Ниже приведены примерные нормы времени профессорско-преподавательского состава по видам работ и по формам организации образовательного процесса. Нормы времени представлены в двух разрезах, которые соотносятся следующим образом:

Очное обучение согласно традиционным подходам Очное обучение с поддержкой средствами электронного обучения (ЭО) ЭО Перевернутое обучение (flipped learning) Обучающие проекты
Перевернутый класс
Учебная работа По формам организации обучения различаются очень значительно.
Учебно-методическая работа
Организационно-методическая работа По формам организации обучения различается в небольшой степени.
Научная работа Не различается по формам организации обучения.

По отношению к предлагаемым нормам времени необходимо помнить о нескольких моментах:

  • приведенные нормы времени разработаны в 2015 г. и на сегодня могут, а порой и должны быть изменены. Например, в период создания норм разработка электронных курсов была менее распространена и более трудоемка, чем в настоящее время. Сейчас с учетом легкости верстки размещение обучающих материалов в СДО может не оплачиваться вообще, являясь обязательной частью преподавательской работы. Но создание технически и методически продвинутых электронных курсов остается дополнительной нагрузкой;
  • в реальной практике часто используются комбинированные формы обучения, когда различные курсы (модули, отдельные темы) изучаются различным образом. В этом случае до начала обучения производится выбор форм обучения, проектируется нагрузка преподавателя и определяются связанные с выбранной нагрузкой нормативы.
Виды работ Нормы времени в часах
Очное обучение согласно традиционным подходам Очное обучение с поддержкой средствами электронного обучения (ЭО) ЭО Перевернутое обучение (flipped learning) Обучающие проекты
Учебная работа
Интервью с руководителями различного уровня х 2 час за 1 ч интервью для каждого преподавателя
Сбор исходных данных х 2 час за 1 ч интервью для каждого преподавателя
Лекции 1 час за 1 академический час занятий То же, но различия по важности и уровню группы больше.
Практические групповые занятия различного рода (семинары, семинары-тренинги, деловые игры, решение ситуационных задач и т.д.) 1 час за 1 академический час занятий
Проведение вебинаров х х 1 час за 1 академический час занятий
Групповое консультирование
—     очное 0,05 ч за 1 академический час лекций на одну группу х х
—     дистанционное (присутствие в СДО, скайпе и т.п.) в установленные часы х 0,5 ч за 1 академический час пребывания на связи х
Индивидуальное консультирование
—     проверка заданий На учебную программу повышения квалификации продолжительностью до 40 часов – 1 час проверки заданий и консультирования на каждого слушателя, свыше 40 и до 80 часов – 2 часа, свыше 80 часов – 3 часа проверки заданий и консультирования То же, но различия по важности и уровню группы больше.
—     устное консультирование То же х То же
—     письменное консультирование через СДО х х То же
Руководство выпускными работами слушателей в группах повышения квалификации 3 часа на слушателя (на одну работу), не более 5 работ на одного преподавателя в учебной группе. В случае производственной необходимости допускается увеличение нормы аттестационных работ по распоряжению руководителя образовательной организации. х
Руководство выпускными работами слушателей в группах профессиональной переподготовки до 10 часов на одну работу, в т.ч. 8 час. – руководство, 2 час. – рецензирование. х
Не более 5 работ на одного преподавателя в учебной группе. В случае производственной необходимости допускается увеличение нормы аттестационных работ по распоряжению руководителя образовательной организации.
Прием итоговых испытаний
—     зачеты 0,35 часа на 1 человека То же (если предусмотрены), но различия по важности и уровню группы больше.
—     тестирование 1 час за 1 академический час группового тестирования
—     экзамены 0,5 часа на 1 человека
—     выпускные работы по повышению квалификации 0,35 часа на 1 человека
—     участие в работе итоговой аттестационной комиссии 0,5 часа на одного слушателя и на каждого члена комиссии х
Подготовка итогового отчета преподавателей и ведущих по результатам обучающего проекта для руководства предприятия х До 2 часов за 1 каждый час очной работы
Виды работ Нормы времени в часах
Очное обучение согласно традиционным подходам Очное обучение с поддержкой средствами электронного обучения (ЭО) ЭО Перевернутое обучение (flipped learning) Обучающие проекты
Учебно-методическая работа
Разработка новых учебных, учебно-тематических планов, программ и контрольных вопросов До 10 часов на один план До 15 часов на один план До 20 часов на один план
Переработка учебно-тематических планов и программ До 5 часов на один план До 8 часов на один план х
Разработка обучающих материалов, размещаемых в ВСО
—     видеолекции преподавателя х х До 4 ч на 1 ч готовой видеолекции
—     подбор видеоматериалов других авторов х х 0,5 ч на каждый 1 ч выложенных в ВСО видеоматериалов
—     текстовых лекций и презентаций х 0,5 ч на 1 академический час лекций на одну группу
—     материалов и ресурсов других авторов х 0,3 ч на 1 академический час лекций на одну группу
