Существует немало моделей проектирования онлайн-курсов, они предназначены для методистов и педдизайнеров. А вот таких, которые помогали бы организовать процесс преподавания в онлайн-среде, пока ещё практически нет, есть лишь отдельные советы, основанные на личном опыте, и выводы разрозненных исследований.
Этот пробел решили заполнить профессор обучения, дизайна и технологий из Университета штата Северная Каролина Флоренс Мартин и профессор образовательных технологий и обучения компьютерным наукам из Университета Флориды Альберт Ритжапт. Они объединили информацию из разных источников о передовом опыте и создали фреймворк IDEAS. Это своего рода рекомендованный шаблон для работы, который подсказывает и преподавателям, и педдизайнерам, и кураторам обучения, что нужно учесть при организации и ведении онлайн-курса, а также при оценке его качества, какие практики стоит взять на вооружение. Свою разработку авторы модели представили в одноимённой статье, опубликованной на медиаресурсе EduCase. Кратко пересказываем её суть.
Как разрабатывали фреймворк IDEAS
Для начала стоит расшифровать, что же значит аббревиатура IDEAS:
- Inclusion — инклюзия;
- Design — дизайн;
- Engagement — вовлечение;
- Evaluation — оценка курса;
- Assessment — оценка учеников;
- Support — поддержка.
Этот фреймворк авторы создали на основе собственного опыта, а также интервью с именитыми преподавателями, анализа научной литературы и консультаций с экспертами в области онлайн-обучения.
У фреймворка шесть разделов с 41 элементом внутри. Эти элементы представляют собой конкретные практики, которые важно учесть при организации курса. Все разделы, по словам Флоренс Мартин и Альберта Ритжапта, взаимосвязаны и взаимозависимы — то есть решения, который преподаватель принимает в одной сфере, непосредственно влияют на остальные. Разумеется, не все практики необходимо объединять в одном и том же онлайн-курсе. Авторы поясняют, что в конкретных курсах на то, как преподаватели решат развернуть своё онлайн-обучение, влияют учебные цели и результаты обучения студентов.
Разберём каждый из шести разделов фреймворка по отдельности.
Инклюзия
ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:
- понимание своих учеников,
- приверженность DEI,
- учёт ситуации и контекста,
- принадлежность и приветливость,
- доступность курса,
- интеркультурные и разнообразные перспективы,
- дополнительные ресурсы для обучения,
- поддержка безопасной цифровой среды обучения.
Составляющие раздела «Инклюзия» можно свести к простому правилу: все студенты должны ощущать, что на курсе им рады. Авторы фреймворка подчёркивают, что один из важнейших аспектов преподавания в онлайн-среде — приверженность принципам равенства. Они призывают узнать своих студентов получше, а для этого дать им возможность рассказать о своих нуждах и желаниях. Преподавателям рекомендуется тщательно проанализировать собственные предрассудки, ожидания от студентов и их поведения (ведь всё это может существенно расходиться с реальностью).
Важно также присмотреться к условиям обучения: например, убедиться, что у всех студентов есть доступ к необходимым ресурсам, в том числе к интернету. Кроме того, важно уделить внимание людям с особыми потребностями и подумать, как им можно помочь и какие дополнительные ресурсы предложить.
Дизайн
ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:
- информация о преподавателе,
- образовательные результаты,
- последовательность обучения,
- систематическое проектирование,
- разные источники,
- проектирование активностей и критериев оценки.
Этот раздел сфокусирован на организации материалов курса и на том, как они соотносятся с желаемыми образовательными результатами.
Авторы фреймворка приводят несколько рекомендаций, которые помогут в этом процессе:
- Студентам необходимо предоставить контакты преподавателя, чтобы они могли при необходимости обращаться к нему, желательно и по разным каналам.
- В курс нужно включать учебные активности для взаимодействия — студентов с преподавателем, друг с другом и с учебными материалами. Всё это поможет учащимся ощутить себя частью учебного сообщества.
- В курсе стоит использовать множество разных учебных ресурсов: учебников, видео, статей, онлайн-материалов.
- Разнообразия стоит придерживаться и в разработке заданий — это могут быть, например, дискуссии, проекты, статьи, презентации, викторины и обычные экзамены. Конечно, придётся тщательно продумать не только их, но и то, как будут оцениваться результаты этих заданий.
