- От авторов сайта: статья носит рекламный характер, после ее завершения предлагается скидка на участие в конференции. Соответственно, кое-какие критерии в ней тенденциозны, и авторы не со всеми согласны. Поэтому в тексте статьи есть наши вставки.
Мир меняется: то, что актуально сегодня, может уже завтра устареть. Бурное развитие технологий, повсеместная цифровизация так или иначе влияют на все сферы нашей жизни: медицину, транспорт, финансы и др. Рынки труда и образования тоже не остались в стороне: растет спрос на диджитал-специалистов со стороны бизнеса и меняется сам подход к обучению.
В этой статье – разбор важных вопросов российского профессионального онлайн-образования:
- Часть I — общая — о трендах на рынке и перспективах его развития, направлениях и форматах обучения. А также о проблемах онлайн-образования и преимуществах его получения.
- Часть II — прикладная — с ответами на насущный вопрос: как выбрать обучающий курс, онлайн-школу или учебный центр для себя и своих сотрудников. Здесь — все критерии выбора.
Материал будет полезен предпринимателям, руководителям, будущим и действующим специалистам (как офисным работникам, так и фрилансерам). Обратите внимание, если хотите:
- Запустить свою обучающую программу для дополнительного заработка.
- Подобрать курс, который поможет с развитием soft и hard skills — для профессионального развития и карьерного роста.
- Определиться с обучающим мероприятием для мотивации и повышения квалификации сотрудников.
Часть I. Обзор рынка онлайн-образования
Рынок онлайн-образования растет и развивается как в России, так и за рубежом. Растет количество предложений — от вузов, учебных центров, онлайн-университетов — и спрос со стороны специалистов и бизнеса.
Перспективы роста рынка
В 2017 году Foxford совместно с партнерами — ФОМ, SkyEng, Coursera и др. — провел исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Некоторые интересные цифры и факты из результатов этого исследования:
- Проникновение онлайн-технологий в российское образование находилось на уровне 1,1%, что в денежном выражении составляло 20,7 млрд руб.. В 2021 году ожидаются такие показатели: 2,6% и 53,3 млрд руб.
- Восточная Европа в числе быстрорастущих рынков в мировом EdTech (educational technologies — образовательные технологии) благодаря России. По оценке аналитиков и игроков рынка, российский EdTech прибавляет по 17–25% в год.
- Среди наиболее быстрорастущих — компании, предлагающие решения, основанные на игровых механиках и симуляции реальных процессов. В России эти направления в первую очередь используют игроки B2B.
- Максимальный потенциал роста у дошкольного, школьного и корпоративного образования, а также изучения иностранных языков и репетиторства. Сейчас же в России наиболее прибыльные области EdTech — дополнительное профессиональное и высшее образование.
Тренды онлайн-образования
В качестве трендов онлайн-образования авторы вышеупомянутого исследования выделяют:
- Усиление роли высококачественного видеоконтента.
- Внедрение новых технологий (большие данные, виртуальная реальность и др.).
- Обучение на проектной работе и смешанное обучение, когда сочетаются онлайн- и очные занятия (эти тренды относятся больше к высшему образованию).
- От авторов сайта: на самом деле самые большие возможности кроются именно в сфере смешанного обучения, когда очные лекции дополняются электронным обучением или онлайн-курсы подкрепляются проверкой освоения материалы и выработки навыков живым преподавателем. Но об этом говорят мало сразу по многим причинам — прежде всего потому, что бóльшая часть учительского и преподавательского корпуса не обладает нужной квалификацией. Включая первых лиц.
- Глобализация, возможная благодаря технологиям машинного перевода и распознавания речи.
- Симуляция реальных процессов и геймификация (направления популярны в сфере корпоративного обучения).
- Адаптивность — когда платформа учитывает индивидуальные особенности и интересы пользователя, что приводит к большей вовлеченности.
- Непрерывное обучение как альтернатива традиционному образованию.
Направления обучения в онлайне
Рост рынка онлайн-образования также подтверждает недавнее исследование HeadHunter. За два года — с 2016 по 2018 — интерес к дистанционному обучению вырос на 13%. Количество тех, кому не нужны были онлайн-курсы, сократилось вдвое.
В топе интересных направлений:
- Английский язык.
- Развитие личной карьеры и управление персоналом.
- IT и новые технологии (Big Data, VR и т. п.).
- Личная эффективность и предпринимательство.
- Маркетинг и PR.
На тот случай, если вы ищете курсы или хотите изучить конкурентов, — список представителей рынка по некоторым вышеперечисленным направлениям:
- Английский — Puzzle English, SkyEng.
