Исследования канадского ученого Скотта Мюррея показывают: повышение уровня грамотности жителей региона способствует росту производительности труда и ВВП, уменьшению затрат на пособия по безработице и снижению заболеваемости. Учить нужно всех, а не только одаренных и талантливых. Канадцу вторит заслуженный учитель РФ, руководитель московской школы №109 Евгений Ямбург, заявивший на Московском международном форуме «Город образования», что одаренные, возможно, уедут, а вот не обладающие выдающимися способностями дети точно останутся, вырастут и будут определять жизнь в регионе.

activityedu.ru


Универсальные компетенции

Как измерить грамотность современного человека? Один из подходов состоит в оценке его компетенций. Вариант концепции универсальных компетенций людей трудоспособного возраста предлагает PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) – исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проходившее в 24 странах, в том числе в России.

В рамках исследования выделяют три ключевые компетенции:

  • грамотность чтения (умение работать с текстовой информацией);
  • математическая грамотность (умение оперировать в своих целях цифровой информацией) и
  • способность решать задачи – в работе и повседневной жизни − в технологически насыщенной среде, то есть с использованием интернета и гаджетов.

Принято выделять пять уровней владения каждой компетенцией. Как правило, неквалифицированные рабочие демонстрируют 1-2-й уровни грамотности чтения, умения решать задачи в технологически насыщенной среде и математической грамотности. Обладатели ученой степени, напротив, показывают 4–5-й уровни владения всеми компетенциями. На 3-м уровне обычно находятся клерки и высококвалифицированные рабочие.

Поясню, что означает, например, 1-й уровень читательской грамотности. Люди с 1-м уровнем умеют читать и писать, но, прочитав текст, совершенно не умеют извлекать из него информацию, не замечают или не уясняют детали и, как следствие, неправильно выполняют инструкции.

Исследования Мюррея

Один из основоположников PIAAC Скотт Мюррей проанализировал рынок труда в нефтеносном канадском штате Альберта. Оказалось, что в регионе наблюдается дефицит людей, владеющих 3-м уровнем базовых компетенций, а также избыток высококвалифицированных специалистов и людей с очень низким уровнем компетенций. Если бы школы доучивали всех хотя бы до 3-го уровня грамотности, позволяющего читать с извлечением основной фактической информации, экономические показатели региона заметно улучшились бы.

Объясняется это просто: уменьшились бы потери бюджета, связанные с оплатой пособий по безработице и другими социальными выплатами. Кроме того, анализ данных PIAAC показал, что среди людей, владеющих базовыми компетенциями на низком уровне, больше всего преступников и людей с хроническими болезнями, поэтому доучивание имеет не только экономический, но и социальный смысл. Подчеркну, что это не домыслы, а статистически подтвержденные данные, хотя и без них очевидно: безграмотные люди склонны доверять всевозможным знахарям сомнительной рекламе и недостоверным сообщениям в СМИ, обещающим решить их проблемы со здоровьем.

Мнение Ямбурга

На Московском международном форуме «Город образования» в панельной дискуссии «Школа для каждого – школа для всех: мифы и реальность» принял участие заслуженный учитель РФ, руководитель московской школы №109 Евгений Ямбург.

Евгений Александрович заявил:

Ставка исключительно на высшие достижения, олимпиадников и «Кванториумы» обречена на провал.

Спикер рассказал о недавнем посещении одной из региональных образовательных организаций, директор которой, представляя свою школу, красочно и подробно докладывал об успехах своих подопечных – победах на школьных олимпиадах, участии в различных интеллектуальных конкурсах, высоких результатах ВПР, ОГЭ и ЕГЭ и поступлении выпускников в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

Евгений Александрович спросил директора, почему тот ничего не говорит об учениках, у которых есть очевидные проблемы с освоением образовательной программы, и есть ли в школе дети с различными видами девиации. Разумеется, оказалось, что школьников, не имеющих образовательных, олимпиадных и творческих достижений, в школе большинство, но о них стараются не говорить, данные о них не входят в отчеты. Их локальные успехи и неудачи никого, по сути дела, не волнуют.

Евгений Ямбург недоумевает, почему так происходит, если всем очевидно, что талантливые и одаренные, вероятнее всего, уедут, а вот не обладающие способностями, плохо успевающие, имеющие проблемы с грамотностью, коммуникацией и социализацией дети точно останутся, вырастут и в конечном итоге будут определять жизнь в регионе.

Слова заслуженного учителя РФ удивительным образом перекликаются с выводами канадского ученого Скотта Мюррея:

Те, кого вы недоучили, точно останутся. Им некуда ехать. И вы будете их кормить, платить им социальные пособия, всячески поддерживать, потому что сами о себе они в полной мере не могут позаботиться.

Что же делать?

Следует, на мой взгляд, пересмотреть подход к оценке успехов образовательных организаций в нашей стране. Сложившаяся система оценивания исключительно по абсолютным показателям изжила себя.

Убежден, что требуется разработка системы оценивания образовательных достижений в категориях прироста умений учащихся. Обычные школы, не сосредоточенные на олимпиадных достижениях, но демонстрирующие устойчивый рост образовательных результатов как минимум заслуживают того, чтобы о них писали, их опыт пропагандировали и перенимали.

Нельзя утверждать, что государство сосредоточилось на поддержке исключительно способных, мотивированных и одаренных школьников и полностью игнорирует проблемы слабо успевающих учеников и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие результаты обучения.

Недоученные люди – это не только риск для экономики региона, но и, как следует из приведенных выше данных PIAAC о преступниках и хронических больных, серьезная угроза для комфортной повседневной жизни.

На основании своих исследований Скотт Мюррей предложил некоторые изменения политики Канады в разных сферах. Для начала, по его мнению, стоит мотивировать школьников хотя бы доучиваться до конца, а затем получать профессиональное образование, пусть даже и не высшее, а среднее специальное. По-моему, эти предложения не менее актуальны и для России.

Кроме того, необходимо развивать систему обучения взрослых, для которых переход с низшего уровня грамотности хотя бы на 3-й точно так же актуален, как и для молодых людей.

Мы испытываем чувство законной гордости, когда читаем или слышим сообщения  об успехах российских школьников на международных предметных олимпиадах, но следует понимать, что хорошо учить нужно всех, а не только одаренных и талантливых. В противном случае едва ли стоит рассчитывать на рост экономики и качества повседневной жизни.