В одном далеком и заброшенном авиационном гарнизоне была средняя школа. Школа как школа – развалюха. Учителя как учителя – пауки в банке. Дети как дети – черти, одним словом. И вот однажды по прямой указке из РОНО на должность учителя по ОБЖ приняли отставного майора, пенсионера вооруженных сил, которого все звали просто Макарыч.

Источник Изучение мифа об Икаре по-военному, или Повесть о настоящем майоре


Большинство старых учителей почти все ушли из школы на пенсию и уехали в центр страны. Школа неизменно пополнялась молодыми учителями. Они очень любили поязвить и поиздеваться над старым отставным офицером, особенно по вопросам педагогики.

И вот однажды представился вот такой случай. Заболел учитель истории, и дабы не сорвать урок в одном недисциплинированном классе, завуч решила направить туда нашего майора, ну в смысле бросить под танк. Макарыч был из тех людей, которые не ропщут, а, получив приказ, идут его выполнять. Итак – звенит школьный звонок и урок начинается… а начался он с того, что сначала отрепетировали встречу начальника, потом доклад дневального по роте, конечно, всё строго с требованиями строевого Устава. Затем, осмотрев класс взглядом профессионального снайпера, новоявленный Песталоцци четко, командирским басом спросил:

— Какое задание было на дом, товарищи?

Один из учеников, Вовочка, поднял руку и четким голосом доложил, что на дом была поставлена боевая задача на изучение мифов древней Греции, в частности, миф об Икаре. Тогда военспец попросил ученика рассказать ему про этот миф. Ученик вышел к доске и бодрым голосом доложил о том, что мифический герой Икар сделал себе крылья, на которых полетел к солнцу. И вот он поднялся высоко- высоко, прямо к самому солнцу, от чего крылья Икара расплавились и сгорели. В результате Икар упал в море и погиб.

— Да… – вздохнул внук Макаренко.

Макарыч не знал материалов урока, но детей надо было чем-то занять в течение ещё получаса. А отставной майор был из той породы людей, которые бросались с гранатами под танки, закрывали своим телом амбразуры и пикировали в горящих самолетах на головы врагов.

Для Макарыча не было невыполнимых задач – он считал, что если задача поставлена, то она должна быть выполнена любой ценой не жалея крови и самой жизни. Но всем известно, что как задача ставится – так она и выполняется.

— Так, что мы имеем? – прогремел на весь класс Сен Сей.

— А имеем мы, товарищи, тяжелое летное происшествие, связанное с гибелью человека. Давайте всё же разберемся в обстоятельствах, причинах и виновниках данной катастрофы.

— Итак, паре летчиков была поставлена боевая задача – выполнить перелет над Средиземным морем, с острова Крит на остров Мальта.

Макарыч нарисовал маршрут перелета на доске.

Изучение мифа об Икаре по-военному, или Повесть о настоящем майоре

— Расследованием установлено:

  1. Пара истребителей, летчики Дедал и Икар, произвела взлет и набор высоты.
  2. На маршруте следования лейтенант Икар произвольно отклонился от заданного маршрута, чем нарушил боевой порядок. В результате чего произошла полная потеря ориентировки. Не зная эксплуатационных ограничений, лейтенант Икар пытался восстановить ориентировку по солнцу. В ходе поиска ориентиров были грубо нарушены ограничения по высоте, скорости и прочности летательного аппарата, в результате чего летательный аппарат разрушился и упал в море, летчик лейтенант Икар погиб.
  3. Причинами данного происшествия являются:
  • личная недисциплинированность лейтенанта Икара,
  • плохая теоретическая подготовка группы к полету,
  • безграмотное управления полетом группы по маршруту со стороны ведущего группы капитана Дедала.

В ходе расследования причин катастрофы также установлено:

  • Изучение мифа об Икаре по-военному, или Повесть о настоящем майорепостановка задачи на перелет группе, командиром полка полковником Зевсом не производилась.
  • заблаговременная подготовка к полетам по маршруту не планировалась и не проводилась,
  • предварительная подготовка была проведена с низким качеством, причем контроля готовности к полетам не было,
  • метео-обеспечение перелета отсутствовало,
  • радио и локационное обеспечение не велось,
  • аварийные маяки и система опознавания не включались,
  • поисково-спасательное обеспечение не использовалось из-за его полного отсутствия,
  • сертификации летательного аппарата не имеется,
  • журналы подготовки техники к полетам отсутствуют,
  • формуляры на авиационную технику утеряны,
  • средства объективного контроля не использовались,
  • радиолокационный контроль за выполнением перелета не проводился,
  • тренажи по штурманской подготовке и действию в особых случаях полете не планировались и не проводились,
  • летчик лейтенант Икар порядок действий при потере ориентировки не знал и не отрабатывал на земле,
  • командные пункты ПВО и центры управления полетом не оповещались,
  • контроль за выполнением поставленной задачи со стороны вышестоящего командования отсутствовал.

Вывод: весь набор фатальных нарушений требований документов, регламентирующих летную работу, и привел к тяжелому летному происшествию.

Виновниками данного летного происшествия являются:

  • Изучение мифа об Икаре по-военному, или Повесть о настоящем майорекомандир авиационной части полковник Зевс, утерявший контроль за выполнением поставленной задачи,
  • ведущий группы капитан Дедал, проявивший полную неспособность управлять группой как во время полета так и при подготовке к нему,
  • летчик лейтенант Икар, проявивший личную недисциплинированность и слабые теоретические знания конструкции летательного аппарата и его эксплуатационных ограничений.

Итак, товарищи, записываем мероприятия:

  • полковнику Зевсу за утерю контроля за летной подготовкой экипажей объявить о неполном служебном соответствии;
  • капитана Дедала, проявившего слабые навыки руководства полетом группы и подготовки к нему, с должности снять и назначить на другую должность с понижением;
  • материалы расследования данного летного происшествия изучить во всех частях и подразделениях, о чем доложить мне письменно…