Продолжаем серию материалов о чтении: мы уже писали, как читать нон-фикшн литературу, художественные книги, объясняли, что такое роман взросления и как полюбить аудиокниги. Сегодня говорим о том, что такое «многослойность»: как её искать и почему важно её замечать.

Что такое многослойность

Ещё в школе нам настойчиво вкладывали в голову понятие «Что хотел сказать писатель», пытаясь приучить видеть в любом произведении скрытый подтекст. Надо сказать, что зачастую этот метод работал против нас, а у многих и вовсе навсегда отбил желание открывать сложные произведения. Но в чем-то наши учителя были правы: читая книжку, даже самую, на первый взгляд, простую, важно осмысливать её и понимать, почему автор пишет так, как пишет. Замечать детали, искать параллели, анализировать. Искать так называемую «многослойность», которая делает произведение шире, глубже и увлекательнее.

Что такое многослойность? Смотрите: порой роман издалека выглядит как история любви. Но когда вы приближаетесь к нему и тщательно вглядываетесь, вдруг выясняется, что это ещё и книга о травме, или, например, рассуждение об экологической катастрофе, напряженный триллер, а, может, и вовсе — хоррор. А, может, где-то между строк проглядывают элементы фэнтези — такое тоже может быть.

В этом случае чтение чем-то напоминает игру: мы открываем детектив, а в итоге натыкаемся на древнегреческую трагедию, читаем сказку и неожиданно узнаем в ней героев скандинавской мифологии. Так, например, роман «Сто лет одиночества» — это и образец магического реализма, и печальное, но довольно реалистичное описание латиноамериканской действительности, и полноценная семейная сага. И все это одна книга.

Зачем это нужно?

Говорят, что чтение похоже на путешествие. Так зачем же осложнять себе дорогу? К чему это скрупулезное внимание к тексту? Не лучше ли просто прочитать книгу, выдохнуть и начать другую?

Конечно, можно сделать и так. Но тогда вы лишите себя удовольствия попасть в мир, который так тщательно конструировал писатель. Мир исключительный, полный искусных переплетений и неожиданных отсылок. Как только вы начинаете рассматривать роман и вертеть его в разные стороны, история тут же становится объемной: у неё появляется определенный ракурс, с которого лучше видны детали, не замеченные нами прежде, а персонажи обретают прототипы.

Это похоже на популярные когда-то 3D-картинки: вы долго и пристально смотрите в одну точку, а изображение тем временем обретает совершенно причудливую форму. И вместо одного рисунка вы вдруг замечаете несколько новых.

Например, роман «Анна Каренина» — не только семейная драма. Это ещё и книга о положении женщины в обществе, исторический роман о нравах, история о мучительном выборе и честности.

Так можно посмотреть на роман Лизы Ко «Беспокойные». С одной стороны это классический роман взросления, где герой — мальчик Деминь, которого бросила мать, — проходит испытания, в ходе которых меняется. С другой — это история неидеальной матери, которая очень хочет быть хорошей, но у которой раз за разом ничего не выходит. С третьей — это книга об одиночестве, о блуждании в мире, где каждый предоставлен сам себе. И этот список можно продолжать: вы можете смотреть на роман с разных сторон и находить все новые и новые грани.

Как этому научиться

Пожалуй, тут нет никаких алгоритмов. Самое главное — задавать правильные вопросы. Давайте попробуем. Возьмем роман Люси Кристофер «Взаперти», который рассказывает о 16-летней Джемме: однажды её похищают в аэропорту Бангкока. Прочитав его, можно задать вопросы:

  • Почему героиня проникается сочувствием к похитителю?
  • Что её в нем привлекает?
  • Настолько ли ужасен Тай — её похититель?
  • Можно ли его назвать злым человеком?
  • Могут ли такие отношения быть здоровыми?
  • И как можно выйти из токсичных отношений?
  • Как Джемма относится к своим родителям?
  • Можно ли сказать, что она испытывает недостаток внимания и поэтому видит в похитителе друга?

Даже ответив на несколько вопросов, вы сможете понять, что роман Люси Кристофер не только о природе стокгольмского синдрома: он о том, что не бывает абсолютного добра и зла, о свободе воли, об эмоциональном насилии и отношениях в семье. Попробуйте так проанализировать книгу, которую читаете. Возможно, вам откроется что-то неожиданное.

О чем не стоит забывать

Ещё одна интересная штука, которую нужно держать в уме, это поиск культурных параллелей и кодов. Если вам кажется, что в истории проглядывают знакомые черты, то, возможно, вам вовсе не кажется. Возможно, автор зашифровал в своем романе известный сюжет — и это тоже может наполнить книгу новым смыслом. Так, роман Нила Геймана «Американские боги» на первый взгляд выглядит как захватывающее фэнтези. Но на самом деле это переосмысление известных скандинавских мифов.

Героя романа «Американские боги» зовут Мистер Среда. Те, кто знаком со скандинавской мифологией, сразу понимают, что это никто иной, как бог Один: ведь в мифологии Среда — это день Одина.

Чтобы замечать такие вещи, нужно пополнять свой культурный багаж — читать книги (и простые, и сложные), смотреть фильмы, слушать лекции и подкасты, расширять кругозор, быть открытым новому и не бояться задавать вопросы, если вдруг вы чего-то не знаете.

Чем больше вы будете узнавать, тем резче будет ваш фокус.

Вы начнете замечать больше важных деталей, будь то странное имя главного героя или любимая книга, которую то и дело читает героиня. Увидите взаимосвязи между историческим прошлым и настоящим, обнаружите «пасхалки», которые автор от души припрятал в тексте. Любая книга станет для вас в разы сильнее, глубже и ярче, а чтение превратится в еще более затягивающее чудесное занятие.