Публикация текстов национальной программы «Цифровая экономика» и экспресс-анализ TAdviser

В конце января 2019 года произошло событие, которого давно ожидали специалисты и простые граждане, неравнодушные к теме цифровой экономики – в открытом (но не очень широком) доступе появились паспорт национальной программы «Цифровая экономика» и паспорта всех шести федеральных проектов, входящих в состав нацпрограммы.

Источник

Говорить об официальной, в полном смысле этого слова, публикации документов пока еще рано – материалы появились на сайте, созданном к проведению межрегионального совещания «Лидеры цифрового развития», проходившего 23-26 января 2019 года под Пермью, в санатории «Демидково».

Состав участников совещания был внушительным – вице-премьер Максим Акимов, руководитель Минкомсвязи Константин Носков и практически все его заместители, руководители региональных министерств информатизации. И именно поэтому статус материалов, опубликованных в связи с совещанием, можно считать если не полностью официальным, то вполне заслуживающим доверия.

На титульных листах всех паспортов указано, что они прошли утверждение в соответствующих «верхних» инстанциях: паспорт нацпрограммы утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), а паспорта федеральных проектов — Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25 декабря 2018 г. № 1).

Однако, для того, чтобы послужить полноценной нормативной основой для осуществления бюджетных расходов по программе «Цифровая экономика», все паспорта должны быть включены в НПА уровня постановления или распоряжения Правительства РФ. Сведений о статусе подготовки такого НПА у TAdviser по состоянию на 5 февраля 2019 года нет, но можно не сомневаться, что рано или поздно такой документ все-таки появится.

Сейчас же продолжающее оставаться формально действующим распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р о программе «Цифровая экономика» фактически устарело, потому что его содержание уже не соответствует вновь разработанному паспорту национального проекта и паспортам федеральных проектов.

На то, что опубликованные версии паспортов, скорее всего, еще будут подвергаться правке, указывают и имеющиеся пробелы в документах, и некоторые шероховатости содержательного и технического плана:

  • Во всех паспортах федеральных проектах отсутствуют реквизиты решения об утверждении паспорта (как уже сказано выше, по всей видимости, это должен быть НПА уровня постановления или распоряжения Правительства РФ);
  • Не для всех федеральных проектов указаны руководители соответствующих центров компетенции (ЦК). Так, отсутствуют сведения о руководителе ЦК для федерального проекта «Цифровое госуправление»;
  • В большинстве паспортов федеральных проектов отсутствуют сведения об источниках финансирования (целевых статьях федерального бюджета), хотя, паспорта дорабатывались уже после принятия и опубликования Федерального закона о бюджете на 2019-2021 гг.;
  • В некоторых паспортах остались следы проводившейся разработки. Так, например, из таблицы в самом конце паспорта проекта «Кадры для цифровой экономики» можно узнать, что в работе над паспортом принимали участие представители 82 (!) организаций – от федеральных министерств и госкорпораций до коммерческих структур (РосатомРостехРостелекомСбербанкКрокЯндекс и др.), образовательных и общественных организаций – и что в данной версии паспорта отсутствуют неучтенные разногласия между разработчиками или отклоненные предложения.

Есть и более серьезные недочеты, о которых будет сказано ниже.

Эксперты TAdviser ознакомились со всеми опубликованными паспортами и представляют краткий обзор их содержания и свои выводы.

Хотя ключевые финансовые показатели национальной программы уже неоднократно публиковались (зачастую – на основе не окончательно утвержденных рабочих материалов, «утекавших» от разработчиков документов), TAdviser принял решение привести в обзоре сводную таблицу по финансовому обеспечению национальной программы и федеральных проектов в ее составе.

Насколько известно TAdviser, это первая столь подробная публикация по цифрам бюджетов «Цифровой экономики». И ее статус – не «утечка», а извлечение из материалов, доступных в официальном открытом источнике.

Табл. 1. Финансовое обеспечение национальной программы «Цифровая экономика»

№ п/п Наименование федерального проекта и источники финансирования Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн рублей) Всего 2019 – 2024 (млн рублей)
2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1 Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», в том числе: 220 297 297 307 265 265 266 1 697
1.1. предусмотрено федеральным бюджетом 220
1.2. дополнительные расходы федерального бюджета 265 265 265 265 265 266 1 591
1.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
1.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
1.5. внебюджетные источники 32 32 42 106
2 Федеральный проект «Информационная инфраструктура», в том числе: 2391 94696 322270 89799 105859 89531 70246 772401
2.1. предусмотрено федеральным бюджетом 2 177 10000 10000
2.2. дополнительные расходы федерального бюджета 31 714 48 121 67 920 105859 89 531 70 246 413 391
2.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
2.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
2.5. внебюджетные источники 214 52 982 274 149 21 879 349 010
2.6. Предоставление универсальных услуг связи (предусмотрено Федеральным законом «О бюджете») 13 465 13 460 18 534 45 459
3 Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в том числе: 10 864 14 886 24 956 30 420 31 853 30 109 143 088
3.1. предусмотрено федеральным бюджетом
3.2. дополнительные расходы федерального бюджета 10 499 13 316 22 421 30 420 31 853 30 109 138 618
3.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
3.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
3.5. внебюджетные источники 365 1 570 2 535 4 470
4 Федеральный проект «Информационная безопасность«, в том числе: 387 7 647 9 674 10 080 1 051 979 773 30 204
4.1. предусмотрено федеральным бюджетом 365 35 35 35 105
4.2. дополнительные расходы федерального бюджета 4 780 5 534 4 867 1 051 979 773 17 984
4.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
4.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
4.5. внебюджетные источники 22 2 832 4 105 5 178 12 115
4.6. расходы при выделении дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России* 10 127 12 108 20 677 42 912
5 Федеральный проект «Цифровые технологии», в том числе: 505 41 663 77 162 139313 67 342 65 991 60 338 451 809
5.1. предусмотрено федеральным бюджетом 505
5.2. дополнительные расходы федерального бюджета 21 473 25 472 41 579 67 342 65 991 60 338 282 195
5.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
5.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
5.5. внебюджетные источники 20 190 51 690 97 734 169 614
6 Федеральный проект «Цифровое государственное управление», в том числе: 3 723 29 284 30 916 40 814 53 078 44 775 36 838 235 705
6.1. предусмотрено федеральным бюджетом 3 723 3 227 3 096 3 096 9 419
6.2. дополнительные расходы федерального бюджета 26 057 27 820 37 718 53 078 44 775 36 838 226 286
6.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
6.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
6.5. внебюджетные источники
6.6. расходы при выделении дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России** 4 921 17 462 21 094 26 769 22 028 22 147 114 421
Всего по национальной программе за счет всех источников, в том числе: 7 226 212 964 498235 365574 284784 255 422 220 717 1 837 696
федеральный бюджет: 6 990 108 050 123 659 177 901 258 015 233 394 198 570 1 099 589
предусмотренные расходы, включая расходы на обеспечение информатизации федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами 6 990 13 262 3 131 3 131 19 524
дополнительные расходы 94 788 120 528 174 770 258 015 233 394 198 570 1 080 065
предоставление универсальных услуг связи (предусмотрено Федеральным законом «О бюджете») 13 465 13 460 18 534 45 459
расходы при выделении дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России 15 048 29 570 41 771 26 769 22 028 22 147 157 333
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
внебюджетные источники 236 76 401 331 546 127 368 0 0 0 535 315

* Увеличение финансирования задач «Обеспечено целостное, устойчивое и безопасное функционирование российского сегмента сети Интернет», «Создана защищенная цифровая среда взаимодействия двойного назначения на базе отечественных технологий для работы в стандарте LTE-450 для нужд МВД РоссииМЧС РоссииРосгвардии» и «Определение функционала и архитектуры ресурса информирования и проверки угроз уровня web-приложений, создание корпоративных и отраслевых центров ГосСОПКА, оказание мер поддержки органам государственной власти субъектов по реализации требований №187-ФЗ и созданию решений для типовых объектов КИИ» возможно при условии выделения дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России.
** Увеличение финансирования задачи «Создание сквозной цифровой инфраструктуры и платформ» (в части мероприятий «Развитие системы «Мир» и обеспечение функционирования удостоверения личности гражданина Российской Федерации») возможно при условии выделения дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России.

