В 2018 году Юваль Ной Харари, историк-медиевист, автор бестселлеров Sapiens и Homo Deus, выпустил новую книгу «21 урок для XXI века». Лайфхакер выбрал и перевел самые интересные места из главы об обучении.
Человечество стоит на пороге невиданных революций. Ребёнку, который родился сегодня, в 2050 году будет 30 с небольшим. При хорошем раскладе он доживёт до 2100 года и, возможно, даже станет активным гражданином XXII века.
Чему мы должны научить этого ребёнка, чтобы он выжил и преуспел в новом мире? Какие навыки ему понадобятся, чтобы получить работу, понимать окружающий мир и ориентироваться в лабиринте жизни?
К несчастью, так как никому не известно, каким будет мир в 2050 году (не говоря уже о XXII веке), мы не знаем ответа и на эти вопросы. Конечно, люди никогда не могли точно предсказать будущее. Но сегодня сделать это ещё сложнее, потому что, как только технологии позволят нам искусственно создавать тело, мозг и сознание, мы больше ни в чём не сможем быть уверены. Включая то, что раньше казалось незыблемым и вечным.
Однако вам ясно, что даже в 1050 году большинство жителей по-прежнему останутся фермерами и ткачами, а правители по-прежнему будут набирать на военную и чиновничью службу людей. Мужчины по-прежнему будут господствовать над женщинами, продолжительность жизни по-прежнему будет около 40 лет, а человеческое тело останется точно таким же.
Поэтому в 1018 году бедные китайские родители учили своих детей тому, как сажать рис или ткать шёлк. Богатые учили сыновей читать, писать и сражаться верхом, а дочерей — быть скромными и послушными жёнами. Было очевидно, что такие навыки по-прежнему будут нужны в 1050 году. Сегодня же мы понятия не имеем, каким будет Китай или другие страны мира в 2050 году.
Мы не знаем, чем люди будут зарабатывать на жизнь, как будут устроены армии и чиновничьи аппараты, какими будут гендерные отношения.
Некоторые, вероятно, будут жить гораздо дольше, чем сегодня, а само человеческое тело благодаря биоинженерии и нейрокомпьютерным интерфейсам может измениться до неузнаваемости. Многое из того, что дети учат сегодня, в 2050 году, скорее всего, будет неактуальным.
Сейчас в большинстве школ ученикам в головы стараются запихнуть как можно больше информации. В прошлом это имело смысл, потому что информации было мало и даже тот скудный ручеёк существующих знаний периодически блокировался цензурой.
Если бы вы жили в маленьком провинциальном городке в Мексике 1800 года, вам сложно было бы получить много данных о внешнем мире. Тогда не было радио, телевидения, ежедневных газет и общественных библиотек. Даже если вы были обучены грамоте и имели доступ к частной библиотеке, ваш выбор чтения ограничивался романами и религиозным трактатами.
Испанская империя подвергала значительной цензуре все местные тексты и пропускала в страну немногие проверенные издания. Практически такая же ситуация была в провинциальных городках России, Индии, Турции и Китая. Школы, обучающие каждого ребёнка чтению и письму, а также основным фактам географии, истории и биологии, стали колоссальным прогрессом.
Но в XXI веке мы тонем в потоках информации. Если вы живёте в провинциальном мексиканском городе и у вас есть смартфон, вы можете не одну жизнь провести, только читая «Википедию», смотря выступления TED и проходя бесплатные онлайн-курсы. Ни одно правительство не надеется скрыть всю неугодную ему информацию. Зато невероятно просто завалить людей противоречивыми сведениями и газетным утками.
Чтобы узнать последние сообщения о бомбёжках в Алеппо или о таянии арктических льдов, достаточно пары кликов мышкой. Но противоречащей друг другу информации так много, что трудно понять, чему верить. И точно так же легко доступно несметное количество другого контента. Когда политика или наука кажутся слишком сложными, так соблазнительно переключиться на забавные видео с котиками, сплетни о знаменитостях или порно.
В таком мире последнее, что учителю нужно давать ученикам, — это ещё одна порция информации. У них и так её слишком много.
Вместо этого людям нужна способность осмыслять информацию, различать важное и неважное и, главное, объединять множество кусочков данных в цельную картину мира.
