Существует немало моделей проектирования онлайн-курсов, они предназначены для методистов и педдизайнеров. А вот таких, которые помогали бы организовать процесс преподавания в онлайн-среде, пока ещё практически нет, есть лишь отдельные советы, основанные на личном опыте, и выводы разрозненных исследований.

Этот пробел решили заполнить профессор обучения, дизайна и технологий из Университета штата Северная Каролина Флоренс Мартин и профессор образовательных технологий и обучения компьютерным наукам из Университета Флориды Альберт Ритжапт. Они объединили информацию из разных источников о передовом опыте и создали фреймворк IDEAS. Это своего рода рекомендованный шаблон для работы, который подсказывает и преподавателям, и педдизайнерам, и кураторам обучения, что нужно учесть при организации и ведении онлайн-курса, а также при оценке его качества, какие практики стоит взять на вооружение. Свою разработку авторы модели представили в одноимённой статье, опубликованной на медиаресурсе EduCase. Кратко пересказываем её суть.

Skillbox Образование 4.0


Как разрабатывали фреймворк IDEAS

Для начала стоит расшифровать, что же значит аббревиатура IDEAS:

  • Inclusion — инклюзия;
  • Design — дизайн;
  • Engagement — вовлечение;
  • Evaluation — оценка курса;
  • Assessment — оценка учеников;
  • Support — поддержка.

Этот фреймворк авторы создали на основе собственного опыта, а также интервью с именитыми преподавателями, анализа научной литературы и консультаций с экспертами в области онлайн-обучения.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media»

У фреймворка шесть разделов с 41 элементом внутри. Эти элементы представляют собой конкретные практики, которые важно учесть при организации курса. Все разделы, по словам Флоренс Мартин и Альберта Ритжапта, взаимосвязаны и взаимозависимы — то есть решения, который преподаватель принимает в одной сфере, непосредственно влияют на остальные. Разумеется, не все практики необходимо объединять в одном и том же онлайн-курсе. Авторы поясняют, что в конкретных курсах на то, как преподаватели решат развернуть своё онлайн-обучение, влияют учебные цели и результаты обучения студентов.

Разберём каждый из шести разделов фреймворка по отдельности.

Инклюзия

ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:

  • понимание своих учеников,
  • приверженность DEI,
  • учёт ситуации и контекста,
  • принадлежность и приветливость,
  • доступность курса,
  • интеркультурные и разнообразные перспективы,
  • дополнительные ресурсы для обучения,
  • поддержка безопасной цифровой среды обучения.

Составляющие раздела «Инклюзия» можно свести к простому правилу: все студенты должны ощущать, что на курсе им рады. Авторы фреймворка подчёркивают, что один из важнейших аспектов преподавания в онлайн-среде — приверженность принципам равенства. Они призывают узнать своих студентов получше, а для этого дать им возможность рассказать о своих нуждах и желаниях. Преподавателям рекомендуется тщательно проанализировать собственные предрассудки, ожидания от студентов и их поведения (ведь всё это может существенно расходиться с реальностью).

Важно также присмотреться к условиям обучения: например, убедиться, что у всех студентов есть доступ к необходимым ресурсам, в том числе к интернету. Кроме того, важно уделить внимание людям с особыми потребностями и подумать, как им можно помочь и какие дополнительные ресурсы предложить.

Дизайн

ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:

  • информация о преподавателе,
  • образовательные результаты,
  • последовательность обучения,
  • систематическое проектирование,
  • разные источники,
  • проектирование активностей и критериев оценки.

Этот раздел сфокусирован на организации материалов курса и на том, как они соотносятся с желаемыми образовательными результатами.

Авторы фреймворка приводят несколько рекомендаций, которые помогут в этом процессе:

  • Студентам необходимо предоставить контакты преподавателя, чтобы они могли при необходимости обращаться к нему, желательно и по разным каналам.
  • В курс нужно включать учебные активности для взаимодействия — студентов с преподавателем, друг с другом и с учебными материалами. Всё это поможет учащимся ощутить себя частью учебного сообщества.
  • В курсе стоит использовать множество разных учебных ресурсов: учебников, видео, статей, онлайн-материалов.
  • Разнообразия стоит придерживаться и в разработке заданий — это могут быть, например, дискуссии, проекты, статьи, презентации, викторины и обычные экзамены. Конечно, придётся тщательно продумать не только их, но и то, как будут оцениваться результаты этих заданий.