- IT и программирование — GeekBrains, SkillBox.
- Личная эффективность и предпринимательство — Универсариум, Coursera.
- Развитие личной карьеры и управление персоналом — iSpring, Eduson.
- Интернет-маркетинг — Webcom Academy, CyberMarketing.
Преимущества образования в онлайне
Инвесторы вкладывают миллионы в образовательные проекты, студенты и специалисты хотят получать профессию дистанционно, предприниматели отправляют сотрудников на курсы и конференции.
Почему же онлайн-образование так востребовано — постепенно вытесняет традиционное обучение или интегрируется в него? Все из-за преимуществ, в числе которых:
- Удобство и доступность
Чтобы пройти онлайн-курс, не нужно отпрашиваться с работы, ехать в другой город и стоять в пробках. Можно заниматься в любом месте, даже не выходя из дома. Главное условие — наличие высокоскоростного интернета, а с этим сейчас, как правило, нет проблем.
- Экономия времени
С онлайн-обучением студенту не нужно подстраиваться под чужой график и тратить время на проезд. Видеозаписи, тексты, презентации доступны 24/7: можно учиться в перерывах между домашними делами, работой и личной жизнью.
- Цена ниже, чем в офлайне
Преподавателю не нужно арендовать зал, закупать канцтовары и т. д. К примеру, он может раз в неделю проводить живой вебинар, находясь при этом дома, а остальные лекции записать на видео. Тесты и другие контрольные мероприятия также легко автоматизируются. Следовательно, онлайн-курс получается дешевле аналогичного в офлайне.
При всем этом эффективность онлайн-курсов не уступает очному обучению. Эксперты НИУ ВШЭ проводили эксперимент и выяснили: способ обучения не влияет на уровень освоения предмета. Правда, могут быть некоторые сложности с тем, что слушателям нужна повышенная самодисциплина и нет личного общения с преподавателем:
Форматы онлайн-обучения
Онлайн-обучение позволяет использовать самые разные форматы:
- Живые вебинары с чатом, где слушатели курса и преподаватели могут пообщаться в реальном времени.
- Тесты и домашние задания — для лучшего усвоения пройденного материала.
- Видеоуроки, которые доступны в любое время дня и ночи. Если тема сложная, можно просмотреть записи несколько раз — так не получится сделать при очном обучении.
- Индивидуальные занятия по Skype, позволяющие устранить пробелы и скорректировать процесс обучения конкретного студента.
- Электронные книги, которые, в отличие от бумажных, постоянно актуализируются и обновляются.
- Практика на реальных сервисах и проектах, что крайне необходимо для полноценного обучения диджитал-специалистов (эсэмэмщиков, интернет-маркетологов, сеошников и др.).
- Общение в закрытых группах в соцсетях или мессенджерах, которое позволяет проконсультироваться с кураторами, обсудить важные моменты с другими студентами.
- Текстовые уроки, серии обучающих статей — такой формат часто используется в образовательных проектах, организованных сервисами или агентствами (пример: Tilda, Netpeak).
- Онлайн-конференции, где выступают эксперты по нескольким темам, и есть возможность задать им вопросы (по онлайн-маркетингу такие, к примеру, проводит CyberMarketing).
Если брать серьезные онлайн-курсы, то там, как правило, используются несколько форматов. Например, так: видеоуроки + вебинары + тесты и домашние задания + работа над проектом + общение в закрытых группах или чатах.
Проблемы рынка
Рынок онлайн-образования быстрорастущий и нестабильный. Среди его признаков — большой разброс цен на продукты одинакового качества и отсутствие должного законодательного регулирования.
Если вы хотите инвестировать в онлайн-образование или открыть обучающий курс, — например, по теме интернет-маркетинга, — нужно принимать во внимание следующие проблемы рынка.
- Высокая конкуренция
Ежемесячно появляются различные курсы, организаторы которых обещают за пару дней или даже часов научить, как зарабатывать сотни тысяч рублей в месяц: за счет контекстной рекламы, SMM или др.
- Нет гарантий качества
Вторая проблема вытекает из первой — нет гарантий качества обучения. Каждый второй преподаватель — новичок без опыта в образовании и даже бизнесе. Единственное желание таких людей — собственный заработок.
- Неоднозначная репутация
Третья проблема появляется из-за второй — благодаря так называемым бизнесменам, желающим почти ничего не делать и зарабатывать. Люди покупают подобные «курсы», не получают результата, затем скептически относятся к любому онлайн-образованию.