Самый заметный при изучении паспортов федеральных проектов недостаток – это несоответствие нумерации сущностей (целей, задач, вех и т.п.) внутри четырех из шести паспортов федеральных проектов номерам самих федеральных проектов, приведенным в паспорте национальной программы «Цифровая экономика».

Многокомпонентная структура нумерации любых сущностей в паспорте федерального проекта подразумевает (подробнее см. ниже – в разделе «Иерархия сущностей в планах мероприятий федеральных проектов»), что каждый номер сущности в должен начинаться с номера этого федерального проекта.

Изначально, в 2017 году была принята следующая нумерация базовых направлений (в том же порядке, в котором эти направления перечислены в распоряжении 1632-р):

  1. Нормативное регулирование
  2. Кадры и образование
  3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов
  4. Информационная инфраструктура
  5. Информационная безопасность

Однако, уже при разработке паспорта нацпрограммы «Цифровая экономика» федеральные проекты в ее составе были немного переименованы и перенумерованы по-другому:

  1. Нормативное регулирование цифровой среды
  2. Информационная инфраструктура
  3. Кадры для цифровой экономики
  4. Информационная безопасность
  5. Цифровые технологии (раньше направление называлось «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов»
  6. Цифровое государственное управление.

Эта перенумерация, очевидно, произошла в связи с подписанием Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» — в нем первые 6 задач национальной программы «Цифровая экономика» перечислены именно в том порядке, в котором соответствующие федеральные проекты перечислены в паспорте нацпрограммы:

«
11. Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» обеспечить в 2024 году:

а) достижение следующих целей и целевых показателей:

  • увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;

б) решение следующих задач:

  • создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
  • создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
  • обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
  • обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
  • создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
  • преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
  • создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
  • разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств – членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
»

И именно в таком порядке были введены коды федеральных проектов для целевых статей расходов в федеральном бюджете — от D1 до D6.

Очевидно, работа над паспортами федеральных проектов была начата еще до того, как было принято решение о новой нумерации самих проектов – в результате, например, все сущности в паспорте проекта «Информационная инфраструктура» (номер 2 в паспорте нацпрограммы) имеют номера, начинающиеся с 05 (старый номер направления «Информационная инфраструктура» в соответствии с первой версией программы «Цифровая экономика»). Такая путаница случилась, как уже было сказано выше, с четырьмя федеральными проектами из шести – правильная нумерация оказалась только у проекта «Нормативное регулирование» (он и в старой структуре имел номер 1) и у вновь добавленного проекта «Цифровое госуправление» (ему был присвоен ранее отсутствовавший номер 6).

Очень странно, что такое визуально заметное несоответствие сохранилось в документах вплоть до их рассмотрения и утверждения на заседании Правкомиссии. Если же это несоответствие все-таки было обнаружено, но сознательно оставлено в паспортах федеральных проектов, то приходится констатировать, что реализация программы «Цифровая экономика» начинается с далеко не лучшего прецедента, по иронии судьбы связанного именно с цифрами.

Принятая структура целеполагания в национальных программах и проектах такова, что на уровне национальной программы формулируемые цели должны соответствовать документу самого высокого уровня, в котором объявлены соответствующие национальные цели – в данном случае речь идет об Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 (см. цитату из Указа выше).

В отношении программы «Цифровая экономика» в Указе сформулированы 3 цели – и все они протранслированы на уровень паспорта национальной программы. В самом паспорте сформулированы показатели, определенные, исходя из объявленных целей (см. Табл. 1).

Табл. 2. Цели и показатели национальной программы «Цифровая экономика»

№ п/п Цель, целевой показатель, дополнительный показатель Уровень контроля
1 Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом Совет
1.1. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны, проценты президиум Совета
2 Создание устойчивой и безопасной информационно- телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств Совет
2.1. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», проценты президиум Совета
2.2. Доля социально значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «Интернет», проценты президиум Совета
2.3. Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах, количество президиум Совета
2.4. Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, проценты президиум Совета
2.5. Средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак, часов президиум Совета
3 Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями Совет
3.1. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения, проценты президиум Совета
3.2. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения, проценты президиум Совета

Уже при изучении вышеприведенной таблицы возникают первые вопросы:

  • А где же дополнительные показатели, упоминающиеся в «шапке» таблицы? Налицо только целевые показатели, соответствующие трем главным целям нацпрограммы.
  • Как предполагается увязывать целевые показатели нацпрограммы с целями и показателями федеральных проектов? Исходя из того, что объявлено шесть федеральных проектов, уже на уровне нацпрограммы следовало бы предусмотреть показатели для каждого из проектов, но их нет. Забегая вперед, можно констатировать, что только в одном паспорте федерального проекта из шести (проект «Информационная безопасность») предпринята попытка трансляции целей и показателей национальной программы на уровень федерального проекта. Во всех остальных паспортах увязка целей и показателей федеральных проектов с целями и показателями национальной программы, если и имеет место быть, то далеко не всегда она очевидна.

Попутно нужно заметить, что во всех паспортах в разделе, где приводятся показатели, почему-то используется оборот «показатели и индикаторы», хотя, на самом деле, ни одного индикатора ни в одном паспорте эксперты TAdviser не обнаружили. По устойчивой проектно-программной практике, индикатор – это производная величина от показателя, характеризующая скорость его изменения (например, для показателя «Доля <чего-либо…>» индикатором может быть «Изменение доли <чего-либо…> за год»). Индикаторы обычно применяются для отслеживания стабильности в динамике показателей. Однако, как уже было сказано, ни одного индикатора в материалах программы «Цифровая экономика» не определено.

Для примера в Табл. 2 приведены цели и показатели федерального проекта «Информационная инфраструктура». Можно видеть, что ряд целей и показателей федерального проекта коррелирует с целями и показателями нацпрограммы, однако, явно эти корреляции в паспорте проекта не обозначены.

Табл. 3. Цели и показатели федерального проекта «Информационная инфраструктура»

№№ Наименование проекта / цели / показателя Значение
Федеральный проект 02 «Информационная инфраструктура»
Цели проекта
04.01. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи данных на основе отечественных разработок
04.02. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры обработки и хранения данных на основе отечественных разработок
04.03. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры функционирования цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти на основе отечественных разработок
04.04. Создание экосистемы внедрения цифровых технологий в строительстве и управлении городским хозяйством «Умный город»
Показатели проекта
1. Доля домохозяйств, имеющих возможность широкополосного доступа к сети «Интернет» 97%
2. Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения (больницы и поликлиники), подключенных к сети «Интернет» 100%
3. Доля фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов государственной и муниципальной систем здравоохранения, подключенных к сети «Интернет» 100%
4. Доля государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образование и/или среднего профессионального образования, подключенных к сети «Интернет» 100%
5. Доля органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов, подключенных к сети «Интернет», 100% 100%
6. Доля автомобильных дорог федерального значения, обеспеченных подвижной радиотелефонной связью (обеспечение вызова экстренных служб) 100%
7. 7. Доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры (в т. ч. федеральных автомобильных дорог и железнодорожной инфраструктуры), оснащённых сетями связи с возможностью беспроводной передачи голоса и данных, 100% 100%
8. Количество отраслей экономики, в которых внедрено использование сетей связи 5G 5 ключевых отраслей экономики
9. Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах 8 федеральных округов
10. Мощность российских коммерческих ЦОД 80 тыс. стойко-мест
11. Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных 5%
12. Доля информационных систем и ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, перенесенных в государственную единую облачную платформу по сервисной модели 55%
13. Доля сертифицированных ЦОД, предоставляющих услуги органам государственной власти и местного самоуправления 100%
14. Реализованы не менее 10 цифровых платформ для основных предметных областей экономики 10
15. Доля российских данных дистанционного зондирования земли (далее – ДЗЗ) в общем объеме данных ДЗЗ, используемых в российских геоинформационных системах 75%
16. Создана единая электронная картографическая основа (ЕЭКО), в том числе крупных масштабов, в целях наполнения государственной информационной системы ведения Единой электронной картографической основы (ГИС ЕЭКО) 100%

