Решение задачи вывести Россию к 2024 году в десятку лучших стран по качеству общего образования, сформулированная президентом РФ Владимиром Путиным в подписанном им в мае 2018 года указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», под угрозой. Это стало ясно после публикации результатов исследования качества подготовки 15-летних школьников в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). В 2018 году результаты российских школьников ухудшились по сравнению с 2015 годом по всем предметным областям – читательской, математической и естественно-научной грамотности. Обозреватель ActivityEdu анализирует результаты и объясняет, почему за ухудшение качества подготовки школьников должны ответить в первую очередь Рособрнадзор и Минпросвещения.

activityedu.ru


Россия сдает позиции

Около 600 тысяч 15-летних школьников из 79 стран мира приняли участие в исследовании PISA-2018, в том числе 7608 обучающихся из Российской Федерации. Из отчета Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) следует, что российские школьники продемонстрировали снижение среднего балла по всем направлениям исследования.

Результаты приводятся по международной 1000-балльной шкале. В PISA-2015 приняли участие 70 стран, в 2018 году число стран-участниц возросло до 79. Впервые в исследовании приняли участие Белоруссия и Украина.

В таблице ниже приведены средние баллы российских школьников и соответствующие им места страны в исследованиях PISA в 2015 и 2018 годах.

Падение показателей по всем направлениям очевидно. Некоторые эксперты отметили, что с момента первого исследования PISA в 2000 году Россия продемонстрировала рост по уровню читательской грамотности на 17 баллов (с 462 до 479), но при этом они предпочли не заметить падение на 16 баллов по сравнению с 2015 годом (с 495 до 479).

По среднему арифметическому значению трех показателей Россия в мировом рейтинге опустилась всего лишь на две строчки – с 28-го на 30-е место, что дало возможность экспертам Института образования НИУ ВШЭ заявить не о падении, а об отсутствии роста. Замечу, что занимаемые Россией позиции в конце третьего десятка стран едва ли соответствуют национальным целям и стратегическим задачам РФ.

Результаты PISA-2018 из отчетов ОЭСР

Приведенная ниже таблица содержит результаты PISA-2018, изложенные в отчетах (на английском и немецком языках) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), под эгидой которой проводятся сопоставительные исследования качества школьного образования. Ранжирование стран в таблице производилось по среднему арифметическому значению трех показателей.

Примечания к инфографике

  1. В Китае исследование проводилось в четырех провинциях – Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун. Это наиболее развитые провинции с самым высоким для Китая уровнем образования.
  2. В исследовании PISA-2018 приняли участие 79 стран, но в полном рейтинге вы найдете лишь 78. Результаты вьетнамских школьников не опубликованы по решению ОЭСР.
  3. Отсутствует информация о результатах Испании по уровню читательской грамотности.

Экспресс-анализ результатов

Глубокие выводы из опубликованных результатов делать рано. Я планирую цикл публикаций, связанных с «приключениями PISA в России», а сейчас изложу лишь очевидные мысли по итогам экспресс-анализа.

Безоговорочными мировыми лидерами по всем трем направлениям стали Китай и Сингапур. В 2015 году лидировал Сингапур, но в этот раз его обошел Китай, занимавший по итогам PISA-2015 10-е место. Полагаю, это связано с участием в последнем исследовании только четырех китайских провинций с высоким уровнем школьного образования.

Россия опустилась в мировом рейтинге на две строчки – с 28-го на 30-е место. Все страны, опережавшие Россию в 2015 году, за исключением Вьетнама, не включенного в итоговый рейтинг, продолжают опережать нас и в 2018-м. Кроме того, нас опередили Чехия, США и Латвия, которые уступали России по итогам предыдущего исследования.

Белоруссия и Украина, впервые участвовавшие в программе PISA, оказались в мировом рейтинге чуть ниже России. Из стран, которые когда-то были республиками в составе СССР, выше России в рейтинге расположились Эстония и Латвия, а ниже, помимо уже названных Белоруссии и Украины, находятся Литва, Молдавия, Азербайджан (участвовали только школы Баку), Казахстан и Грузия.

