Метод Хакнесса разработан в 1930-х годах в Нью-Гемпшире. Филантроп Эдвард Хакнесс предложил видение новой, ориентированной на ученика методики обучения, которая впоследствии стала основой современных демократических методик.
Еще в 1930 году Эдвард Хакнесс предложил отказаться от традиционной модели преподавания, в которой учитель читает лекции ученикам, они записывают эту информацию в конспекты, а затем передают ее в тестах и эссе.
Согласно новому методу обучение в классе происходит посредством дискуссий, проводимых за круглым «столом Хакнесса». Сидя за столом, ученики задают вопросы, дискутируют и размышляют о той или иной теме. Сегодня многие американские школы используют этот метод для изучения предметов: от английской литературы до алгебры, от истории до химии.
Почему метод Хакнесса?
Из множества аргументов в пользу этого метода наиболее важным тот, что вместо механического запоминания информации с минимальным анализом ученики учатся думать, анализировать, учиться.
Академическое обучение требует ряда сложных навыков, таких как умение анализировать тексты, устно и письменно формулировать вопросы и идеи, критически мыслить, умение аргументировать свою точку зрения, вести диалог, делать выводы, используя информацию из нескольких источников и многие другие.
Если студенты учатся только традиционным способом, получая информацию от учителей, а затем повторяя ее на экзаменах, навык, который они улучшают, — это запоминание. К сожалению, многие даже не до конца понимают суть заученного. Что в итоге делает изучение материала неэффективным и мало применимым.
Кроме того, классы, ориентированные на учителя, закладывают установку “интеллектуальной беспомощности”, присущую большинству учеников и студентов. Суть ее в том, что только «квалифицированные» авторитеты обладают правдой, и их мнения мы должны принимать как истину. И в результате дети учатся не доверять своим идеям и слишком сильно полагаться на мнения других; они учатся не доверять своим собственным способностям различать правду.
Обучение по методике Хакнесса снимает необходимость бездумного заучивания информации. Наоборот, учителя поощряют детей взаимодействовать друг с другом, задавая вопросы и высказывая свои мысли. При этом, учителя минимизируют объем готовых ответов, которые они дают своим ученикам. Вместо этого они направляют своих учащихся к ресурсам, в которых можно найти информацию.
Благодаря такому подходу процесс обучения для детей более сложный. Ведь в нем требуется их большее вовлечение, чем записывать текст под диктовку учителя. Им нужно искать информацию, анализировать ее, представлять своим одноклассникам и учителю, аргументируя свою правоту.
Учащиеся, которые занимаются по методу Хакнесса, помимо знаний по профильным предметам, получают важные навыки: уверенность в себе, умение слушать и слышать других, умение дискутировать и аргументированно отстаивать позицию.
Как проходит урок по методу Хакнесса
Хакнесс — это не просто «обучение через обсуждение». В то время как многие учителя используют классные дискуссии на своих курсах, дискуссии по-прежнему, очень ориентированы на учителя: учитель задает вопросы, держит класс в фокусе, решает, когда двигаться дальше, т.е. находится в доминирующей роли как эксперт-держатель истины. И наоборот, некоторые классные дискуссии принимают неуправляемые формы, на которых учащиеся выкрикивают свое мнение и спорят. К сожалению, и то, и другое — это квази-дебаты, от которых мало результата. Им не хватает структуры, необходимой для критического исследования, которое приводит к предметным выводам. Кроме того, такого рода дискуссии дают ученикам плохую модель интеллектуального диалога.
Несмотря на кажущуюся простоту метода, он требует серьезной подготовки. Предварительно ученики получают материал, который они должны изучить в поисках ответа на заранее поставленные вопросы. На уроке учитель назначает четыре роли: модератор, участник, наблюдатель и секретарь.
Роль модератора является наиболее важной. Модератор не является держателем истины. Его работа состоит в том, чтобы вводить темы, организовывать ход беседы, просить участников предоставлять ссылки на использованные ресурсы и, как правило, устанавливать интеллектуально вовлеченный и стимулирующий тон дискуссии.
Роль наблюдателя заключается в том, чтобы наблюдать за обсуждением, не вовлекаясь в него. Он может делать заметки о том, что работает хорошо, а что нет. Он может также нарисовать диаграмму обсуждения Хакнесса: круг с именами каждого человека так, чтобы рисунок отражал расположение людей за столом, а затем линии для каждого человека во время разговора. В конце эта диаграмма — визуальное отражение того, как проходил разговор. Если одна область затемнена линиями, а другие пустые, становится ясно, что обсуждение было несбалансированным.
Работа секретаря заключается в том, чтобы делать заметки из обсуждения об информации и идеях, которые могут быть полезны для будущих тестов или подготовки эссе.
Участники — это все ученики.
Урок начинается с разъяснения вопросов детей или вопросов, оставшихся после последнего занятия с классом. Учитель объявляет модератора и основные вопросы для обсуждения. Во время обсуждения желательно, чтобы учитель сидел удаленным от круга. Это символично и практично: символично это показывает, что ученики и их идеи являются центральными. Практично, это лишает детей возможность смотреть и говорить с учителем, получая подтверждение своей правоты. Учитель не молчит во время обсуждений, он может предлагать свое мнение или давать информацию, необходимую для понимания, например, исторического контекста.
Обычно дискуссия заканчивается за пять-десять минут до конца урока.
Оставшееся время учитель и ученики проводят, оценивая сильные и слабые стороны беседы, планируя учесть это в следующих дискуссиях. Также учитель может подвести итог тому, что услышал, или предложить обратную связь и разъяснение содержания беседы.
Оставить комментарий