«Нельзя просто взять, записать лекцию на видео и говорить, что запустил онлайн-курс», — писал в интервью пользователям Reddit Анант Агарвал, профессор Массачусетского технологического института (MIT) и основатель образовательной платформы еdX. Качественного контента для успеха уже недостаточно. Как развивать образовательную онлайн-платформу, чтобы привлекать новых студентов, и как взаимодействовать с ними, чтобы надолго удержать интерес?
Иван Пивсаев, Puzzle English, vc.ru
Рынок электронного образования растет невероятными темпами (в России, по прогнозам, в ближайшие пять лет его объем будет увеличиваться в среднем на 20% в год). Одновременно, развиваются и соответствующие технологии. Рассмотрим инструменты развития, найденные разными игроками рынка онлайн-образования.
Обратная связь
Чего ждет пользователь от образовательной онлайн-системы? Ответ на этот вопрос позволят получить инструменты обратной связи. Набор их разнообразен: от традиционных исследований и опросов учащихся до инновационных проективных систем.
Фишка 1. Осознание того, что твое мнение может улучшить процесс обучения, очень мотивирует. На edX в разделе «Donatе» пользователям предлагается сделать целевое пожертвование: студенты деньгами могут проголосовать за создание или усовершенствование того или иного сервиса, разработку курса по интересующей их теме.
Фишка 2. Интересы студентов можно узнавать и по их собственному контенту. Китайский ресурс XuetangX активно развивает канал Xuetangxsay, на котором пользователи делятся своими видео, посвященными различным специфическим темам.
Фишка 3. Понять, что нужно студенту, можно и без его активной помощи. Высшая школа экономики в онлайн-образовании использует психометрику — «считывание» информации с пользователя, — чтобы улучшать качество контента, находить трудности в процессе обучения и замечать хитрости студентов на экзаменах. Тесты конструируются под каждого студента на ходу. Каждый его шаг записывается в базу данных, а затем анализируется, сколько раз он прослушивал лекции, как решал промежуточные упражнения, был ли активен на форуме. Все это позволяет понять, как связаны между собой ошибки, есть ли в них закономерности и как в итоге можно улучшить курс. В конце прошлого года ВШЭ анонсировала выпуск автоматизированного аналитического сервиса, выиграв соответствующий конкурс Минобрнауки.
Продвижение
Как привлечь новых пользователей и расширить аудиторию образовательного ресурса? Набор инструментов продвижения велик — не отказываясь от стандартных рекламы и акций, важно найти уникальные пути к пользователю.
Традиционный эффективный способ продвижения — рекомендация. Если с вами поделился ссылкой знакомый или просто заслуживающий доверия человек, вероятность того, что вы перейдете по ней, резко возрастает. Именно на этом основаны партнерские программы образовательных ресурсов.
Фишка 4. Партнерская программа Puzzle English позволяет зарабатывать 60% от первых оплат пользователей, зарегистрированных по вашей ссылке. Кроме владельцев сайтов, в ней участвуют популярные пользователи Instagram и YouTube. Некоторые участники за время сотрудничества заработали более миллиона рублей и привлекли на ресурс значительное количество учащихся.
Фишка 5. Платформа edX пошла еще дальше и в 2013 году открыла бесплатный доступ к своим исходными кодам, чтобы можно было создавать на их основе собственные сервисы для дистанционного образования.
Одним этим действием edX добилась нескольких целей. Все разработчики онлайн-сервисов, воспользовавшиеся Open edX, должны размещать прямую ссылку на источник ПО, а также указывать принадлежность к edX в названии (Х в названии лидера китайского рынка XuetangX и мексиканской платформы MexicoX, ed в названии Edraak (Иордания), Open Education (Россия и Тайвань), EduOpen (Италия)). 6 из 30 лидеров MOOCs созданы на Open edX (Китай, Мексика, Иордания, Италия, Тайвань, РФ).
Дополнительно к бесплатной платформе edX предлагает лицензии на курсы (например, XuetangX приобрел и перевел на родной язык 30 курсов edX).
Так еdX проникает даже на самые закрытые рынки, продвигает бренд и зарабатывает на лицензионных курсах, не тратя деньги на перевод и адаптацию материала.
Фишка 6. Большой выбор программ для разного уровня подготовки помогает привлекать широкую аудиторию. Чтобы найти новых студентов, большинство MOOCs частично открывают учебные материалы для всех желающих.
Фишка 7. Подписка на бессрочный доступ к учебным материалам — другой традиционный способ продвижения. При таком подходе поставщик контента остается в контакте с пользователями, напоминая о себе рассылками и акциями. Не исключено, что, если снова возникнет необходимость в обучении, студент еще раз обратится к услугам сервиса.
Вовлечение и мотивация
Привлечь внимание пользователей недостаточно: важно сделать так, чтобы они погрузились в обучение с головой.
Уровень мотивации (особенно у людей среднего возраста) резко повышает возможность трудоустройства или развития карьеры.
Фишка 8. edX и Coursera, например, предлагают по окончании курса купить сертификат за несколько десятков долларов, чтобы, добавить его в свой профиль на LinkedIn.
