Траектория карьерного развития всецело зависит от того, как человек относится к миру, считает Алена Владимирская, руководитель проекта, Москва, в своей публикации на e-xecutive.ru.


Общество (экономика плюс стереотипы) к 30 годам любого из нас плотно ставит на профессиональные рельсы карьеры. По которым человек может двигаться либо вперед (управленческая траектория), либо вглубь (экспертная траектория). Но это самое общество чаще всего отказывает нам в возможности перейти на другие рельсы: «У него нет опыта в этой индустрии».

Бывает, что человек мыкается, пытается найти ответ на вопрос «Где я еще могу быть применим?», но постепенно оставляет эти попытки. Так возникает выгорание, которого на самом деле в принципе не существует, как, например, авитаминоза. Несуществующим выгоранием чаще всего называют глубокое разочарование от расхождения между несформулированной мечтой о своей реализации и текущим состоянием.

А вот если человек боится потерять работу или ее уже потерял из-за изменений в отрасли, это намного сложнее. Фактически он списан. Но тут возникает вопрос. А почему некоторые люди, находящиеся в одной индустрии, к 40 годам списываются, а другие, наоборот, становятся дико востребованными? Индустрия же одна. И стартовые условия одинаковые. В чем причина?

На результат не влияет ни масштаб бизнеса, ни познания в IT-сфере, ни фаза развития компании, в которой работает сотрудник. Траектория карьерного развития всецело зависит, извините за банальность, от самого человека. От системы его ценностей. От того, как человек относится к миру, сколько он готов отдать миру, и сколько требует взамен.

Среди топ-менеджеров старшего поколения (45+) есть много людей, которые воспринимают внешнюю среду так: «Я – совершенен. Я когда-то окончил MIT и теперь мне все должны. Если что-то идет не так, значит, меня не готовы услышать».

Нет, вам никто ничего не должен. Рынок не обязан слушать вас. Напротив, это вы должны рассказывать рынку о своих ценных качествах. Наиболее успешны в карьере люди, которые серьезно относятся к своему PR, которые умеют продвигать себя.

У каждого человека в голове есть картина мира. Может быть, окружающим она кажется неправильной и абсурдной, но для самого человека эта картина – цельная. Например, менеджер может быть специалистом в управлении проектами, в руководстве программистами, а еще ему интересна… медицина. Со стороны кажется: при чем здесь медицина? Однако такие странные на первый взгляд сочетания оказываются очень востребованными на динамичных рынках.

Очень важен эмоциональный интеллект. Настрой. Интерес. Очень важна формула мотивации: не «Весь мир должен мне», а «Как мне улучшить этот мир и быть счастливым в этом мире».

Не нужно гордиться дипломом дорогого MBA, полученным 15 лет назад. За эти 15 лет рынок ушел далеко вперед. Если человек не научился ничему конструктивному, если он не понимает, как развивается мир, рынок просто перестает его замечать.

Проверять себя надо постоянно. Если человек видит, что в компанию пришел кто-то на 10 лет моложе его, и этот кто-то воспринимает действительность с помощью новых непонятных формул, не надо говорить, что эти формулы все портят и врут. Нужно идти к тем, кто моложе, и спрашивать: «Что это? Как это работает? Как это можно применять?». Будете вы применять эти формулы или нет – это второй вопрос. Но хотя бы постарайтесь понять, как они работают.

В динамичном мире старые заслуги списываются в течение двух-трех лет. Подход «Я был крутым, поэтому я всегда буду крутым» – не работает. Я бы назвала это синдромом отличника. Практика показывает, что часто школьные отличники не очень успешны в жизни. Они обнаруживают зависимость от похвалы, а когда их перестают хвалить, их картина мира разрушается. Так и звездные менеджеры, привыкшие к успеху, впадают в растерянность, когда на рынке происходят кардинальные перемены.

Скорость изменений все выше и выше. Те, кто это поняли, оказываются боле успешными в профессии. Неизменными в изменяющемся мире остаются доброжелательность, проактивность, способность двигаться вперед в рамках своей картины мира.

Открытость к миру можно воспитывать. Я не призываю любить все человечество, я говорю об ином – о готовности получать новые знания. Этот навык можно развивать в себе, как и другие навыки, например, умение водить машину. Можно выделить себе полчаса в день, чтобы поговорить с коллегами о трендах в вашей отрасли, или почитать англоязычные ресурсы с новостями в вашей индустрии. Можно раз в месяц находить крутого профессионала и задавать ему вопросы по трендам развития рынка.

Все это – вполне воспитываемые привычки, которые помогут вам постоянно обновлять картину мира и, благодаря этому, быть востребованным на рынке труда.