Однако рано или поздно рынок стабилизируется. Высока вероятность, что в будущем выживут только те, кто дает востребованное и качественное профессиональное образование.
Далее о том, как уже сейчас сделать правильный выбор.
Часть II. Как выбрать онлайн-курсы для себя и своих сотрудников
Чтобы зря не потратить деньги и время, а пройти обучение с пользой, нужно уметь правильно выбирать учебный центр, онлайн-курс, отраслевое мероприятие.
Что надо учитывать на этапе подбора:
- Цель обучения
Какого результата вы хотите достичь?
Если хотите зарабатывать больше за счет новой профессии, нужно промониторить размер заработной платы в вакансиях и требования к соискателям. Везде требуется опыт, а курс не предусматривает работы над реальным проектом — тогда обучение вряд ли поможет достичь желаемого.
Если хотите отправить сотрудников на профессиональное отраслевое мероприятие за новыми знаниями, нужно изучить темы выступлений, возможность нетворкинга и т. д. Кто-то сливает деньги на модных спикеров, говорящих общеизвестные вещи, а кто-то, наоборот, просто надеется, что сотрудники сами будут учиться. Так — не работает, а вот инвестиции в реальное обучение приносят прибыль.
- Продолжительность присутствия на рынке
Если онлайн-школа, обучающий центр, онлайн-университет работает на рынке образования год, два и дольше, скорее всего, все нормально: есть опыт, обкатанные программы и т. д.
Если же «миллионер», о котором никто не слышал, вчера запустил сайт, а сегодня приглашает людей на курс — это подозрительно.
- Наличие очных программ
Как упоминалось выше, в трендах онлайн-образования — смешанное обучение.
В MyAcademy и CyberMarketing, например, можно учиться как онлайн, так и очно — в Москве. Офлайн-занятия дают возможность вживую пообщаться с коллегами и преподавателями, что особенно важно для ряда обучающихся. К тому же некоторые навыки и знания — например, искусство фотографирования объектов для Instagram — сложно передать через видео.
- Отзывы студентов
Когда образовательный проект долго работает на рынке, то у него много выпускников и, соответственно, достаточно отзывов.
Главное, изучать их не только на сайте самого проекта, где неугодные можно удалить, а положительные написать. Надо искать отзывы также на других интернет-ресурсах и в соцсетях.
- Сертификаты и лицензии
Государственная лицензия на образовательную деятельность — то, чего обычно нет у многочисленных «миллионеров» из соцсетей.
Сертификаты для участников — также важный фактор при выборе программы обучения. Их должно быть не стыдно опубликовать в портфолио, резюме и на личном сайте. Хорошо еще, если эти документы ценятся среди потенциальных работодателей.
- Уровень экспертности
Надо смотреть на то, чтобы преподаватели были практиками: имели успешные проекты, хорошую репутацию в отрасли, публикации на сторонних ресурсах и т. д.
Если курс по интернет-маркетингу, его должны вести действующие специалисты или руководители агентств с реальными кейсами и большим опытом. Речь об обучении бизнесу — как преподаватель может учить, если сам никаким реальным бизнесом не владеет?
Один из вспомогательных факторов, повышающих доверие к учебному центру, школе или онлайн-университету, — ежегодные профессиональные конференции. Они показывают как экспертность преподавателей, так и доверие к проекту со стороны других участников рынка.
CyberMarketing, например, в ноябре проводит уже 11 конференцию по интернет-маркетингу (секции SEO + PPC и Target + Digital)
А вот стоимость обучения — не критерий выбора. Как упоминалось ранее, на рынке большой разброс цен, и часто заявленная цена не соответствует качеству. Если купить самый дорогой курс, не факт, что будет самый лучший результат.
Подведем итоги
- Рынок онлайн-образования растет и развивается, но при этом нестабилен. С этим связан ряд проблем: высокая конкуренция, огромный разброс цен, неоднозначная репутация. Хотите открыть собственный обучающий центр или онлайн-курс — нужно помнить об этих нюансах.
- Онлайн-обучение позволяет использовать самые разные форматы: видеоуроки, серии обучающих статей, вебинары, конференции и т. д. Эксперименты подтверждают: по эффективности обучение в онлайне не уступает традиционному. Однако, хотя учиться по интернету удобно и недорого, некоторым студентам сложно без живого общения.
- К красивым обещаниям в рекламе стоит относиться критически, надо проверять образовательный проект по ряду пунктов: срок работы, отзывы, экспертность и т. д. При этом важно четко представлять цель обучения.
Оставить комментарий