По сути, это и было идеалом западного либерального обучения на протяжении столетий. Но до сих пор его реализовывают довольно небрежно. Учителя передают факты, поощряя учеников «думать самостоятельно». Из страха впасть в авторитаризм они считают так: раз они дают ученикам множество данных и чуточку свободы, те сами составят картину мира. И даже если у одного поколения не получится синтезировать все данные в цельную и осмысленную историю, на это будет достаточно времени в будущем.
Но время вышло. Те решения, которые мы примем в течение следующих десятилетий, сформируют будущее самой нашей жизни. Если у этого поколения не будет всеобъемлющего взгляда на мир, их будущее решится по воле случая.
Так чему же учить детей? Многие эксперты по педагогике считают, что следует обучать их «четырём К»: критическому мышлению, коммуникации, коллаборации и креативности. То есть уделять меньше внимания техническим навыкам и отдавать преимущество универсальным жизненным умениям.
Важнее всего станет способность справляться с переменами, учиться новому и сохранять психологическое равновесие в неизвестных ситуациях.
Чтобы поспевать за жизнью в 2050 году, нужно будет не только изобретать новые идеи и продукты, но и раз за разом перестраивать самого себя. Никто не может предсказать конкретные перемены, которые ожидают нас в будущем. Любой подробный сценарий, скорее всего, будет далёк от истины.
Если чьё-то описание середины XXI века похоже на научную фантастику, скорее всего, оно ошибочно. С другой стороны, если это описание не похоже на научную фантастику, оно точно ошибочно. Мы не можем быть уверены в деталях, перемены — единственный несомненный факт.
С незапамятных времён жизнь делилась на два смежных этапа: обучение и следующая за ним работа. Во время первого этапа вы накапливали знания, вырабатывали навыки, формировали мировоззрение и конструировали свою идентичность.
Даже если в 15 лет вы проводили большую часть дня, работая на рисовом поле, вы всё равно в первую очередь учились: как возделывать рис и договариваться с жадными торговцами из большого города, как улаживать ссоры из-за земли и воды с другими жителями деревни.
На втором этапе вы пользовались полученными навыками, чтобы ориентироваться в мире, зарабатывать на жизнь и быть частью общества. Конечно, и в 50 лет вы узнавали что-то новое о рисе, торговцах и ссорах, но всё это были лишь мелкие дополнения к уже отточенным навыкам.
К середине XXI века ускоряющийся темп перемен и возросшая продолжительность жизни сделают такую традиционную модель пережитком.
Это, вероятно, будет связано с огромным стрессом. Перемены почти всегда вызывают стресс, а после определённого возраста большинству людей просто не нравится меняться. Когда вам 15, вся ваша жизнь состоит из перемен. Растёт ваше тело, развивается сознание, углубляются отношения.
Для вас всё в движении, всё новое. Вы изобретаете себя. Это пугающе, но в то же время захватывающе. Перед вами открываются новые горизонты, вам только предстоит покорить мир.
К 50 годам вы не хотите перемен, а большинство людей отказалось от покорения мира. Плавали, знаем, есть футболка на память. Вы предпочитаете стабильность. Вы так много вложили в свои навыки, карьеру, идентичность и мировоззрение, что не хотите начинать всё сначала.
Чем усерднее вы работали для создания чего-то, тем сложнее это отпустить. Может быть, вы всё ещё дорожите новыми впечатлениями и мелкими нововведениями, но большинство 50-летних не готово перестраивать свою личность.
Это объясняется устройством нервной системы. Хотя взрослый мозг более гибкий, чем считалось раньше, он всё равно не такой податливый, как мозг подростка. Создание новых нейронных связей — это тяжёлая работа. Но в XXI веке стабильность — непозволительная роскошь.
Пытаясь удержаться за идентичность, работу или мировоззрение, вы рискуете остаться позади, пока мир со свистом пролетает мимо. А так как продолжительность жизни, скорее всего, возрастёт, вы можете на много десятилетий превратиться в ископаемое.
Чтобы не отставать экономически и социально, понадобится способность постоянно учиться и перестраивать себя.
Когда неизвестность — это новая норма, на прошлый опыт уже нельзя положиться с былой уверенностью. Каждому индивиду и человечеству в целом всё чаще придётся сталкиваться с вещами, с которыми раньше никто не сталкивался: сверхумными машинами, искусственно созданными телами, алгоритмами, которые с поразительной точностью манипулируют эмоциями, стремительными климатическими катаклизмами и необходимостью каждые 10 лет менять профессию.