Вовлечение
ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:
- периодические объявления,
- установка ожиданий,
- доступность преподавателя,
- своевременные ответы,
- оценивание и обратная связь,
- фасилитация дискуссий,
- формирование учебных групп,
- поддержка взаимодействия студентов,
- формирование поведения,
- фасилитация построения сообщества,
- мониторинг прогресса учащихся.
На старте образовательной программы вовлечение обеспечивается прежде всего тем, как преподаватели формируют у студентов ожидания от неё. А вот в процессе учёбы, считают авторы фреймворка, вовлечению помогут периодические напоминания о том, что с преподавателем можно связаться лично, и пояснения, как это сделать. Преподаватели могут помочь студентам определиться с направлением для развития, предложить качественную и своевременную обратную связь.
В процессе также помогут разные стратегии фасилитации, организация обсуждений и групповых активностей. Причём они не всегда проходят онлайн — то же обсуждение можно организовать и в асинхронном режиме. Всё это также поможет создать атмосферу сотрудничества и сообщества, считают авторы фреймворка.
Оценка курса
ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:
- обратная связь от педдизайнера,
- обратная связь от учеников,
- обратная связь от куратора,
- рефлексия преподавателя,
- информация об оценивании студентов.
Этот блок подчёркивает важность всесторонней оценки онлайн-курса, которая позволит внедрять улучшения на протяжении всего процесса. К этому могут быть привлечены все его участники: от методистов и администраторов до студентов.
Начинается оценка ещё до формального старта: например, если преподаватель самостоятельно разрабатывает курс, то может проконсультироваться с педдизайнером или методистом, когда основной материал уже готов. В процессе занятий, начиная с первых, стоит собирать обратную связь уже от студентов и кураторов. Кроме того, оценить курс стоит и самому его разработчику, будь то преподаватель или методист, — здесь можно просто порефлексировать и подумать, что требует улучшений или изменений.
Оценка учащихся
ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:
- измерение предварительных знаний, навыков и отношения студентов;
- формирующее и суммативное оценивание;
- дополнительные оценки в процессе выполнения задания;
- традиционные и аутентичные оценки;
- индивидуальная обратная связь;
- автоматизированное оценивание;
- самооценивание и рефлексия учащегося;
- рубрики для оценки.
Этот раздел посвящён всем инструментам, которые помогают и преподавателю, и студенту оценить учебные успехи.
Создатели фреймворка подчёркивают важность первого шага — преподавателю ещё на старте нужно проанализировать, какие знания и умения уже есть у студентов, а затем тщательно следить за их прогрессом. Непосредственно в процессе обучения авторы фреймворка предлагают объединить сразу несколько инструментов оценивания — например, традиционные (экзамены или тесты) и «аутентичные» (к ним относят групповую работу, портфолио или, например, блоги). К этому можно добавить оценки за участие в синхронных активностях или за выполнение дополнительных заданий.
При этом оценивание хорошо бы автоматизировать, отмечают авторы IDEAS — в таком случае ученики будут регулярно и быстро получать фидбэк. Если же задания проверяет человек, то ему помогут чёткие критерии оценивания (рубрики).
Опираясь на научную литературу, авторы IDEAS также подчёркивают важность рефлексии в онлайн-курсах — она помогает студентам лучше проанализировать свои действия и результаты.
Поддержка
ЧТО ВХОДИТ В РАЗДЕЛ:
- административная поддержка (расписание, регистрация);
- поддержка для преподавателя (ассистенты преподавателя, менторы);
- поддержка в процессе создания курса;
- технологическая поддержка;
- встроенная библиотека.
Речь в этом блоке идёт о поддержке преподавателей. Вот что авторы фреймворка рекомендуют для них предусмотреть:
- Возможность в спокойном режиме разрабатывать курс — как минимум за семестр до его старта (то есть за 3–4 месяца).
- Получение профессиональной поддержки — например, коллег или менторов в процессе разработки, ассистентов в процессе обучения.
- Техническая поддержка — означает как предварительное обучение преподавателей работе с технологиями и инструментами, так и помощь на время проведения курса (например, от системных администраторов или технического персонала).
- Контентная поддержка — проще говоря, встроенная библиотека, которая станет подспорьем и для преподавателей, и для студентов.
Авторы фреймворка оговариваются: им не удалось включить все желаемые детали в общую рамку, однако это только начало — они надеются, что в дальнейшем IDEAS будет расширен и дополнен. А пока, по их мнению, он станет неплохим подспорьем и стартом для тех, кто ведёт онлайн-курсы и разрабатывает их.
Оставить комментарий