Во всех паспортах проектов, содержащих показатели (таковые отсутствуют только в проекте 01 «Нормативное регулирование» — со ссылкой на то, что соответствующие цели и показатели не определены на уровне нацпрограммы) имеются разделы, описывающие «методики» определения показателей. Слово «методики» не случайно взято в кавычки – в абсолютном большинстве случаев эти методики сводятся к достаточно примитивным арифметическим вычислениям, основывающимся на статистических данных, получаемых из различных ведомств. Конкретные источники этих данных (государственные информационные ресурсы и государственные информационные системы) ни в одном из паспортов проектов не указаны.

Отдельно в части методик стоит федеральный проект «Информационная безопасность» — в нем разработка методик для определения показателей проекта включена в число мероприятий, реализуемых в ходе проекта. При этом план достижения контрольных значений всех показателей (которые непонятно как будут рассчитываться) для периода 2019-2024 гг. уже присутствует в паспорте проекта!

Планы мероприятий по каждому федеральному проекту составлены в парадигме проектного управления, которой с недавнего времени снова стали уделять внимание на самых высоких уровнях – речь идет об иерархии и взаимосвязи сущностей «Цель – Задача – Веха — Мероприятие – Ожидаемый результат».

В каждом проекте определены цели, которых предполагается достичь (хотя и не без недостатков, о которых сказано выше) , задачи, решение которых необходимо для достижения каждой цели, контрольные вехи, по достижению которых отслеживается прогресс в движении к цели и мероприятия, реализация которых необходима для решения задач. Для каждого мероприятия также указывается отдельное контрольное событие – ожидаемый результат исполнения именно этого мероприятия.

Нумерация содержательных сущностей в паспорте проекта построена на вышеуказанной иерархии – на самом верху находятся цели (их номера имеют вид PP.GG, где PP – номер федерального проекта, а GG – номер цели в рамках проекта), а в самом низу – мероприятия, реализуемые в рамках задач, привязанных к целям (номера мероприятий имеют вид PP.GG.TTT.MMM.AAA, где PP и GG имеют тот же смысл, что и выше, TTT – номер задачи в привязке к цели, MMM – номер контрольной вехи, AAA – номер мероприятия).

В принципе, структура нумерации логична, компактна и удобна в использовании для тех, кому придется иметь дело с планами «Цифровой экономики» на регулярной основе.

Однако, текстовые формулировки многих сущностей показывают, что технические исполнители документов, видимо, не всегда понимали, к какому конкретно уровню иерархии должна относиться та или иная формулировка. Именно из-за этого на уровне задач или мероприятий, например, неоднократно встречаются фактически формулировки контрольных вех или даже отдельных показателей проекта. В отдельных паспортах (например, в паспорте проекта «Цифровое госуправление») такая иерархическая «чехарда» носит массовый (практически – системный) характер.

Экспертов TAdviser удивила также одна особенность планов мероприятий, которая точно является не результатом технической ошибки, а, как говорят программисты, фичей – наименования контрольных вех (которые, судя по структуре нумерации, расположены в иерархии сущностей выше, чем мероприятия) в таблице расположены после групп мероприятий, относящихся именно к этим вехам. То есть, при изучении планов конкретная веха, достигаемая вследствие реализации группы мероприятий, становится видной только после списка мероприятий. Определенная проектная логика в этом, конечно, есть – вехи достигаются именно по результатам исполнения мероприятий, но на удобстве изучения планов такая структура представления отражается не в лучшую сторону.

В некоторых паспортах (например, в проекте «Цифровое госуправление») в плане мероприятий указаны сущности, не привязанные к конкретному уровню иерархии и не имеющие номера. Так, непосредственно за формулировкой цели 06.01 «Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» в плане мероприятий следует строка без номера «Цифровая трансформация государственных (муниципальных) услуг и сервисов», а далее в плане встречаются строки «Цифровая трансформация государственной (муниципальной) службы» и «Создание сквозной цифровой инфраструктуры и платформ». По смыслу это непонятно что — то ли подцели в составе цели 06.01, то ли задачи, решаемые для достижения цели (но на уровне иерархии задач для указанной цели присутствуют другие формулировки), то ли отдельные категории группировки мероприятий. Подобная неоднозначность приводит в некоторое замешательство.

Ровно в половине паспортов федеральных проектов (по странному нумерологическому совпадению это все проекты с четными номерами — «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность» и «Цифровое госуправление») присутствуют разделы с перечнями ключевых проектов и инициатив в составе соответствующих федеральных проектов, несущих в себе максимальный эффект для бизнеса и граждан.

В принципе, это полезная информация, хотя, и в этих перечнях можно заметить недостаток, о котором уже было сказано выше – несоответствие формулировок уровням иерархии сущностей в федеральных проектах.