В отчете ФИОКО фигурируют некоторые результаты, которые я бы назвал весьма настораживающими и гораздо более неприятными, чем падение на пару строчек в рейтинге и снижение средних баллов. Речь идет об увеличении доли 15-летних российских школьников, не достигающих порогового уровня читательской грамотности, с 16% в 2015 году до 22% в 2018-м. Каждый пятый подросток в России функционально безграмотен, то есть не способен извлечь простую информацию из прочитанного текста.

С 19 до 21,7% увеличилась доля 15-летних россиян, не достигших порогового уровня математической грамотности; с 18,1 до 20,8% подросла доля обучающихся, которым не покорился пороговый уровень естественно-научной грамотности. Как видите, во всех трех предметных областях зафиксированы похожие результаты, что позволяет говорить о сформировавшемся тренде.

Страшные цифры неуспешности, полученные по итогам PISA-2018, коррелируют с результатами ВПР-2019: примерно 20% школьников 5-7-х классов получили в этом году как минимум одну двойку за ВПР – либо по математике, либо по русскому языку, либо по математике и русскому языку одновременно. Эти отрезвляющие цифры приводил директор ФИОКО Сергей Станченко на одной из недавних научно-практических конференций.

Завершая экспресс-анализ, приведу таблицу, позволяющую сопоставить грамотность 15-летних россиян со средними показателями их сверстников в странах ОЭСР и в десятке стран с наилучшими результатами.

Неоправданный оптимизм Минпросвещения и Рособрнадзора

Опубликовав на портале ActivityEdu новость с результатами из отчета ОЭСР, мы с коллегами с изумлением наблюдали, как Минпросвещения и Рособрнадзор стремятся обратить провал в триумф.

Минпросвещения опубликовало новость с оптимистичным заголовком «По итогам PISA Россия вошла в 18 стран с устойчивым прогрессом качества школьного образования». Удивил не только странный оборот «вошла в 18 стран», но и отсутствие в тексте упоминания об ухудшении результатов по сравнению с PISA-2015.

Еще оригинальнее выступило надзорное ведомство, опубликовавшее на сайте новость, посвященную результатам участия в PISA-2018 столичных школьников: «Школы Москвы существенно улучшили свои результаты в исследовании PISA». Об успехах Москвы – отдельный разговор, но почему Рособрнадзор в один миг решил стать Мособрнадзором? И почему нет новостей о результатах Татарстана и Московской области, которые участвовали в исследовании в том числе и как отдельные регионы?

На всякий случай напомню руководителям надзорного органа в сфере образования, что президент РФ в мае 2018 года сформулировал задачу о вхождении России, а не отдельно взятой Москвы в десятку лучших стран по качеству школьного образования. Тогда почему Рособрнадзор отчитывается об успехах Москвы, а не сообщает об ухудшении результатов по России в целом?

Успехи московских школьников

Более 7 тысяч учащихся из 151 школы Москвы, отобранные методом случайной выборки, приняли участие в PISA-2018. Я впечатлен достижениями московского образования, и сообщение о высоких результатах 15-летних столичных школьников заняло законное место в ленте новостей портала ActivityEdu, но не могу не призвать сотрудников Рособрнадзора и ФИОКО проводить корректные сравнения.

Рособрнадзор сообщает, что московские школьники, чья естественно-научная грамотность была оценена в 528 баллов, обошли, например, Канаду. С этим фактом бессмысленно спорить: у Канады 518 баллов. Но почему ФИОКО в своем отчете и Рособрнадзор сравнивают результаты Москвы как региона России с результатами всей Канады, хотя в исследовании PISA-2018 фигурируют и отдельные регионы Канады? К примеру, канадская провинция Альберта по естественно-научной грамотности показала результат лучше, чем у Москвы, – 534 балла. Руководители московского образования могут гордиться достойными результатами, и я обязательно напишу о достижениях Москвы, но сравнение должно быть корректным.

