Презентация или публичное выступление – дорогой и интенсивный вид коммуникации. В течение нескольких минут вы имеете уникальную возможность сфокусировать на себе внимание большого количества людей и, следовательно, донести до них какие-то мысли, изменить их настроение или даже встряхнуть их картину мира. Поэтому мне не надо вас убеждать, насколько важно, имея такую возможность, воспользоваться ею в полную силу.
Однако не все презентации проходят с пользой. Даже выскажу непопулярную мысль: большая часть презентаций и выступлений в бизнесе проходят абсолютно бесполезно. Оратор теряет аудиторию, вследствие чего презентация теряет смысл.
Давайте подумаем: чего хочет аудитория от презентации? Ответ прост: она хочет, чтобы все было понятно, чтобы услышанное имело для нее смысл, и чтобы ей было весело и приятно. Как только что-то из этого не устраивает аудиторию, она сразу находит, чем ей заняться в ходе вашего выступления.
1. Не сформулировать цель презентации
Слушатели имеют право знать, ради чего вы тратите их время и греете проектор. Поэтому цель должна быть продумана и сформулирована правильно и четко. В ней следует указать, что вы сейчас будете делать, почему это важно для аудитории, и что вы от нее хотите в результате. Например, «Уважаемые коллеги, я сейчас презентую вам результаты первого этапа, чтобы вы критически посмотрели на них и задали мне вопросы, после чего мы сможем лучше спланировать второй этап».
2. Не управлять вниманием аудитории
Дело в том, что внимание человека – это как радиочастота, своего рода канал, через который мы передаем информацию. Если этот канал не настроен на нас, то информация проходит мимо. Для управления вниманием выступающему следует сфокусироваться на том, что наиболее важно, на том, что он хотел бы подчеркнуть и зафиксировать в сознании людей. Это должно отражаться и на слайдах, и в подаче материала, и в голосе, и в жестах выступающего.
Нет ничего более бесполезного для аудитории как переполненные цифрами, таблицами, диаграммами слайды с информацией. Если вы не управляете вниманием человека, то за те несколько секунд, что он смотрит на слайд, из большого массива данных он ничего не схватывает. Чтобы сфокусировать внимание внутри слайда, задайте себе вопрос: что зритель должен запомнить или понять из этого слайда? После этого выделите эту информацию более ярко. У аудитории не должно быть выбора, что делать, куда смотреть и что запоминать. Вы управляете этими процессами. Ваша речь не должна быть равномерно повествовательной. С помощью слов и интонации вы выделяете то, что наиболее важно. Используйте вводные слова типа: «хочу особенно отметить», «что наиболее важно», «прошу обратить особое внимание» и т. п.
Когда вы подходите в своей речи к самым главным моментам, делайте паузу, меняйте интонацию голоса, делайте жест, означающий «внимание», меняйте положение тела. Этим вы будете привлекать внимание аудитории и фокусировать ее восприятие на ключевых аспектах вашего выступления.
3. Сделать презентацию без четкой структуры
Что делает выступление непонятным для аудитории? Отсутствие логики и понятной последовательности, непонимание аудиторией, в какой части презентации сейчас находится оратор. И напротив, понятная структура, из которой следует логика выступления, последовательность тем и понимание динамики самой презентации, облегчает слушателю процесс следования за вашей мыслью.
Структуру имеет смысл огласить в самом начале, даже показать на слайде, и ссылаться на нее при переходе к следующему вопросу. Например, «Уважаемые коллеги, моя презентация будет состоять из трех частей и одного практического кейса. В первой части я обрисую актуальное состояние проекта, во второй части сфокусирую ваше внимание на проблемных зонах, в третьей части мы с вами увидим, какие решения были предложены, после чего мы с вами разберем практический кейс…»
При окончании первой части имеет смысл об этом сообщить и еще раз анонсировать вторую часть. Например, «Итак, в первой части мы увидели, что актуальное состояние проекта характеризуется следующими особенностями… Поэтому во второй части я покажу те решения…».
4. Вести презентацию монотонно
Это проявляется в дизайне, когда слайд больше похож на справочную литературу с большим количеством однообразных данных. А также в подаче материала, когда оратор больше похож на диктора информационного канала, беспристрастно зачитывающего новости с одинаковой эмоцией. Она считывается в голосе и языке тела, если в них нет колебаний, изменений, переходов.
Что является противоположностью монотонности? Изменчивость и контрастность. Сравните две фразы про детей Индии на предмет интересности и запоминаемости: «в Индии каждый третий ребенок является вундеркиндом» или «в Индии каждый третий ребенок является вундеркиндом, в то время как в Соединенных Штатах – лишь каждый сотый» (информация не проверена). Во втором случае информация про Индию вызывает больше интереса. Человек лучше запоминает информацию, если для ее подчеркивания приведен контрастный пример.
Этот принцип должен использоваться и в слайдах. Демонстрируя данные роста показателей, проведите для контраста данные возможного падения этих показателей, которого удалось избежать. Всегда приводите контрастные сравнения любых преподносимых фактов, так вы вызовете больше интереса аудитории. Ваша речь и движения тела тоже должны быть разными: голос – то громким, то тихим, движения – то быстрыми, то медленными. Если вы любите ходить по сцене, не делайте это монотонно. Замирайте, приближайтесь к аудитории, спорьте с аудиторией. Будьте эмоционально разным: то лояльным, то конфронтирующим, то серьезным, то шутливым. Различия запоминаются гораздо лучше, чем однообразие.
5. Не внести в выступление страсти
Страсть оратора – самый сильный «афродизиак» для аудитории. Ее трудно изобразить, но она легко чувствуется, когда выступающий влюблен в то, что он делает и о чем рассказывает, когда ему самому интересна эта тема, когда он с удовольствием делится со зрителями своими знаниями, данными, мыслями.
Откуда взять страсть для выступления? Только из жизни. Стараться жить так, чтобы оставаться собой, любить свое дело, поддерживать высокий уровень жизненных сил, наполнять свои эмоциональные резервуары положительными эмоциями, а свой разум –сильными смыслами. И тогда аудитория будет чувствовать силу и любовь, исходящую от вас. И успех вам гарантирован.
Оставить комментарий