Ниже приведены примерные нормы времени профессорско-преподавательского состава по видам работ и по формам организации образовательного процесса. Нормы времени представлены в двух разрезах, которые соотносятся следующим образом:

Очное обучение согласно традиционным подходамОчное обучение с поддержкой средствами электронного обучения (ЭО)ЭОПеревернутое обучение (flipped learning)Обучающие проекты
Примерные нормы времени профессорско-преподавательского состава по видам работ и по формам организации образовательного процессаПримерные нормы времени профессорско-преподавательского состава по видам работ и по формам организации образовательного процессаПримерные нормы времени профессорско-преподавательского состава по видам работ и по формам организации образовательного процессаПеревернутый классПримерные нормы времени профессорско-преподавательского состава по видам работ и по формам организации образовательного процесса
Учебная работаПо формам организации обучения различаются очень значительно.
Учебно-методическая работа
Организационно-методическая работаПо формам организации обучения различается в небольшой степени.
Научная работаНе различается по формам организации обучения.

По отношению к предлагаемым нормам времени необходимо помнить о нескольких моментах:

  • приведенные нормы времени разработаны в 2015 г. и на сегодня могут, а порой и должны быть изменены. Например, в период создания норм разработка электронных курсов была менее распространена и более трудоемка, чем в настоящее время. Сейчас с учетом легкости верстки размещение обучающих материалов в СДО может не оплачиваться вообще, являясь обязательной частью преподавательской работы. Но создание технически и методически продвинутых электронных курсов остается дополнительной нагрузкой;
  • в реальной практике часто используются комбинированные формы обучения, когда различные курсы (модули, отдельные темы) изучаются различным образом. В этом случае до начала обучения производится выбор форм обучения, проектируется нагрузка преподавателя и определяются связанные с выбранной нагрузкой нормативы.
Виды работНормы времени в часах
Очное обучение согласно традиционным подходамОчное обучение с поддержкой средствами электронного обучения (ЭО)ЭОПеревернутое обучение (flipped learning)Обучающие проекты
Учебная работа
Интервью с руководителями различного уровнях2 час за 1 ч интервью для каждого преподавателя
Сбор исходных данныхх2 час за 1 ч интервью для каждого преподавателя
Лекции1 час за 1 академический час занятийТо же, но различия по важности и уровню группы больше.
Практические групповые занятия различного рода (семинары, семинары-тренинги, деловые игры, решение ситуационных задач и т.д.)1 час за 1 академический час занятий
Проведение вебинаровхх1 час за 1 академический час занятий
Групповое консультирование
–     очное0,05 ч за 1 академический час лекций на одну группухх
–     дистанционное (присутствие в СДО, скайпе и т.п.) в установленные часых0,5 ч за 1 академический час пребывания на связих
Индивидуальное консультирование
–     проверка заданийНа учебную программу повышения квалификации продолжительностью до 40 часов – 1 час проверки заданий и консультирования на каждого слушателя, свыше 40 и до 80 часов – 2 часа, свыше 80 часов – 3 часа проверки заданий и консультированияТо же, но различия по важности и уровню группы больше.
–     устное консультированиеТо жехТо же
–     письменное консультирование через СДОххТо же
Руководство выпускными работами слушателей в группах повышения квалификации3 часа на слушателя (на одну работу), не более 5 работ на одного преподавателя в учебной группе. В случае производственной необходимости допускается увеличение нормы аттестационных работ по распоряжению руководителя образовательной организации.х
Руководство выпускными работами слушателей в группах профессиональной переподготовкидо 10 часов на одну работу, в т.ч. 8 час. – руководство, 2 час. – рецензирование.х
Не более 5 работ на одного преподавателя в учебной группе. В случае производственной необходимости допускается увеличение нормы аттестационных работ по распоряжению руководителя образовательной организации.
Прием итоговых испытаний
–     зачеты0,35 часа на 1 человекаТо же (если предусмотрены), но различия по важности и уровню группы больше.
–     тестирование1 час за 1 академический час группового тестирования
–     экзамены0,5 часа на 1 человека
–     выпускные работы по повышению квалификации0,35 часа на 1 человека
–     участие в работе итоговой аттестационной комиссии0,5 часа на одного слушателя и на каждого члена комиссиих
Подготовка итогового отчета преподавателей и ведущих по результатам обучающего проекта для руководства предприятияхДо 2 часов за 1 каждый час очной работы
Виды работНормы времени в часах
Очное обучение согласно традиционным подходамОчное обучение с поддержкой средствами электронного обучения (ЭО)ЭОПеревернутое обучение (flipped learning)Обучающие проекты
Учебно-методическая работа
Разработка новых учебных, учебно-тематических планов, программ и контрольных вопросовДо 10 часов на один планДо 15 часов на один планДо 20 часов на один план
Переработка учебно-тематических планов и программДо 5 часов на один планДо 8 часов на один планх
Разработка обучающих материалов, размещаемых в ВСО
–     видеолекции преподавателяххДо 4 ч на 1 ч готовой видеолекции
