Не раз педагоги задумывались о том, как наилучшим образом использовать информационные технологии, реагировать на стремительно появляющиеся новые технологические решения в образовательной практике. Автор технологии технологии SAMR доктор Рубен Р. Пуэнтедура посвятил этой проблеме почти 20 лет.
Источник — сайт Диктатор (педагогическая практика), 23.01.2015
Будучи преподавателем Гарвардского университета, он разработал и внедрил новые модели обучения, добился эффективного использования цифровых технологий в работе со студентами. Ныне он возглавляет образовательную консалтинговую фирму Гиппас.
Американский педагог попытался систематизировать используемые в обучении информационные технологии.
В отечественной педагогике о данной технологии мало известно. Есть несколько небольших статей в вузовских журналах.
Итак, что полезного мы можем почерпнуть из идей американца?
Рубен Р. Пуэнтедура рассматривает возможности информационных технологий с позиций учащихся и студентов для их самостоятельной работы в режиме технологии критического мышления.
Он определяет четыре уровня интеграции информационных технологий в образовательный процесс. Позволю себе дополнить примеры американского педагога, выходя за пределы одной лишь технологии.
ЗАМЕНА |
Технические средства используются вместо традиционных, без расширения функционала | Ученики (студенты) используют новые технологические средства, чтобы заменить то, что делалось до компьютеров. Набирают тексты в одном из текстовых редакторов, просматривают учебные видеофильмы, учительские презентации. |
УВЕЛИЧЕНИЕ |
Технические средства используются вместо традиционных, но задействуется новый функционал | Использование компьютерных тренажёров, тестеров, редактирование текстов, использование возможностей других программ для пассивного изучения учебного материала. |
МОДИФИКАЦИЯ |
Использование технологий позволяет ставить новые задачи | Использование компьютерных технологий для решения общих учебных задач. Возможность создания индивидуальных условий для их решения. |
ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Технологии позволяют ставить и решать задачи, которые до того были недоступны | Возможность использования компьютерных технологий для создания новых учебных задач, собственных проектов. |
При просмотре статей автора, его видеофильмов складывалось впечатление недосказанности, отсутствия четкости при описании технологии SAMR.
На мой взгляд, понимание системности в использовании информационных технологий только выиграет, если помимо описанных принципов мы будем учитывать уровни интерактивности в мультимедийных технологиях:
- Реактивное взаимодействие: пользователи проявляют ответную реакцию на предлагаемые им ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована, и возможности управления программой незначительны
- Активное взаимодействие: пользователи контролируют программу, т. е. сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.
- Обоюдное взаимодействие: пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу, например в системах виртуальной реальности. Возможности контроля пользователем, как и при активном взаимодействии, расширяются.
(цитируется по изданию: Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании. М. 2007, С. 30)
На мой взгляд, при таком весьма полезном описании уровней интерактивности не всегда можно разобраться, в их применимости для разных участников образовательного процесса. Поэтому предлагаю небольшую таблицу, где уровни интерактивности прописаны как для учителя, так и для ученика:
Оставить комментарий