Не раз педагоги задумывались о том, как наилучшим образом использовать информационные технологии, реагировать на стремительно появляющиеся новые технологические решения в образовательной практике. Автор технологии технологии SAMR доктор Рубен Р. Пуэнтедура посвятил этой проблеме почти 20 лет.

Источник — сайт Диктатор (педагогическая практика), 23.01.2015


Будучи преподавателем Гарвардского университета, он разработал и внедрил новые модели обучения, добился эффективного использования цифровых технологий в работе со студентами. Ныне он возглавляет образовательную консалтинговую фирму Гиппас.

Американский педагог попытался систематизировать используемые в обучении информационные технологии.

В отечественной педагогике о данной технологии мало известно. Есть несколько небольших статей в вузовских журналах.

Итак, что полезного мы можем почерпнуть из идей американца?

Рубен Р. Пуэнтедура рассматривает возможности информационных технологий с позиций учащихся и студентов для их самостоятельной работы в режиме технологии критического мышления.

Он определяет четыре уровня интеграции информационных технологий в образовательный процесс. Позволю себе дополнить  примеры американского педагога, выходя за пределы одной лишь технологии.

ЗАМЕНА

Технические средства используются вместо традиционных, без расширения функционала Ученики  (студенты) используют новые технологические средства, чтобы заменить то, что делалось до компьютеров. Набирают тексты в одном из текстовых редакторов, просматривают учебные видеофильмы, учительские презентации.

УВЕЛИЧЕНИЕ

Технические средства используются вместо традиционных, но задействуется новый функционал Использование компьютерных тренажёров, тестеров, редактирование текстов, использование возможностей других программ для пассивного изучения учебного материала.

МОДИФИКАЦИЯ

Использование технологий позволяет ставить новые задачи Использование компьютерных технологий для решения общих учебных задач. Возможность создания индивидуальных условий для их решения.

ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

Технологии позволяют ставить и решать задачи, которые до того были недоступны Возможность использования компьютерных технологий для создания новых учебных задач, собственных проектов.

При просмотре статей автора, его видеофильмов складывалось впечатление недосказанности, отсутствия четкости при описании технологии SAMR.

На мой взгляд, понимание системности в использовании информационных технологий только выиграет, если помимо описанных принципов мы будем учитывать уровни интерактивности в мультимедийных технологиях:

Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании

  • Реактивное взаимодействие: пользователи проявляют ответную реакцию на предлагаемые им ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована, и возможности управления программой незначительны
  • Активное взаимодействие: пользователи контролируют программу, т. е. сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.
  • Обоюдное взаимодействие: пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу, например в системах виртуальной реальности. Возможности контроля пользователем, как и при активном взаимодействии, расширяются.

(цитируется по изданию: Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании. М. 2007, С. 30)

На мой взгляд, при таком весьма полезном описании уровней интерактивности не всегда можно разобраться, в их применимости для разных участников образовательного процесса. Поэтому предлагаю небольшую таблицу, где уровни интерактивности прописаны как для учителя, так и для ученика:

tri-urovnia-interaktivnosti