№ п/п Наименование проекта или инициативы Срок реализации Ожидаемые эффекты от реализации для граждан, бизнеса, государства Ответственный исполнитель
Федеральный проект 02 «Информационная инфраструктура»
Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи данных на основе отечественных разработок
1 Создание Генеральной схемы развития сетей связи и инфраструктуры хранения и обработки данных Российской Федерации на период 2019 — 2024 годов 01.12.2018 – 31.12.2019 (далее – ежегодно)
  1. Повышение операционной эффективности компаний;
  2. Снижение рисков при внедрении новых технологических решений;
  3. Рост доли отечественного оборудования и программного обеспечения за счёт информирования заинтересованных организаций о планах развития, текущих и потенциальных потребностях отрасли;
  4. Повышение надежности инфраструктуры сетей связи за счёт выявления и устранения «узких» мест и обеспечения достаточного уровня резервирования;
  5. Повышение эффективности реализации планов программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и других федеральных, региональных и муниципальных программ развития за счёт своевременного формирования необходимой технологической инфраструктуры;
  6. Рост скорости внедрения цифровых решений в экономике Российской Федерации за счёт формирования ясных ожиданий о географии покрытия и сроках доступности современных видов связи.
Минкомсвязь России, Россвязь, ПАО «Ростелеком«, ФГБУ НИИ «Восход», организации, отобранные по конкурсу
2 Обеспечено оказание универсальных услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», в том числе обеспечено оказание универсальных услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа в 13 958 населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 человек 01.12.2018 – 31.12.2019 (далее – ежегодно до 2021 года ) В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ обеспечено оказание универсальных услуг связи на территории Российской Федерации, в том числе к концу 2019 года обеспечено оказание универсальных услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием точек доступа в 13958 населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 человек Минкомсвязь России, Россвязь, ПАО «Ростелеком»
3 Подключение к сети «Интернет » медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения (в части поликлиник и больниц) 01.01.2018 – 31.12.2019
  1. Увеличение количества медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, подключённых к государственной информационной системе «Госуслуги»;
  2. Расширение возможностей сетевого взаимодействия между медицинскими организациями и профильными специалистами;
  3. Обеспечение условий для оказания персонифицированных медицинских услуг в дистанционной форме;
  4. Рост информационной открытости медицинских организаций.
Минкомсвязь России, Минздрав России, ПАО «Ростелеком»
4 Оказание типовых цифровых услуг по сервисной модели 5 000 фельдшерским и фельшерско- акушерским пунктам 01.01.2019 – 31.12.2019 (далее – ежегодно до 31.12.2024) Обеспечение возможности записи граждан на прием к специалистам из ФАПов и ФП в отдаленных районах, ведения ЭМК, внедрения электронного медицинского документооборота. Повышение квалификации работников ФАП и ФП за счет расширения возможностей дистанционного взаимодействия с профильными специалистами медицинских организаций в целях получения консультаций и обучающих материалов. Минкомсвязь России, Минздрав России, организации, отобранные по конкурсу или определенные актом Правительства Российской Федерации
5 Оказание типовых цифровых услуг по сервисной модели 8 000 государственным (муниципальным) образовательным организациям, реализующим программы общего образования и/или среднего профессионального образования 01.01.2019 – 31.12.2019 (далее – ежегодно до 31.12.2024)
  1. Обеспечение условий для активного внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс;
  2. Увеличение количества образовательных организаций, использующих электронную форму дневника и журнала;
  3. Увеличение количества образовательных организаций, в рамках которых функционируют современные информационно-библиотечные центры.
Минкомсвязь России, Минпросвещения России, организации, отобранные по конкурсу или определенные актом Правительства Российской Федерации
6 Создание телекоммуникационной инфраструктуры на территории Чукотского автономного округа в соответствии с показателями, предусмотренными планом- графиком реализации мероприятия 01.01.2018 – 31.12.2019 (далее – ежегодно до 31.12.2021)
  1. Обеспечение условий для увеличения количества интернет-пользователей в Чукотском автономном округе;
  2. Обеспечение условий для развития электронной коммерции в Чукотском автономном округе;
  3. Обеспечение условий для предоставления государственных услуг в электронном виде;
  4. Повышение уровня информатизации Чукотского автономного округа.
Минкомсвязь России, Минэнерго России, Правительство Чукотского автономного округа, ответственный исполнитель, определённый актом Правительства Российской Федерации
7 Утверждена Концепция 5G, и определены диапазоны радиочастот для создания сетей радиосвязи 5G в Российской Федерации в рамках создания и внедрения сети 5G в Российской Федерации 01.07.2018 – 31.12.2019 (далее – ежегодно до 31.12.2021)
  1. Увеличение пропускной способности каналов передачи данных;
  2. Улучшение условий для бизнеса, связанного с деятельностью внутри сети «Интернет»;
  3. Увеличение количества пользователей сети «Интернет» на территории Российской Федерации;
  4. Функционирование благоприятной информационной бизнес-среды.
Минкомсвязь России, МинфинРоссии, МинобороныРоссии, МинпромторгРоссии, РоссвязьФСБ РоссииФСО РоссииФГУП НИИР, заинтересованные операторы связи и вещатели
8 Реализованы пилотные проекты построения и внедрения узкополосных беспроводных сетей связи «Интернета вещей» в Российской Федерации в 5 ключевых отраслях экономики 01.07.2018 – 31.12.2019 (далее – до 31.12.2020) Автоматизация общественных, экономических и производственных процессов и взаимодействия между их участниками Минкомсвязь России, заинтересованные операторы связи, ГКРЧ
9 Обеспечено развертывание сетей сбора телеметрической информации на приоритетных объектах транспортной инфраструктуры, построенной по технологии LPWAN 01.07.2018 – 31.12.2019 (далее – ежегодно до 31.12.2021)
  1. Оптимизация процесса учёта телеметрических данных;
  2. Повышение эффективности использования ресурсов;
  3. Повышение операционной эффективности транспортных компаний;
  4. Повышение комфорта граждан при осуществлении гражданских грузоперевозок.
Минтранс России, Минкомсвязь России
Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры обработки и хранения данных на основе отечественных разработок
10 Миграция информационных систем субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также отдельных органов местного самоуправления в государственную единую облачную платформу 31.12.2019 (далее – ежегодно до 2024 года)
  1. Оптимизация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, а также отдельных органов местного самоуправления и сопутствующих бизнес-процессов;
  2. Оптимизация процесса сбора информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также отдельных органов местного самоуправления;
  3. Повышение информационной открытости федеральных органов исполнительной власти, а также отдельных органов местного самоуправления перед гражданами Российской Федерации;
  4. Повышение эффективности предоставления услуг федеральными органами исполнительной власти, а также отдельными органами местного самоуправления.
Минкомсвязь России, ПАО «Ростелеком»
11 Создание системы сертификации центров обработки и хранения данных 01.02.2018 – 31.12.2019
  1. Стимулирование процесса импортозамещения в сфере хранения и обработки данных;
  2. Унификация требований к центрам хранения и обработки данных;
  3. Повышение безопасности в сфере обработки и хранения данных.
Минкомсвязь России, ФСБ России, ФСТЭКРоссии, Росстандарт
Разработка и внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти
12 Создание информационной платформы»Цифровой профиль» 01.07.2018 – 31.12.2019 (далее – ежегодно до 2023 года)
  1. Обеспечение легального обмена информацией между государством, гражданами, а также коммерческими и некоммерческими организациями, в т. ч. с согласия гражданина (инфраструктура «Цифровой профиль»);
  2. Обеспечено удобство, прозрачность и безопасность обмена данными между участниками информационного обмена;
  3. Появление новых инструментов управления обменом данными о гражданах Российской Федерации, в том числе инструментов управления цифровыми согласиями;
  4. Повышение доступности услуг за счет их предоставления полностью в цифровом виде;
  5. Снижение стоимости услуг за счет цифровизации и оптимизации процессов их предоставления.
Банк России, Минкомсвязь России, ПАО «Ростелеком», заинтересованные операторы связи
13 ГИС ЕЭКО и ГИС ФППД введены в опытную эксплуатацию 01.03.2019 – 31.12.2020 Для органов государственной власти и бизнеса станет доступно использование единой картографической основы Росреестр, Минкомсвязь России, организация, отобранная по конкурсу
Приоритетные мероприятия, реализующиеся за счёт внебюджетных источников
14 Разработка концепции проекта ГМИСС и определение финансового агента Правительством Российской Федерации 01.01.2019 – 31.12.2019
  1. Расширение зоны покрытия сотовой связью и сетью «Интернет» в Российской Федерации;
  2. Повышение обороноспособности Российской Федерации;
  3. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также сопутствующих отраслей экономики в субъектах Российской Федерации с низким уровнем информатизации (в том числе находящихся в труднодоступной местности).
Госкорпорация «Роскосмос», АО «Российские космические системы»
15 Создание дополнительного механизма стимулирования инвестиционной активности операторов для развития сетей связи на основе передовых технологий 01.08.2018 – 11.2019 Запуск цифровых сервисов для отраслей экономики в связи с возможностью реинвестирования в проекты цифровой экономики дополнительных денежных средств, образующихся в качестве эффектов от применения мер стимулирования в объеме до 181 млрд рублей в период 2019-2024 годов Минкомсвязь России, МинэкономразвитияРоссии, Минфин России, Правительство г. Москвы,Рабочие группы по направлениям «Информационная инфраструктура» и «Нормативное регулирование цифровой среды»
Федеральный проект 04 «Информационная безопасность»
1 Создан специализированный ресурс, предназначенный для взаимодействия с уполномоченными органами в части оперативной передачи данных о признаках противоправных действий в области информационных технологий (компьютерного мошенничества, навязанных услуг операторов связи, фишинговых схем) в целях противодействия компьютерной преступности, в том числе в финансовой сфере, а также иных случаев криминального и противоправного использования информационных технологий 01.02.2019-01.06.2020 Граждане имеют возможность подать обращение о правонарушении в цифровой среде непосредственно во время и по «месту» его обнаружения; МВД России имеет инструмент для автоматизированной обработки обращений и выделения информации, необходимой для оперативного пресечения и последующего предотвращения правонарушений в цифровой среде; уполномоченные государственные органы получают оперативно- значимую и достоверную статистическую информацию о правонарушениях в цифровой среде; операторы связи, банки, платежные операторы, интернет -компании получают информацию, которую могут использоваться для повышения защищенности своей инфраструктуры и сервисов, предотвращения их противоправного использования МВД России, Минкомсвязь России, ФСБ России, Роскомнадзор, Банк РоссииГенеральная прокуратура