Не могу не упомянуть еще об одном нюансе. Всемирно известный эксперт в области школьного образования Паси Сальберг, с которым я беседовал на конференции EdCrunch, подчеркнул, что PISA как шкала была разработана для сравнения не отдельных школ и регионов, а школьного образования разных стран. Внутри страны сравнивать провинции Альберта и Онтарио или Москву и Татарстан еще допустимо, а вот сопоставлять, скажем, результаты выборки всех школ Финляндии с результатами двадцати лучших образовательных организаций Москвы едва ли уместно.

Почему отвечать должны Рособрнадзор и Минпросвещения

В чем вина Рособрнадзора? Извольте, отвечу. Рособрнадзор фактически определяет вектор развития школьного образования, являясь всего лишь надзорным органом. В стране с 2015 года внедряется система ВПР, усиливается контроль за ОГЭ и ЕГЭ, проводится НИКО, то есть взят уверенный курс на повышение значимости тестирования во всех его формах и проявлениях, а это, в свою очередь, стимулирует не столько обучение, сколько натаскивание на формат и результат.

Один из эффектов от увеличения объемов тестирования: выпускники начальной школы, занимающие 1-е место в мире по результатам международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), в 5-7-х классах во многом из-за штудирования и зацикленности на тестах теряют интерес к учебе. В PISA-2018 участвовали как раз те школьники, которые попали под «жернова» ВПР. О том, какой результат в PISA-2021 покажут дети, которых натаскивали на ВПР, начиная с начальной школы, даже думать не хочется.

А что же профильное министерство? На сайте Минпросвещения в разделе, посвященном национальному проекту «Образование», можно вдохновиться нарисованной дорогой к вожделенной цели – десятке лучших по школьному образованию стран. На картинке Минпросвещения приведены значения «средневзвешенного места РФ в группе международных исследований». Не буду приводить формулу, как это место рассчитывается, чтобы вам, уважаемые читатели, не стало совсем грустно.

В этом же разделе можно познакомиться с содержанием федеральных проектов, входящих в нацпроект «Образование». Не поленитесь, попробуйте найти в федеральных проектах хоть что-нибудь, относящееся к обычному ученику обычной школы, – одному из тех, кто не преодолевает порог функциональной грамотности в исследованиях PISA или пишет на двойки ВПР по русскому языку и математике. За громкими названиями – «Успех каждого ребенка», «Социальные лифты для каждого», «Новые возможности для каждого» – проблемы неуспешных детей и работающих за более чем скромную зарплату школьных учителей не видны.

Формулируя в мае 2018 года задачу вывести Россию в десятку лучших по качеству школьного образования стран, Владимир Путин обращался к правительству РФ. Минпросвещения и Рособрнадзор, засучив рукава, взялись за выполнение этой сложной задачи, но разработали, на мой взгляд, последовательность действий, которая не способствует достижению цели. Большинство шагов этих ведомств я бы обозначил как ИБД – имитацию бурной деятельности.

И опять роль первой скрипки в паре «Рособрнадзор – Минпросвещения» играет надзорное ведомство, задавая стандарты оценивания, а значит, и вектор развития образования. Рособрнадзор разработал и, фактически проигнорировав критику образовательного сообщества, утвердил «Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся». Разумеется, ничего нового мы не увидели: к ВПР добавятся ежегодные тестирования по программе «PISA для школ».

Профильному министерству и надзорному ведомству давно пора понять, что УЧИТЬ важнее, чем ТЕСТИРОВАТЬ, и принять меры по повышению качества образования не только в Москве, но и в остальных регионах России. Уважаемые руководители Минпросвещения и Рособрнадзора, пожалуйста, помните – речь не о тестировании!

Впрочем, у Рособрнадзора и Минпросвещения сейчас другая первоочередная задача – объяснить, почему в ухудшении результатов нет ничего страшного. «Умный» ответ подсказывает чиновникам Институт образования НИУ ВШЭ: плохие результаты нужно просто назвать «статистическими флуктуациями». Можно попробовать, авось с должностей не снимут…

Скачать результаты PISA-2018