Какой поступок можно считать правильным в ситуации, которая не имеет аналогов в прошлом? Как действовать, получая огромные потоки информации, которую невозможно полностью усвоить и проанализировать? Как жить в мире, где неопределённость — не ошибка системы, а её основная характеристика?
Чтобы выжить и преуспеть в таком мире, понадобятся психологическая гибкость и эмоциональное равновесие. Придётся снова и снова отпускать то, что знаешь лучше всего, и комфортно чувствовать себя в неизвестности.
К сожалению, научить детей такому гораздо сложнее, чем объяснить физическую формулу или причину Первой мировой войны. Учителям самим обычно не хватает ментальной гибкости, которой требует XXI век, ведь они — продукт старой образовательной системы.
Так что, лучший совет, который я могу дать 15-летним подросткам, застрявшим в устаревшей школе, — не слишком полагайтесь на взрослых.
Большинство из них хотят как лучше, но они просто не понимают мир. В прошлом следовать примеру старших было почти беспроигрышным вариантом, потому что мир менялся медленно. Но XXI век будет другим. Из-за того, что темп перемен ускоряется, никогда нельзя быть уверенным, передают ли вам взрослые нетленную мудрость или устаревшее заблуждение.
На что же полагаться вместо этого? Может, на технологии? Это ещё рискованнее. Технологии могут помочь, но если они получат слишком много власти над вашей жизнью, вы станете заложником их целей.
Тысячи лет назад люди изобрели сельское хозяйство, но оно обогатило лишь небольшую прослойку элиты, обратив в рабов большую часть людей. Большинство из них работало с рассвета до заката: пололи сорняки, таскали вёдра с водой, возделывали зерно под палящим солнцем. Это может случиться и с вами.
Технологии — это не зло. Если вы знаете, чего хотите в жизни, они могут помочь этого достичь. Но если у вас нет чётких желаний, они будут формировать ваши цели и контролировать вашу жизнь. И в итоге вы можете обнаружить, что служите им, а не они служат вам. Видели тех зомби, которые бродят по улицам, не отрываясь от смартфонов? Как думаете, они контролируют технологии? Или технологии контролируют их?
Тогда стоит полагаться на самого себя? Это звучит здорово на Улице Сезам или в старом диснеевском мультфильме, но в реальности это не очень помогает. Даже Дисней начал это осознавать. Как и героиня «Головоломки» Райли Андерсон, большинство людей едва знают себя. А пытаясь «прислушаться к самому себе», запросто становятся жертвой манипуляций.
С развитием биотехнологий и машинного обучения манипулировать глубинными эмоциями и желаниями будет ещё проще. Когда Coca-Cola, Amazon, поисковики и правительство знают, как дёргать за ниточки вашего сердца, сможете ли вы заметить разницу между собой и уловками маркетологов?
Придётся приложить очень много усилий и лучше понять свою операционную систему — узнать, кто вы и чего хотите от жизни.
Это старейший совет: познай самого себя. Тысячелетиями философы и пророки побуждали к этому людей. Но этот совет никогда не был столь важным, как в XXI веке. Теперь, в отличие от времён Лао-цзы и Сократа, у вас есть серьёзные конкуренты.
Coca-Cola, Amazon, поисковики, правительство — все участвуют в гонке по взлому вас. Они хотят взломать не ваш смартфон, не ваш компьютер и не ваш банковский счёт, а вас и вашу органическую операционную систему.
Прямо сейчас алгоритмы наблюдают за вами. За тем, куда вы идётё, что покупаете, с кем встречаетесь. Скоро они будут отслеживать каждый ваш шаг, каждый вдох, каждый удар сердца. Они опираются на большие данные и машинное обучение, чтобы узнавать вас всё лучше и лучше. И как только эти алгоритмы будут знать вас лучше, чем вы знаете себя сами, они смогут управлять и манипулировать вами, и вы почти ничего не сможете сделать. Вы окажетесь в матрице или в шоу Трумана.
Конечно, вы можете быть счастливы передать власть алгоритмам и доверить им принятие решений за вас и за весь мир. Если так, просто расслабьтесь и получайте удовольствие. Вам ничего не нужно делать. Алгоритмы обо всём позаботятся.
Но если вы хотите сохранить хоть какой-то контроль над своим личным существованием и над будущим жизни, придётся обгонять алгоритмы, обгонять Amazon и правительство и узнать себя раньше, чем это сделают они. А чтобы быстро бежать, не берите в дорогу тяжёлый багаж. Оставьте все иллюзии позади, ведь они весят очень много.
Оставить комментарий