2 Обеспечена целостность, устойчивость и безопасность функционирования российского сегмента сети «Интернет» 01.01.2019-31.12.2021 В общественных интересах обеспечена устойчивость функционирования национального сегмента сети Интернет, в т.ч. за счет «резервирования» на территории России критических информационных ресурсов , пассивного мониторинга маршрутов пропуска трафика, информирования и предоставления возможности координации действий интернет — провайдеров, в т.ч. в условиях масштабных сбоев, аварий и DDoS-атак. В общественных интересах обеспечены целостность и устойчивость функционирования сети связи общего пользования, мониторинг ресурсов сетей связи, управление оказанием услуг связи и пропуска трафика , координация и оперативное взаимодействие уполномоченных государственных органов, операторов связи, в т.ч. в условиях чрезвычайных ситуациях и иных предусмотренных законом случаях Минкомсвязь России, Роскомнадзор, ПАО «Ростелеком», заинтересованные операторы связи
3 Развитие подходов повышения грамотности и практико-ориентированной подготовки в области кибербезопасности для представителей бизнеса и государства на базе опыта ведущих компаний цифровой экономики 01.02.2019-31.12.2021 Повышение киберкультуры бизнеса и граждан в условиях цифровой экономики. В интересах бизнеса и государства обеспечена возможность получения практико-ориентированного обучения в области кибербезопасности и противодействия киберпреступности на базе опыта ведущих компаний цифровой экономики Минкомсвязь России, ФСБ России, ФСТЭК России, МВД России, Банк России, ПАО Сбербанк, АО «Лаборатория Касперского » (научно-образовательные центры), РТУ МИРЭА, ЦК «Кадры цифровой экономики»
4 Создание корпоративных центров ГосСОПКА, обеспечивающих оказание услуг в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса, в том числе не относящимся к субъектам КИИ. 01.11.2018-31.12.2020 Присоединившиеся к системе компании и госорганы, в т.ч. не имеющие ресурсов и компетенция для создания собственных служб обнаружения и реагирования на киберугрозы, имеют возможность оперативно в автоматизированном режиме обмениваться и получать от ведущих компаний в области ИБ информацию об актуальных киберугрозах, средствах и методах их предотвращения и устранения их последствий, а также пользоваться сопутствующими услугами и сервисами ФСБ России, Банк России, ООО «БИЗОН», ПАО Сбербанк
5 Законодательное закрепление норм, обеспечивающих преференции для компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования и ПО отечественного производства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, а также при предоставлении различных форм государственной поддержки 01.11.2018-30.06.2019 Обеспечена поддержка и защита разработчиков и производителей отечественного ПО и оборудования ИКТ за счет установления запретов и ограничений для ПО и оборудования ИКТ иностранного происхождения при госзакупках, закупках компаниями с государственным участием, а также при предоставлении различных форм господдержки. Созданы условия для достижения технологической независимости в области базовых информационных технологий, преимущественного использования отечественного ПО и оборудования ИКТ в условиях цифровой экономики Минкомсвязь России, Минпромторг России, Минфин России, Минэкономразвития РоссииКазначейство РоссииФАС России, АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ», Фонд «Сколково»
6 Разработка и реализация государственными институтами развития скоординированного комплекса мер поддержки разработчиков, производителей и заказчиков отечественного ПО и оборудования, на различных стадиях жизненного цикла разработки, производства и внедрения решений 01.02.2019-31.12.2021 Обеспечена поддержка и защита разработчиков и производителей отечественного ПО и оборудования ИКТ за счет реализации мер стимулирования и поддержки, в т.ч. в отношении заказчиков и пользователей отечественного ПО и оборудования ИКТ. Созданы условия для достижения технологической независимости в области базовых информационных технологий, преимущественного использования отечественного ПО и оборудования ИКТ в условиях цифровой экономики Минкомсвязь России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, государственные институты развития
7 Введена в эксплуатацию система фильтрации интернет -трафика при использовании информационных ресурсов детьми 15.03.2019-31.12.2021 Граждане получат инструмент, который позволяет автоматически отображать содержимое, предназначенное для детей, на компьютере ,портативном устройстве Роскомнадзор, Минкомсвязь России, МВД России, ФСБ России
8 Обеспечение перехода на отечественное офисное ПО в государственных и муниципальных унитарных предприятиях; федеральных, региональных и муниципальных органах власти; государственных и муниципальных учреждениях (в т.ч. казенных учреждениях, бюджетных учреждениях, автономных учреждениях); публично-правовых компаниях; государственных внебюджетных фондах; Банке России; организациях с государственным /муниципальным участием; государственных корпорациях 01.11.2018-31.12.2020 Сформирован устойчивый спрос государственных заказчиков и компаний на отечественное офисное ПО, в том числе за счет реализации механизма централизованных закупок и формирования сквозной системы планирования перехода на отечественное офисное ПО на среднесрочную перспективу . Оказана государственная финансовая поддержка разработчиков отечественного офисного ПО для обеспечения ускоренного развития российских офисных программных продуктов и обеспечения интеграции с используемыми в настоящее время в государственном секторе информационными системами . Преодолена критическая зависимость государственных и муниципальных органов, государственных внебюджетных фондов, государственных компаний и Банка России от поставок импортного офисного ПО. Созданы условия для достижения технологической независимости в области применения офисного программного обеспечения и технологий обработки данных и электронных документов в системе государственной власти и в государственном секторе экономики в условиях цифровой экономики Минкомсвязь России, ключевые отраслевые федеральные министерства, государственные внебюджетные фонды, государственные институты развития, Банк России
9 Создание кибер полигона, реализованного в том числе с использованием облачных технологий, для обучения и тренировки специалистов и экспертов разного профиля, руководителей в области информационной безопасности и ИТ, современным практикам обеспечения безопасности 01.02.2019-31.12.2019 Введён в эксплуатацию кибер полигон для обучения и тренировки специалистов и экспертов разного профиля, руководителей в области информационной безопасности и ИТ современным практикам обеспечения безопасности Минкомсвязь России, МВД России, ФСТЭК России , ФСБ России, Банк России, МинобрнаукиРоссии, Фонд «Сколково», ПАО Сбербанк, ООО «Бизон», ООО «АльтЭль»
10 Оказание мер финансовой поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации требований №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры» 01.11.2019-31.12.2021 С помощью мер по разработке типовых решений КИИ и оказания финансовой поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации ускорена реализация требований №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры». Повышена безопасность объектов КИИ в субъектах Российской Федерации. Минкомсвязь России
11 Создание защищенной цифровой среды взаимодействия двойного назначения на базе отечественных технологий для работы в стандарте LTE-450 для нужд МВД России, МЧС России, Росгвардии 01.02.2019-31.12.2021 Разработана концепция защищённой цифровой среды взаимодействия двойного назначения на базе отечественных технологий для нужд МВД России, МЧС России, Росгвардии. Концепция определяет защищённые способы обеспечения связью территорий Российской Федерации, в которых в настоящее время связь отсутствует .Утверждены номенклатура и требования к оборудованию двойного назначения на базе отечественных технологий для работы в стандарте LTE-450 Приняты и реализуются меры поддержки потребителей пользовательского оборудования двойного назначения на базе отечественных технологий для работы в стандарте LTE-450 Минкомсвязь России, Минпромторг России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Росгвардия
12 Разработка специализированного ресурса, обеспечивающего гражданам России доступ к информации о случаях использования их персональных данных, а также возможность отказа от такого использования 01.02.2020-31.12.2021 Создан единый специализированный ресурс и сервисы (для использования в рамках портала госуслуг), которые позволяют гражданам в виде «одного окна» получить доступ к информации о случаях использования их персональных данных всеми операторами персональных данных (более 10 000 операторов), комплексного и выборочного отказа от такого использования Роскомнадзор, Минкомсвязь России, МВД России, ФСБ России, ФСТЭК России
13 Разработка технологических решений и проведение пилотных проектов по реализации федеральных и региональных государственных информационных систем с использованием технологий распределённых реестров, методов и технологий искусственного интеллекта, анализа данных 01.02.2019-31.12.2021 Проведено не менее 10 пилотных проектов по реализации федеральных и региональных государственных информационных систем с использованием технологий распределённых реестров в различных регионах. Минкомсвязь России, ФСБ России, Роскомнадзор, Банк России
Федеральный проект 06 «Цифровое государственное управление»
1 Обеспечено предоставление приоритетных государственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с целевой моделью (предоставление без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), проактивно) 05.2019-12.2021 Граждане и организации получают приоритетные государственные услуги и сервисы в цифровом виде в соответствии с целевой моделью (предоставление без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), проактивно) Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, иные организации
2 Создана национальная система управления данными 11.2018-12.2021 В государственных информационных системах обеспечено единство форматов и атрибутов данных, нормативной справочной информации и постоянно изменяемых данных. Снижены транзакционные издержки на этапах передачи данных от поставщика к пользователю информации, обеспечена автоматизация процесса межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг и исполнении функций органами исполнительной власти Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Управление делами Президента Российской Федерации, Росстат
3 Внедрен в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций, межведомственный юридически значимый электронный документооборот с применением электронной подписи, базирующийся на единых инфраструктурных, технологических и методологических решениях 01.2019-12.2021 Введена в эксплуатацию платформа ЮЗЭДО, обеспечивающая межведомственный юридически значимый электронный документооборот с применением электронной подписи, базирующийся на общих инфраструктурных, технологических и методологических решениях, обеспечивающих автоматизацию процессов документационной деятельности органов государственной власти Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФСБ России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды
4 Обеспечена возможность долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости для федеральных и региональных органов государственной власти 01.2019-12.2021 Введены в эксплуатацию и функционируют программно-технические решения, обеспечивающие долговременное хранение массивов электронных документов в неизменном состоянии, в том числе, с использованием современных «облачных технологий» Минкомсвязь России, Росархив
5 Реализовано единое окно цифровой обратной связи, включая обращения, жалобы, в том числе по государственным услугам, функциям, сервисам, с использованием технологии изучения общественного мнения и формирования механизмов обратной связи 01.2019-12.2021 Осуществлен переход на предоставление возможности обращения граждан и организаций централизованного направления обращений и жалоб в электронном виде, в том числе в службу технической и информационной поддержки для всех систем государственной цифровой платформы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде с помощью информационной системы «Единое окно цифровой обратной связи», включая обращения, жалобы, техническую поддержку и контроль качества по государственным услугам, функциям, сервисам» (ЕОЦОС) и использование технологии изучения общественного мнения. Минкомсвязь России, Минэкономразвития России