Вовлечение

ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:

  • периодические объявления,
  • установка ожиданий,
  • доступность преподавателя,
  • своевременные ответы,
  • оценивание и обратная связь,
  • фасилитация дискуссий,
  • формирование учебных групп,
  • поддержка взаимодействия студентов,
  • формирование поведения,
  • фасилитация построения сообщества,
  • мониторинг прогресса учащихся.

На старте образовательной программы вовлечение обеспечивается прежде всего тем, как преподаватели формируют у студентов ожидания от неё. А вот в процессе учёбы, считают авторы фреймворка, вовлечению помогут периодические напоминания о том, что с преподавателем можно связаться лично, и пояснения, как это сделать. Преподаватели могут помочь студентам определиться с направлением для развития, предложить качественную и своевременную обратную связь.

В процессе также помогут разные стратегии фасилитации, организация обсуждений и групповых активностей. Причём они не всегда проходят онлайн — то же обсуждение можно организовать и в асинхронном режиме. Всё это также поможет создать атмосферу сотрудничества и сообщества, считают авторы фреймворка.

Оценка курса

ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:

  • обратная связь от педдизайнера,
  • обратная связь от учеников,
  • обратная связь от куратора,
  • рефлексия преподавателя,
  • информация об оценивании студентов.

Этот блок подчёркивает важность всесторонней оценки онлайн-курса, которая позволит внедрять улучшения на протяжении всего процесса. К этому могут быть привлечены все его участники: от методистов и администраторов до студентов.

Начинается оценка ещё до формального старта: например, если преподаватель самостоятельно разрабатывает курс, то может проконсультироваться с педдизайнером или методистом, когда основной материал уже готов. В процессе занятий, начиная с первых, стоит собирать обратную связь уже от студентов и кураторов. Кроме того, оценить курс стоит и самому его разработчику, будь то преподаватель или методист, — здесь можно просто порефлексировать и подумать, что требует улучшений или изменений.

Оценка учащихся

ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:

  • измерение предварительных знаний, навыков и отношения студентов;
  • формирующее и суммативное оценивание;
  • дополнительные оценки в процессе выполнения задания;
  • традиционные и аутентичные оценки;
  • индивидуальная обратная связь;
  • автоматизированное оценивание;
  • самооценивание и рефлексия учащегося;
  • рубрики для оценки.

Этот раздел посвящён всем инструментам, которые помогают и преподавателю, и студенту оценить учебные успехи.

Создатели фреймворка подчёркивают важность первого шага — преподавателю ещё на старте нужно проанализировать, какие знания и умения уже есть у студентов, а затем тщательно следить за их прогрессом. Непосредственно в процессе обучения авторы фреймворка предлагают объединить сразу несколько инструментов оценивания — например, традиционные (экзамены или тесты) и «аутентичные» (к ним относят групповую работу, портфолио или, например, блоги). К этому можно добавить оценки за участие в синхронных активностях или за выполнение дополнительных заданий.

При этом оценивание хорошо бы автоматизировать, отмечают авторы IDEAS — в таком случае ученики будут регулярно и быстро получать фидбэк. Если же задания проверяет человек, то ему помогут чёткие критерии оценивания (рубрики).

Опираясь на научную литературу, авторы IDEAS также подчёркивают важность рефлексии в онлайн-курсах — она помогает студентам лучше проанализировать свои действия и результаты.

Поддержка

ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:

  • административная поддержка (расписание, регистрация);
  • поддержка для преподавателя (ассистенты преподавателя, менторы);
  • поддержка в процессе создания курса;
  • технологическая поддержка;
  • встроенная библиотека.

Речь в этом блоке идёт о поддержке преподавателей. Вот что авторы фреймворка рекомендуют для них предусмотреть:

  • Возможность в спокойном режиме разрабатывать курс — как минимум за семестр до его старта (то есть за 3–4 месяца).
  • Получение профессиональной поддержки — например, коллег или менторов в процессе разработки, ассистентов в процессе обучения.
  • Техническая поддержка — означает как предварительное обучение преподавателей работе с технологиями и инструментами, так и помощь на время проведения курса (например, от системных администраторов или технического персонала).
  • Контентная поддержка — проще говоря, встроенная библиотека, которая станет подспорьем и для преподавателей, и для студентов.

Авторы фреймворка оговариваются: им не удалось включить все желаемые детали в общую рамку, однако это только начало — они надеются, что в дальнейшем IDEAS будет расширен и дополнен. А пока, по их мнению, он станет неплохим подспорьем и стартом для тех, кто ведёт онлайн-курсы и разрабатывает их.