Фишка 9. У платформы Udacity есть свой job-matching сервис для студентов, где среди работодателей — Google и Facebook. Они заключают договор с Udacity и получают доступ к резюме лучших пользователей из конкретного региона. Студентов учат составлять резюме и проходить интервью. А в 2016 году платформа выступила с беспрецедентным предложением, пообещав возвращать деньги всем, кто не получит работу в течение шести месяцев после прохождения курсов (это касается четырех технических направлений: разработка Android, разработка iOS, веб-разработка и машинное обучение).
Фишка 10. Образование в престижном вузе — важный ценностный ориентир для многих молодых людей. На FutureLearn онлайн можно получить степени нескольких крупных британских вузов, включая, например, Университет Лидса и Бирмингемский университет.
Фишка 11. Study.com за 200 долларов предлагает не только месячный доступ ко всем курсам, тестам, экзаменам, техническую поддержку и сертификат об окончании курсов, но и возможность перенести кредиты в вуз и благодаря этому сэкономить на учебе.
Удержание внимания и коммуникация
Наконец, важно не только вовлечь учащихся в процесс онлайн-обучения, но и надолго удержать их интерес. Разработка таких инструментов — один из главных трендов в развитии MOOCs. Многие студенты покидают онлайн-курсы, не заканчивая их, так как те слишком длинны, скучны и не соответствуют их потребностям. К этому может подтолкнуть и чувство изоляции из-за отсутствия взаимодействия.
Один из главных аргументов противников MOOC заключается в том, что «это односторонняя работа, монолог», в то время как настоящее образование, по их мнению, предполагает живой диалог с преподавателем. И правда, большой плюс традиционной системы обучения заключается в том, что учитель узнает своих учеников — их интересы, сильные стороны и стремления, что позволяет более плодотворно взаимодействовать с ними.
Розмари Кливленд, профессор департамента образования в Университете Гранд-Вэлли, и ее коллега Ким Кенворд дают следующие советы по общению в онлайновой образовательной среде:
Будьте своевременны. Если вы с самого начала будете давать студентам конструктивную и полезную обратную связь, качество их работы будет лучше. Если они знают, что кто-то действительно заботится о том, что они делают, они будут работать на ожидаемый результат.
Начните с позитивного сообщения. Поблагодарите ученика и скажите что-то хорошее о его работе, прежде чем обсуждать, которые необходимо улучшить. Это заставит его почувствовать, что он действительно является частью учебного сообщества. Кроме того, важно включать в ответ примеры из работы студента, чтобы он знал, что ее действительно проверили.
Помогите учащимся увидеть связь между курсом и их жизнью. Один из способов сделать это — использовать функцию личного журнала, которая есть во многих системах управления обучением. Он позволяет студенту документировать практическую ценность полученных знаний.
Используйте разные форматы общения. Подумайте об аудиосообщениях — они позволяют детально разбирать задания и создать ощущение присутствия преподавателя.
Исследование Вашингтонского университета показало: при пассивном прослушивании лекций результаты намного хуже, чем при использовании активных форм обучения. Те, кто только ходит на лекции, проваливают экзамены на 55% чаще тех, кто участвует в дискуссиях, групповой и проектной работе. Интерактивность — важнейший фактор эффективности онлайн-образования — отсюда и тенденция ко все большей геймификации и интерактивности учебного процесса.
Обучение в любой группе улучшается, когда учащиеся имеют возможность обсуждать друг с другом учебу, а система «друзей» углубляет эмоциональную вовлеченность, считают в Массачусетском университете в Амхерсте. Там советуют провоцировать дискуссии, отвечая лишь на некоторые комментарии. При этом профессор университета Техаса в Остине Стивен Минц отмечает важность работы модератора, напоминая, что комментарии на сайтах многих СМИ активно читают в том числе из-за отсеивания оскорблений и бессодержательных сообщений.
Фишка 12. Сотрудники Стэнфорда и Корнелльского университета в свою очередь изучили работу бейджификации на форумах онлайн-ресурсов: выяснилось, что активность существенно выше в группах, где используются визуальные значки рядом с именами студентов, отражающие их успехи (такие значки использует, например, австралийская платформа Open2Study).
Фишка 13. Можно вводить и элементы совместного обучения: языковой сервис Duolingo предлагает коллективные переводы больших текстов, а еще там можно проверить чужие задания для улучшения собственных навыков.
Лайки, репосты, комментарии и количество подписчиков как индикатор успешности — уже социальная норма. Очевидно, что некоторые из этих онлайн-инструментов можно использовать в онлайн-обучении не в ущерб педагогике.
Известная особенность молодых поколений — «клиповое мышление», «информационная перегрузка» и в итоге — крошечный интервал внимания. Внешние раздражители конкурируют за него, и образовательный онлайн-ресурс, чтобы преуспеть, должен использовать широкий арсенал инструментов развития: как апробированные и доказавшие свою эффективность, так и оригинальные разработки.
От автора сайта Е. Бреслав: который год слышу эту страшилку про клиповое мышление и никак не могу понять, а что в нем страшного? человеческое мышление — клиповое по своей сути, потому что ни один человек не может удержать внимание дольше 7-12 минут (отсюда длина клипов). Но так было всегда! Когда меня учили читать лекции, говорили, что каждые 7-12 минут я должна рассказать анекдот или сделать еще что-то, что перебьет гладкую канву речи и вернет внимание слушателей. По тем же причинам не только книги, но и статьи делят на главы и подглавки. А значит, задача преподавателя — так подобрать цепочку «клипов», чтобы они образовали связный сюжет с нужным результатом обучения.
Оставить комментарий