Основная статья: Кто и как управляет развитием цифровой экономики

Для управления программой создана сложная система сдержек и противовесов из различных органов государственной власти.

Основная статья: Финансирование программы Цифровая экономика

Национальная программа «Цифровая экономика» потребует затрат в размере 3,5 трлн руб. 2 трлн руб. из этой суммы за 2018–2024 гг. должен потратить федеральный бюджет. Остальные средства — это внебюджетные источники.

Из 2 трлн руб. федеральных средств 820 млрд (примерно по 117 млрд в год) были ранее предусмотрены на информатизацию госорганов.

Запланированные расходы касаются только федерального бюджета и внебюджетных источников, но не включают региональные расходы.

[/fusion_gallery]

Нормативное регулирование быстрых изменений

Основная статья: Нормативное регулирование Цифровой экономики

Информационная инфраструктура

Основная статья: Информационная инфраструктура цифровой экономики России

Информационная безопасность

Основная статья: Информационная безопасность цифровой экономики России

Кадры и образование

Основная статья: Кадры и образование в цифровой экономике России

[/fusion_gallery]

Ниже показаны события 2018 и 2019 гг. и приведены значимые публикации.

Цифровой профиль гражданина начнется с сервиса банковских кредитов

Пилотным проектом запуска цифрового профиля гражданина может стать сервис предоставления банковского кредита без заполнения анкет и предъявления бумажных документов. Это следует из концепции, в целом одобренной рабочей группой «Нормативное регулирование» при АНО «Цифровая экономика», заседание которой прошло 6 февраля 2019 года на площадке Министерства экономического развития РФ.

Цифровой профиль гражданина, создаваемый в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» нацпроекта «Цифровая экономика», позволяет получить доступ к данным государственных информационных систем. Эти данные гражданин сможет согласиться предоставить какой-либо организации – государственной или коммерческой (с помощью смартфона или компьютера). Подробнее здесь.

Создание визуального навигатора по программе «Цифровая экономика РФ»

15 января 2019 года стало известно, что АНО Цифровая экономика создала визуальный навигатор по национальной программе «Цифровая экономика РФ». Подробнее здесь.

В РФ появятся собственные сервисы для защиты данных и платежных систем

25 декабря 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил о том, что информационной безопасностипосвящен четвертый проект в рамках программы «Цифровая экономика». Согласно проекту, до 2024 года на ИБ планируется выделить свыше 30 млрд руб., из них 18 млрд руб. будут выделены из федерального бюджета. Подробнее здесь.

Названы законопроекты, которые требуют приоритетного одобрения Госдумой

Наблюдательный совет АНО «Цифровая экономика» назвал законопроекты, которые требуют приоритетного одобрения Госдумой, о чем стало известно 10 декабря 2018 года. Подробнее здесь.

В конце августа 2018 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций внесло на согласование в правительство проект национальной программы «Цифровая экономика РФ».

Национальная программа «Цифровая экономика РФ» потребует финансирования в размере 2,676 трлн руб.

Программа «Цифровая экономика РФ» сроком до 2024 года была утверждена летом 2017 года. Она определяла цели и задачи в рамках пяти базовых направлений: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. В мае 2018 года президент Владимир Путин поручил правительству скорректировать программу, чтобы придать ей статус национальной.

В обновленном статусе программа включила шесть федеральных проектов:

  • Нормативное регулирование цифровой среды
  • Кадры для цифровой экономики
  • Цифровые технологии и проекты
  • Информационная инфраструктура
  • Информационная безопасность
  • Цифровое государство

Согласно паспорту нацпрограммы, суммарно все перечисленные проекты потребуют финансирования в размере 2,676 трлн руб. При этом, самым затратным станет федеральный проект «Информационная инфраструктура», который потребует свыше 2,1 трлн руб., в т.ч. 628 млрд руб. из федерального бюджета и около 1,5 трлн руб. из внебюджетных источников.

