Доход директора образовательной организации в нашей стране – это открытая информация, которую любой желающий без труда найдет на сайтах соответствующих управлений или департаментов. Поражает разброс: годовой доход директора сельской школы в отдаленном районе Республики Алтай может составлять менее трехсот тысяч рублей, в то время как для директора московской школы даже доход в объеме девять миллионов рублей в год не является пределом. Почему так получается и можно ли исправить ситуацию?

Комментарий от авторов сайта: ответа на вопрос в заголовке статьи мы в ее тексте не нашли. Но поставлен вопрос обоснованно.

activityedu.ru, 25 июля 2019 г.


Предпосылки колоссального разрыва

Согласно ст. 349.5 Трудового кодекса Российской Федерации данные о среднемесячной заработной плате директоров школ и их заместителей в обязательном порядке ежегодно до 15 мая размещаются в сети Интернет.

Зарплата директора складывается из должностного оклада и дополнительных компенсационных и стимулирующих выплат.

Должностной оклад повышается при наличии почетных званий («Народный учитель РФ», «Заслуженный учитель РФ» и аналогичные), ордена («За заслуги перед Отечеством»), ученой степени кандидата или доктора наук. Помимо этого, на размер оклада влияет среднесписочная численность учеников, которая определяется по статистическим данным за минувший год, а также особенности деятельности образовательной организации: наличие центра военной подготовки, обучения детей с ОВЗ, реализации семейных форм обучения, дошкольных групп, интерната.

К компенсационным относятся выплаты: за работу в ночное время, праздничные, выходные и нерабочие дни; за работу в опасных или вредных условиях труда; за сверхурочную работу.

Стимулирующие выплаты производятся за эффективность профессиональной деятельности, качество выполняемых работ и стаж непрерывной работы, внедрение здоровьесберегающих технологий. К стимулирующим выплатам относятся и премии, которые начисляются за высокие показатели успеваемости и победы на школьных олимпиадах.

Яркие примеры финансового неравенства

Независимо от того, идет ли речь о Москве, Самарской области или Республике Алтай, доходы директоров школ, расположенных в одном районе субъекта РФ, могут отличаться в 3-4 раза, а директор крупной московской школы может зарабатывать в 30 раз больше, чем его коллега из небольшой образовательной организации, расположенной в отдаленном районе Республики Алтай.

Приведем несколько примеров. На сайте управления образования администрации муниципального образования Усть-Коксинский район Республики Алтай в разделе «Коррупции.NET» в файле «Сведения о доходах директоров школ за 2018 год» видим разброс годовых доходов от 290 701 до 894 928 рублей.

На сайте управления образования Казани в разделе «Противодействие коррупции» знакомимся со сведениями о доходах директоров образовательных учреждений Авиастроительного района и обнаруживаем, что максимальный (2 021 205 рублей) и минимальный (609 511 рублей) годовые доходы директоров отличаются в 3,3 раза.

Департамент образования и науки Москвы предоставляет сгруппированную по административным округам информацию о доходах руководителей образовательных организаций в 2018 году. В Южном административном округе, к примеру, разрыв в доходах директоров составил 4,5 раза – от 2 004 842 до 8 989 516 рублей.

Это точно в одной стране?

Факт отличия доходов руководителей образовательных организаций, расположенных в одном районе города или республики, в 3-4 раза – это, безусловно, не самый позитивный показатель нашего школьного образования, но этот разрыв хотя бы можно объяснить, опираясь на приведенные выше факторы, влияющие на размер зарплаты.

Сложнее, по моему мнению, объяснить отличия в 30,9 раза между годовыми доходами директоров московской и алтайской школ. Речь, подчеркнем, идет не о доходах от ведения бизнеса или продажи личного имущества, а исключительно о заработной плате и премиях.

Должен ли труд директора школы, расположенной в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, оплачиваться государством в 30 с лишним раз скромнее, чем труд директора московской образовательной организации? Безусловно, нужно учитывать, что столичная школа, о которой идет речь, фактически представляет собой крупный образовательный комплекс, но едва ли это может служить убедительным обоснованием такого колоссального разрыва.

Известны исследования, показывающие, что в России разница в размерах зарплат руководства и рядовых сотрудников составляет 12,5 раз, в то время как в странах Западной Европы и США – всего 3,5 раза. Сильное расслоение по уровню доходов в нашей экономике – факт хорошо известный, но отличия в 30 раз, на мой взгляд, быть не должно, причем снижать разброс в доходах нужно за счет существенного увеличения зарплаты директора алтайской школы, а не сокращения уровня оплаты труда руководителя крупного образовательного комплекса в Москве.

Для полноты картины добавлю, что при сопоставлении доходов руководителей крупных образовательных центров в Москве и таких же в регионах отличий в 30 раз обнаружить не удалось, хотя и маленькими разбросы не назовешь. Так, например, уже упоминавшийся годовой доход директора одной из московских школ (8 989 516 рублей) превышает доход руководителя крупного образовательного центра в Самарской области (1 401 027 рублей) в 6,4 раза.

Заключение

Нет никаких сомнений в том, что руководители крупных московских школ, которые стабильно входят в первую десятку «Рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников», должны иметь высокие зарплаты, но точно так же я уверен и в необходимости достойной оплаты работы директора скромной школы даже в самом отдаленном населенном пункте нашей страны.

Выравниванию, на мой взгляд, послужила бы прозрачная формула начисления зарплаты руководителя общеобразовательной организации.