–     подбор видеоматериалов других авторовхх0,5 ч на каждый 1 ч выложенных в ВСО видеоматериалов
–     текстовых лекций и презентацийх0,5 ч на 1 академический час лекций на одну группу
–     материалов и ресурсов других авторовх0,3 ч на 1 академический час лекций на одну группу
Переработка обучающих материалов, размещаемых в ВСО
–     видеолекции преподавателя (новая запись)ххДо 2 ч на 1 ч готовой видеолекции
–     подбор видеоматериалов других авторовхх0,2 ч на каждый 1 ч выложенных в ВСО видеоматериалов
–     текстовых лекций и презентацийх0,2 ч на 1 академический час лекций на одну группу
–     материалов и ресурсов других авторовх0,1 ч на 1 академический час лекций на одну группу
Разработка тестовых и контрольных заданий, кейсов, задач и т.д.хНа учебную программу продолжительностью до 40 часов – 3 час, свыше 40 и до 80 часов – 6 часов, свыше 80 часов – 9 часов.
Переработка тестовых и контрольных заданий, кейсов, задач и т.д.хНа учебную программу продолжительностью до 40 часов – 1 час, свыше 40 и до 80 часов – 2 часа, свыше 80 часов – 3 часа.
Размещение обучающих материалов в ВСОх0,1-0,2 ч на каждый час разработки размещаемых материалов
Корректировка материалов, размещенных в ВСО, по результатам их переработких0,1-0,2 ч на каждый час разработки корректируемых материалов
Размещение тестов в ВСОхНа учебную программу продолжительностью до 40 часов – 3 час, свыше 40 и до 80 часов – 6 часов, свыше 80 часов – 9 часов. Согласовывается дополнительно в зависимости от типа тестов.
Корректировка тестов в ВСОхДо 0,25 ч на каждый час размещения корректируемых тестов
Подготовка к изданию учебников, учебных пособий с грифом УМУ70 часов на один авторский лист
Подготовка к изданию учебных пособий, конспектов лекций50 часов на один авторский лист
Подготовка к изданию методических разработок, указаний, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов и других учебно-методических материалов30 часов на один авторский лист
Разработка вновь читаемого курса с представлением на утверждение кафедройЛекции с конспектом (презента-цией)Лекции и обучающие материалы, размещаемые в ВСОПолный комплект материалов, размещаемых в ВСОх
4 часа на один час аудиторных занятий4,5 часа на один час аудиторных занятий6 ч на один час аудиторных занятий
Модернизация ранее читаемого курса с представлением на утверждение кафедройЛекции с конспектом (презента-цией)Лекции и обучающие материалы, размещаемые в ВСОПолный комплект материалов, размещаемых в ВСОх
2 часа на один час аудиторных занятий2,25 часа на один час аудиторных занятий3 часа на один час аудиторных занятий
Посещение руководителями кафедр и другими преподавателями (взаимопосещение) занятий1 час за час посещения, но не более 50 часов в годх
Подготовка раздаточного материала к занятиям, разработка контрольно-измерительных материалов, домашних заданий, тестов, билетов, деловых игр3 часа на учебную программу продолжительностью 40 часовх3 часа на учебную программу продолжительностью 40 часов
Виды работНормы времени в часах
Очное обучение согласно традиционным подходамОчное обучение с поддержкой средствами электронного обучения (ЭО)ЭОПеревернутое обучение (flipped learning)Обучающие проекты
Организационно-методическая работа
Подготовка материалов и участие в заседаниях:
–     Ученого совета, методического совета3 часа на одно заседаниех
–     кафедры2 часа на одно заседаниех
Организационно-методическая работа по заданию руководства образовательной организациидо 50 часов в год на одного преподавателях
Подготовка заявок на участие в открытых конкурсах, аукционах и запросах котировок на проведение обучения и научно-исследовательских работПо фактически затраченному времени.х
Не более 40 часов в год
Участие в работе Ученого совета, бюджетного комитета, координационно-методического совета, в научно-технических и научно-методических комиссияхПо фактически затраченному времени.х
Не более 30 часов в год
Виды работНормы времени в часах
Очное обучение согласно традиционным подходамОчное обучение с поддержкой средствами электронного обучения (ЭО)ЭОПеревернутое обучение (flipped learning)Обучающие проекты
Научная работа
Выполнение научно-исследовательских работ без дополнительной оплаты в пределах обязательной годовой нормыДо 100 часов в год на каждого преподавателях
Подготовка научного доклада и выступления:
–     на Ученом совете, конференции образовательной организацииНа 1 час выступления до 2 часов
–     на отраслевой конференцииНа 1 час выступления до 5 часов
–     на всероссийской, международной конференцииНа 1 час выступления до 10 часов
Рецензирование учебников, монографий, научных статей, диссертаций2 часа на один авторский листх
Редактирование учебников, учебных пособий, монографий4 часа на один авторский листх
Написание отзыва на автореферат диссертации, авторские заявки и изобретения2 часа на один реферат, заявку, изобретениех
Работа в редколлегиях научных журналовПо фактически затраченному времених
Консультации для специалистов и организацийПо фактически затраченному времених
Участие в работе научных и научно-методических конференций, семинаровПо фактически затраченному времених
Повышение квалификацииСамообразование – до 50 часов в год на каждого преподавателя, обучение по дополнительным профессиональным программам и внутрифирменное обучение – по фактически затраченному времених