Ниже приведен паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Краткое наименование национальной программы Цифровая экономика Срок начала и окончания 01.10.2018 – 31.12.2024
Куратор национальной программы М.А.Акимов, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель национальной программы К.Ю.Носков, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Администратор национальной программы Е.Ю.Кисляков, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Цели, целевые и дополнительные показатели национальной программы

№ п/п Цель, целевой показатель, дополнительный показатель Уровень контроля Базовое значение Период, год
Значение Дата 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1. Рост экономики и повышение ее конкурентоспособности за счет создания устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, внедрения передовых цифровых технологий и платформенных решений преимущественно российского производства Совет
1.1. Ежегодный рост валового внутреннего продукта за счет развития цифровой экономики без учета других факторов, проценты[1] президиум Совета 0,3 0,5 0,7 0,9 1 1,1
1.2. Доля населения, обладающего цифровой грамотностью (не менее четырех базовых цифровых навыков), проценты[2] президиум Совета 17 31.12.2017 18 20 24 27 31 34 38
1.3. Доля государственных услуг, функций и сервисов, предоставленных в цифровом виде, проценты* президиум Совета 40 45 53 65 78 89
1.4. Доля государственных услуг, функций и сервисов, предоставленных без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, проценты* президиум Совета 15 20 25 30 35 40
1.5. Доля организаций, использующих системы информатизации и автоматизации бизнес-процессов(CRMERPSCM-системы), в общем числе организаций, проценты президиум Совета 15,9 31.12.2016 17 20 24 28 32 35 38
1.6. Доля населения, использующего информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения, проценты президиум Совета 29,1 31.12.2017 32 35 38 41 44 47 50
2. Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств Совет
2.1. Российская Федерация входит в топ-5 стран с низкой стоимостью мобильного Интернета президиум Совета да да да да да да да
2.2. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», проценты[3] президиум Совета 97
2.3. Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, проценты[4] президиум Совета 1,5 2 3 4 5
2.4. Доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет», маршрутизируемого через иностранные серверы, процентов президиум Совета 60 31.12.2017 50 40 35 30 25 15 10
3 Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями Совет
3.1. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти иностранного программного обеспечения, проценты президиум Совета 60 31.12.2016 <50 < 40 <30 <20 <15 <10 <10
3.2. Индекс объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами отрасли информационных технологий (в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах) президиум Совета 31.12.2017 107,2 108,2 108,4 108,5 108,6 108,6
4. Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом Совет
4.1. Рост доли внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников в валовом внутреннем продукте, проценты[5] президиум Совета 0,3 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5
* Рассчитано путем агрегирования экспертных оценок.
1 — Показатель рассчитан на основе консенсус-прогноза ведущих аналитических и исследовательских организаций.
2 — Показатель потребует уточнения форм федерального статистического наблюдения и последующего пересчета.
3,4,5 — Показатель требует разработки методического обеспечения и организации измерений.

Структура национальной программы

№ п/п Наименование федерального проекта Сроки реализации Куратор федерального проекта Руководитель федерального проекта
1. Нормативное регулирование цифровой среды 01.10.2018 – 31.12.2024 М.А.Акимов С.В.Шипов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
2. Кадры для цифровой экономики 01.10.2018 – 31.12.2024 М.А.Акимов О.Б.Пак, статс-секретарь-заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
3. Цифровые технологии 01.10.2018 – 31.12.2024 М.А.Акимов Е.Ю.Кисляков, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
4. Информационная инфраструктура 01.10.2018 – 31.12.2024 М.А.Акимов О.А.Иванов, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
5. Информационная безопасность 01.10.2018 – 31.12.2024 М.А.Акимов А.В.Соколов, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
6. Цифровое государственное управление 01.10.2018 – 31.12.2024 М.А.Акимов О.Б.Пак, статс-секретарь-заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Как стало известно в конце марта 2018 года, в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», создающий основу для регулирования правоотношений в рамках цифровой экономики.

В целом законопроект призван закрепить в Гражданском кодексе несколько базовых положений, которые позволят регулировать рынок новых объектов экономических отношений («токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде («смарт-контракты», «самоисполняемые» сделки и др.) и предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по таким сделкам. Подробнее здесь.

Антон Лебедев, заместитель директора департамента государственного управления Минэкономразвития РФ, на конференции TAdviser IT Government Day 2018, прошедшей 28 февраля, рассказал, что в утвержденной программе «Цифровая экономика» отсутствуют отраслевые срезы, а также все, что касалось бы цифровой трансформации государственного управления, без которой невозможна трансформация экономики и государства в целом. Лебедев также упомянул о видении Минэкономразвития перспектив и проблематики цифровизации госуправления.

Антон Лебедев, заместитель директора департамента государственного управления Минэкономразвития

Докладчик привел направления цифровизации госуправления: стратегическое управление (целеполагание, планирование), тактическое (нормотворчество, контрольно-надзирательная деятельность, предоставление госуслуг), управление персоналом и внутренняя эффективность органа власти. Отвечая на вопрос из зала, с чего следует начать цифровизацию госорганов, спикер ответил — с управления персоналом и эффективности внутренних процессов в государственных органах, поскольку люди, приходящие в госорганы, по-прежнему сталкиваются с бюрократией.

Цели и задачи цифровой трансформации госуправления представлены на слайдах из презентации Антона Лебедева.

«
Преодоление консерватизма юридического мышления – самая большая проблема в алгоритмизации нормотворчества, это сложный и долгий процесс. Необходимо будет преодолевать догмы, впитанные годами и разными юридическими школами, — отметил Лебедев.
»

«Ростелеком», как центр компетенций направления «Информационная инфраструктура», в марте 2018 года подготовил и представил на экспертное обсуждение перечень существующих и перспективных технологий работы с данными. Данная работа включена в план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Рабочая группа направления «Формирование исследовательских компетенций и научно-технологических заделов» при АНО «Цифровая экономика» поддержала представленный оператором перечень.

С целью определения перечня «Ростелеком» провел масштабное исследование существующего уровня развития технологий работы с данными — перечень составлен на основе количественного и качественного анализа более 5 млн источников, среди которых — научные публикации, упоминания в отраслевых СМИ, маркетинговые исследования, сообщения профильных компаний и др. На следующих этапах количественные данные проверялись и фильтровались на основании информации о патентах и инвестициях в технологические стартапы. Таким образом, были выявлены перспективные технологии, которые уже находятся в фокусе внимания ученых и разработчиков, а также привлекли реальное финансирование на доработку и коммерциализацию.

Далее были выделены сквозные технологии работы с данными, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей. В перечень, в частности, вошли машинное обучение и нейросетевые технологиикомпьютерное зрение, интеллектуальный анализ данных, биометрические технологии, геоинформационные технологии и навигация, облачные, туманные и граничные вычисления, использование квантовых вычислений и др.

«
Мы сделали важный шаг к систематизации массива информации о передовых технологиях и трендах работы с данными. Один из важнейших результатов работы — определение перспективных сквозных технологий, которые могут дать импульс развитию прикладных решений в различных отраслях одновременно. Наглядным примером такого вида технологий является обработка биометрических данных (распознавание лица, голоса, отпечатков пальцев и др.), которая нужна и в медицине, и в банкинге, и при оказании государственных услуг, и во многих других отраслях. При этом обновление перечня перспективных технологий работы с данными необходимо вести на регулярной основе, что мы и будем делать, — заявил вице-президент «Ростелекома», руководитель центра компетенций «Информационная инфраструктура» Борис Глазков.
»

По словам Бориса Глазкова, в начале второго квартала 2018 года планируется представить результаты второго ежегодного исследования «Мониторинг глобальных трендов цифровизации», которое в этом году будет расширено с целью выявления перспективных направлений технологического развития ключевых отраслей экономики.

Госпрограмма «Цифровая экономика», объем финансирования которой оценивается в 570 млрд руб. до 2024 года, может пополниться новыми направлениями. В правительство в начале 2018 года внесены предложения по развитию цифровой медицины и умных городов, предполагающие создание сети телемедицинских центров и внедрение беспилотного общественного транспорта. Финансирование только направления «умных городов», по данным `КоммерсантЪ`, оценивается примерно в 100 млрд руб[1].

В подкомиссию, в частности, внесена заявка на включение в госпрограмму направления «Цифровая медицина», сообщили `Ъ` в Минкомсвязи и Минздраве. Документ подготовлен консорциумом «Цифровое здравоохранение», в который, помимо этих двух министерств, входят структуры «Росатома», входящий в «Ростех» холдинг «Швабе», фармацевтическая компания «Р-Фарм», инженерно-строительная «ЭлТех СПб» и др. Консорциум предлагается сделать центром компетенции по направлению «Цифровая медицина», следует из заявки (есть у `Ъ`). Его участники предлагают сформировать в России сеть телемедицинских консультационно-диагностических центров, а также сопряженную с ними систему мобильных телемедицинских лабораторно-диагностических комплексов. Для восстановления прежнего уровня медицинского обслуживания на селе традиционными методами были бы необходимы огромные капиталовложения, которые вряд ли могут быть проинвестированы в условиях кризиса, поясняется в заявке.

