В России придумали, где взять кадры для новой экономики.
Юлия Кривошапко, Российская газета — Столичный выпуск № 196(7659)
Цифровые сертификаты будут ориентированы на граждан трудоспособного возраста. «Особенно полезными они могут быть для людей старшего возраста, которым нужно при развитии цифровых технологий сохранять конкурентоспособность на рынке труда», — рассказал директор по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрей Сельский.
Развивать, по его словам, планируется в первую очередь компетенции, востребованные в новом цифровом мире. «Это поможет людям не только совершенствовать свои профессиональные навыки в соответствии с лучшими практиками, но и участвовать в процессе цифровой трансформации организаций, ускоряя ее ход и повышая эффективность», — пояснил Сельский.
Параметры отбора граждан, которые смогут пройти переобучение по цифровым сертификатам, пока обсуждаются, но кураторы проекта обещают, что жестких ограничений не будет. Финансирование заложено в план мероприятий направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика». Это полностью бюджетные средства, пояснили в АНО «Цифровая экономика».
По мнению спецпредставителя президента России по вопросам цифрового развития, руководителя Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» (АСИ) программы «Цифровая экономика» Дмитрия Пескова, важно не просто предоставить гражданам условия для обучения, но и мотивировать, подобрать подход к каждой возрастной группе. «К примеру, нужно учитывать, что мотивация школьников сегодня создается скорее их любимыми блогерами, а не учителями информатики», — отметил Песков.
Подготовкой кадров для новой экономики озабочены многие страны. Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) проанализировали 15 развитых и развивающихся экономик мира и спрогнозировали, что 7,1 миллиона рабочих мест, две трети из которых относятся к офисно-административным, исчезнут уже к 2020 году. Об этом говорилось в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» The Boston Consulting Group (BCG). Однако новые технологии всегда не только замещали труд человека, но и меняли его структуру, создавали новую занятость. По оценке ВЭФ, только в 15 исследуемых странах к 2020 году может появиться 2 миллиона новых рабочих мест.
ДО КОНЦА 2020 ГОДА В РФ ПОЯВИТСЯ СИСТЕМА ПЕРСОНАЛЬНЫХ СЕРТИФИКАТОВ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КОМПЕТЕНЦИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В ближайшие три года в России начнет работать система сертификатов на обучение населения компетенциям цифровой экономики. У граждан РФ появится возможность формировать индивидуальные траектории развития на основе персональных профилей компетенций. Об этом говорится в плане мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика», опубликованном 21 февраля 2018 года на сайте правительства.
Согласно плану мероприятий, к декабрю 2020 года в России будет создана система стимулирующих выплат в виде персональных цифровых сертификатов от государства на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики. Для граждан РФ также предусмотрят нематериальные льготы — «цифровой аналог нормативов ГТО для всех возрастов». Минобрнауки совместно с союзом Worldskills Russia разработает систему аттестационных нормативов по компетенциям цифровой экономики, которая будет давать преимущества поступающим в вузы.
В документе отмечается, что к 2024 году не менее 800 тыс. выпускников системы профобразования должны обладать компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, а не менее 120 тыс. выпускников системы высшего образования пройти подготовку по ИТ-специальностям. Доля граждан РФ, обладающих цифровыми навыками к 2021 году, составит не менее 40%.
Чтобы обеспечить доступ населения к непрерывному образованию, в июне 2020 года начнет работать созданный в партнерстве с бизнесом бесплатный онлайн-сервис.
Не менее 25 образовательных организаций и не менее 10 компаний цифровой экономики примут участие в апробации моделей использования персональных профилей компетенций и траекторий развития граждан РФ.
В образовательный процесс будет вcтроена практика учета студенческих проектов в качестве выпускной квалификационной работы — «стартап как диплом». Для финансирования стартапов в области цифровой экономики на посевной стадии Минэкономразвития, РВК и «ВЭБ-инновации» создадут венчурные фонды с участием университетов, их выпускников и компаний-партнеров.
За экспертно-аналитическое сопровождение реализации плана и координацию действий всех его участников и исполнителей будет отвечать центр компетенций, который к июню 2018 года сформируют Минэкономразвития России и Агентство стратегических инициатив (АСИ).
«Мы намерены выстроить функционирующую модель взаимодействия образовательных организаций и работодателей, реализовать идею формирования цифрового профиля компетенций для каждого учащегося и выстраивания для него персональной траектории развития, — отметил директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков. — Наша работа будет строиться вокруг формирования массовой цифровой грамотности. На основе актуальных и перспективных требований к ключевым компетенциям цифровой экономики будут формироваться требования к стандартам, проектированию и реализации программ всех уровней образования: школ, колледжей, вузов».
СПРАВКА
Программа «Цифровая экономика» была подготовлена по поручению президента РФ Владимира Путина и утверждена правительством 31 июля 2017 года. Для управления программой определены 5 базовых и 3 прикладных направления развития цифровой экономики на период до 2024 года. К базовым направлениям отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. К прикладным — государственное управление, «умный город» и здравоохранение. Цель программы — организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни — в экономике, предпринимательстве, госуправлении, социальной сфере, городском хозяйстве.
Ранее на заседании правительственной комиссии 18 декабря 2017 года были утверждены планы мероприятий по направлениям «Нормативное регулирование», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Ход реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Оставить комментарий