Переработка обучающих материалов, размещаемых в ВСО
—     видеолекции преподавателя (новая запись) х х До 2 ч на 1 ч готовой видеолекции
—     подбор видеоматериалов других авторов х х 0,2 ч на каждый 1 ч выложенных в ВСО видеоматериалов
—     текстовых лекций и презентаций х 0,2 ч на 1 академический час лекций на одну группу
—     материалов и ресурсов других авторов х 0,1 ч на 1 академический час лекций на одну группу
Разработка тестовых и контрольных заданий, кейсов, задач и т.д. х На учебную программу продолжительностью до 40 часов – 3 час, свыше 40 и до 80 часов – 6 часов, свыше 80 часов – 9 часов.
Переработка тестовых и контрольных заданий, кейсов, задач и т.д. х На учебную программу продолжительностью до 40 часов – 1 час, свыше 40 и до 80 часов – 2 часа, свыше 80 часов – 3 часа.
Размещение обучающих материалов в ВСО х 0,1-0,2 ч на каждый час разработки размещаемых материалов
Корректировка материалов, размещенных в ВСО, по результатам их переработки х 0,1-0,2 ч на каждый час разработки корректируемых материалов
Размещение тестов в ВСО х На учебную программу продолжительностью до 40 часов – 3 час, свыше 40 и до 80 часов – 6 часов, свыше 80 часов – 9 часов. Согласовывается дополнительно в зависимости от типа тестов.
Корректировка тестов в ВСО х До 0,25 ч на каждый час размещения корректируемых тестов
Подготовка к изданию учебников, учебных пособий с грифом УМУ 70 часов на один авторский лист
Подготовка к изданию учебных пособий, конспектов лекций 50 часов на один авторский лист
Подготовка к изданию методических разработок, указаний, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов и других учебно-методических материалов 30 часов на один авторский лист
Разработка вновь читаемого курса с представлением на утверждение кафедрой Лекции с конспектом (презента-цией) Лекции и обучающие материалы, размещаемые в ВСО Полный комплект материалов, размещаемых в ВСО х
4 часа на один час аудиторных занятий 4,5 часа на один час аудиторных занятий 6 ч на один час аудиторных занятий
Модернизация ранее читаемого курса с представлением на утверждение кафедрой Лекции с конспектом (презента-цией) Лекции и обучающие материалы, размещаемые в ВСО Полный комплект материалов, размещаемых в ВСО х
2 часа на один час аудиторных занятий 2,25 часа на один час аудиторных занятий 3 часа на один час аудиторных занятий
Посещение руководителями кафедр и другими преподавателями (взаимопосещение) занятий 1 час за час посещения, но не более 50 часов в год х
Подготовка раздаточного материала к занятиям, разработка контрольно-измерительных материалов, домашних заданий, тестов, билетов, деловых игр 3 часа на учебную программу продолжительностью 40 часов х 3 часа на учебную программу продолжительностью 40 часов
Виды работ Нормы времени в часах
Очное обучение согласно традиционным подходам Очное обучение с поддержкой средствами электронного обучения (ЭО) ЭО Перевернутое обучение (flipped learning) Обучающие проекты
Организационно-методическая работа
Подготовка материалов и участие в заседаниях:
—     Ученого совета, методического совета 3 часа на одно заседание х
—     кафедры 2 часа на одно заседание х
Организационно-методическая работа по заданию руководства образовательной организации до 50 часов в год на одного преподавателя х
Подготовка заявок на участие в открытых конкурсах, аукционах и запросах котировок на проведение обучения и научно-исследовательских работ По фактически затраченному времени. х
Не более 40 часов в год
Участие в работе Ученого совета, бюджетного комитета, координационно-методического совета, в научно-технических и научно-методических комиссиях По фактически затраченному времени. х
Не более 30 часов в год
Виды работ Нормы времени в часах
Очное обучение согласно традиционным подходам Очное обучение с поддержкой средствами электронного обучения (ЭО) ЭО Перевернутое обучение (flipped learning) Обучающие проекты
Научная работа
Выполнение научно-исследовательских работ без дополнительной оплаты в пределах обязательной годовой нормы До 100 часов в год на каждого преподавателя х
Подготовка научного доклада и выступления:
—     на Ученом совете, конференции образовательной организации На 1 час выступления до 2 часов
—     на отраслевой конференции На 1 час выступления до 5 часов
—     на всероссийской, международной конференции На 1 час выступления до 10 часов
Рецензирование учебников, монографий, научных статей, диссертаций 2 часа на один авторский лист х
Редактирование учебников, учебных пособий, монографий 4 часа на один авторский лист х
Написание отзыва на автореферат диссертации, авторские заявки и изобретения 2 часа на один реферат, заявку, изобретение х
Работа в редколлегиях научных журналов По фактически затраченному времени х
Консультации для специалистов и организаций По фактически затраченному времени х
Участие в работе научных и научно-методических конференций, семинаров По фактически затраченному времени х
Повышение квалификации Самообразование – до 50 часов в год на каждого преподавателя, обучение по дополнительным профессиональным программам и внутрифирменное обучение – по фактически затраченному времени х