Кроме того, консорциум предлагает внедрить в России цифровую платформу здравоохранения, через которую будет организован доступ к историям болезни и рецептам. С ее помощью планируется обеспечить централизованное хранение и управление результатами медицинских исследований с использованием технологии распределенных данных, то есть блокчейна. Предполагается, что цифровую платформу здравоохранения в 2018 году внедрят два региона, в 2021-м — 35, а в 2024-м — 85. Программа «Цифровое здравоохранение» также предполагает поддержку стартапов, рассказал `Ъ` замглавы Минкомсвязи Сергей Калугин. Например, в России есть небольшие компании, которые создают тесты по ранней диагностике онкологических заболеваний, уточняет он.

На заседании подкомиссии до конца марта 2018 года также будет рассмотрена заявка на включение в «Цифровую экономику» направления «Умный город», ожидает представитель «Ростелекома». Соответствующее предложение подготовили МинкомсвязьМинстрой, «Ростелеком», «Ростех», «Росатом», Сбербанк, конструкторское бюро «Стрелка» и др., образовавшие консорциум «Умный город», следует из заявки (есть у `Ъ`). Консорциум ставит задачу повысить оперативность и прозрачность учета топливно-энергетических ресурсов в городах на этапе их генерации путем внедрения цифровых приборов дистанционной передачи данных как в квартирах, так и домах. Такие приборы в 2024 году будут использовать 95% новых потребителей, следует из заявки. Другим целевым показателем направления должно стать внедрение «умной» транспортной инфраструктуры и автоматизированного транспорта. Предполагается, что опытная эксплуатация общественного беспилотного транспорта в 2021 году начнется в пяти российских городах, а в 2024-м — в 12. Кроме того, консорциум предлагает использовать данные экологического мониторинга и информацию с камер видеонаблюдения, а также из ГИБДДМВД и МЧС для комплексного оперативного мониторинга окружающей среды.

Реализация мероприятий в рамках направления «Умный город» предварительно оценивается в 100 млрд руб., сообщил собеседник `Ъ`, близкий к проекту. Сумма инвестиций пока не определена, она станет известна на этапе разработки плана мероприятий, и это будут не только бюджетные средства, отмечает представитель «Ростелекома». Модернизация в рамках «Цифровой медицины» оценивается в десятки, если не сотни миллиардов рублей, говорит другой собеседник `Ъ`, знакомый с разработкой программы. В Минздраве не раскрывают предполагающийся объем финансирования.

9 февраля 2018 года правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством председателя правительства Дмитрия Медведева рассмотрела и утвердила проект плана мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика». Документ разработало и представило Агентство стратегических инициатив как Центр компетенций по данному направлению.

Ключевые направления плана мероприятий предполагают разработку форм ускоренного образования, направленного на удовлетворение потребности цифровой экономики в кадрах. Предусмотрены разработка базовой модели и перечня ключевых компетенций цифровой экономики, персонального профиля компетенций и траектории развития человека, увеличение числа обучающихся по ИТ-направлениям, обеспечение запросов компаний цифровой экономики, таких как СбербанкЯндексРостелекомWorldSkills RussiaРосатомМТСМегафонКрок и прочих, на ключевые компетенции. Кроме того, «дорожная карта» предусматривает развитие цифровой грамотности у широких слоев населения, поддержку технологических образовательных проектов и решений.

Так, согласно документу, к 2024 году не менее 800 тыс. выпускников системы профессионального образования должны обладать компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, а не менее 120 тыс. выпускников системы высшего образования будут готовиться по ИТ-специальностям. Предполагается, что доля населения, обладающего цифровыми навыками к 2021 году, составит не менее 40%.

По информации АСИ, план мероприятий была разработан при участии более 150 лидеров российского экспертного сообщества, представителей органов власти, бизнеса и образования и предусматривает реализацию задач, направленных на достижение значимых для российской экономики показателей в части человеческого капитала.

По словам Дмитрия Пескова, директора направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», руководителя Центра компетенций «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика», практически отсутствуют способы подготовки новых кадров для цифровой экономики, экономики данных. Из-за демографического спада из университетов выпускается вдвое меньше студентов, чем несколько лет назад, и в ближайшие 15 лет тенденция сохранится.

«
Новая экономика нуждается в талантах в 10 раз больше, чем даже во времена СССР. Экономика стала более сложной, появилось большое количество новых отраслей, профессий, оборудования. Поэтому наша работа будет строиться вокруг формирования компетенций цифровой экономики, «цифровой грамотности». Они должны быть предельно массовыми, ведь спрос на них уже есть в каждой отрасли, — подчеркнул Дмитрий Песков. — На основе актуальных и перспективных требований к ключевым компетенциям цифровой экономики и будут формироваться требования к стандартам, проектированию и реализации программ всех уровней образования: школ, колледжей, вузов. Мы намерены выстроить функционирующую модель взаимодействия различных образовательных организаций и работодателей, реализуем идею формирования цифрового профиля компетенций для каждого учащегося и выстраивания для него персональной траектории развития. Так мы дадим возможность каждому реализовать свой потенциал и своевременно ответим на запрос потенциальных работодателей, в том числе компаний цифровой экономики.
»
Проектный офис по реализации программы «Цифровая экономика», созданный на базе АНО (автономная некоммерческая организация) «Аналитический центр при Правительстве РФ», займется мониторингом хода выполнения мероприятий программы. Об этом CNews в январе 2018 года рассказал заместитель руководителя Проектного офиса Владимир Месропян[2].

В конце года Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения жизни граждан и условий ведения предпринимательской деятельности были утверждены планы мероприятий по четырем из пяти направлений программы: «Информационная безопасность», «Информационная инфраструктура», «Нормативное регулирование» и «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов».

Мероприятия утвержденных планов нацелены на реализацию вех, сформулированных в терминах эффектов для бизнеса и граждан (потребителей продуктов и услуг) и зафиксированные в программе «Цифровая экономка». Мониторингом исполнения соответствующих мероприятий и вех займется Проектный офис. По каждому из мероприятий указаны курирующие его федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), а также перечни конкретных исполнителей, в числе которых могут быть как государственные, так и коммерческие или некоммерческие структуры.

По словам Владимира Месропяна, в ходе мониторинга будут проверяться как формальные результаты реализации комплекса мероприятий, так и конкретные ожидаемые результаты вех Программы, представляющие собой эффекты для граждан и бизнеса.

Информацию о реализации мероприятий Проектный офис будет получать от непосредственных исполнителей с мнением курирующих мероприятия ФОИВов, после чего будет проводиться ее технический контроль и верификация. Информацию о степени достижения ожидаемых результатов вех программы будет предоставлять АНО «Цифровая экономика» по итогам проведения экспертных заседаний рабочих групп, состоящих из представителей бизнеса и органов государственной власти.

Сопоставляя информацию об успешности реализации мероприятий, и реально достигнутых конечных результатов для граждан и бизнеса в рамках квартального отчета будут формироваться конкретные предложения по управленческим решениям и внесению изменений в планы мероприятий Программы.

СХЕМА ДВИЖЕНИЯ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Схема маршрутов движения к цифровой экономике по направлениям «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Кадры для цифровой экономики», «Нормативное регулирование», «Цифровое государственное управление».

Движение по указанным направлениям стартовало в 2018 году. Планируется дальнейшее расширение маршрутной сети
и запуск составов по направлениям цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы.