Надо ли человеку противостоять ущемлению своих прав? Казалось бы, ответ очевиден: да, конечно. А если этот человек – директор школы и его права нарушаются вышестоящими органами управления?

Витковский Анатолий Петрович, Блог Директория.Онлайн


Может, все же договориться?

Недавно мы опубликовали материал доктора экономических наук, магистра юриспруденции  Анатолия Вифлеемского, который рассказал о том, как районная прокуратура незаконно затребовала у отдела образования информацию по 11 пунктам, в том числе «списки малоимущих учащихся, находящихся на дистанционном обучении, и сведения об организации их образовательного процесса, в том числе сообщить, имеются ли у них средства связи для дистанционного обучения (предоставлена ли им компьютерная техника и интернет-связь)». Отдел образования переадресовал запрос школам, поставив руководителей школ в сложную ситуацию. Школы не могли полностью обеспечить детей интернетом и компьютерной техникой по причине отсутствия средств на закупку компьютеров и непроясненности юридических оснований передачи техники семьям. Но и не обеспечить тоже не могли.

Из руководителей школ района возмутился только один.

В конце публикации Анатолий Вифлеемский посоветовал директорам обратить внимание на профсоюз «Учитель» и в проблемных ситуациях обращаться за помощью в эту организацию.

Может ли помочь профсоюз директорам и в чем именно? Этот вопрос мы задали сопредседателю «Учителя» Всеволоду Луховицкому. Выяснилось, что да, прецеденты, когда «Учитель» помогал директорам, были и туда можно обратиться за помощью. При этом профсоюз не гарантирует, что он стопроцентно возьмется за дело. Услуги профсоюза бесплатны, в том числе услуги юриста, но ресурсы ограничены. Поэтому в первую очередь профсоюзная организация помогает учителям – членам профсоюза. Директора не могут войти в профсоюз учителей, но им тоже может быть оказана помощь, если это не потребует больших ресурсов или если их проблема затрагивает значимую для учителей и образования проблему. Как говорит Всеволод Луховицкий, «если, предположим, непрофильная структура, например МВД или ФСБ, незаконно потребует у школы какие-либо отчеты, а у директора из-за этого возникнут проблемы, мы, скорее всего, поддержим школьного руководителя». Есть у профсоюза и другие критерии важности проблемной ситуации. Информация о них содержится в статье Всеволода Луховицкого.

Примечательно, что когда эту статью оценивали директора – эксперты нашего издания, мнения разделились полярно. Не все думают, что в подобных ситуациях за свои права надо бороться. Некоторые руководители считают, что директору нельзя доводить дело до открытого противостояния с руководством и надзорными органами. Директор настолько бесправен и зависим от начальства, что найти повод расправиться с ним нетрудно. Даже если удастся отстоять свои права в конкретной ситуации, потом за эту победу придется расплачиваться. Поэтому надо настраиваться не на противостояние, а на согласие. Надо стараться договариваться.

Зомби-управление

Директор действительно находится в тотальной зависимости от вышестоящих инстанций.  Анатолий Вифлеемский характеризует сложившийся подход к управлению системой как «зомби-управление», направленное на подавление личности. Анатолий Борисович говорит о нем жестко, но, как заметил один из школьных руководителей, по сути все правда.

По Вифлеемскому, у «зомби-управления» три ключевых элемента. Первое. Взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны. Множество противоречащих друг другу законов, подзаконных актов, различных инструктивных писем и рекомендаций министерства просвещения и других органов власти невозможно исполнить в полном объеме.

Идет проверка. Фото с сайта

Второе. Уничтожение всякой личной автономии, в том числе субъектности руководителей образовательных учреждений, превращение их в винтики системы, которые могут быть в любой момент заменены (уволены) «надзирателями» — чиновниками. Непрерывный поток всевозможной отчетности, многочисленные мониторинги, постоянные, дублирующие друг друга запросы местных органов управления образованием заставляют администрацию школ и учителей вместо своих прямых обязанностей заниматься бессмысленным предоставлением информации «наверх».

И третье. Принцип «не сметь смотреть и думать». Сама мысль о сопротивлении начальству вызывает у педагогов страх, причем чиновники делают все больше и больше для того, чтобы этот страх был обоснованным. Директора школ находятся под постоянной угрозой увольнения за невыполнение любых указаний начальства. Для этого используется статья 278 Трудового кодекса РФ, согласно которой директора можно уволить без объяснения причин, а также срочные контракты, которые могут быть не продлены.

«Работайте, а если что..»

В ситуации, когда директора по множеству поводов можно прищучить, опасения любой конфронтации с руководством понятны. Но вот еще кейс – история из практики, рассказанная директором конкретной школы. К школе в селе Кириково (Красноярский край) присоединяют филиал. Теперь это «Бушуйская основная школа» – филиал МБОУ «Кириковская средняя школа». В здании филиала потолок просто висит и вот-вот обрушится на детей. Необходим ремонт. Где взять деньги?

Директор пишет письмо начальнику отдела образования, тот не отвечает. Директор продолжает писать, одно за другим отправил три письма. В итоге начальник предложил пойти к главе местной администрации. На встрече с главой директор говорит: «Безопаснее этот филиал закрыть и детей возить в ближайшую школу». Глава наотрез отказывается. Мол, в этом населенном пункте живет не одна сотня человек, «у меня выборы впереди, а ты что хочешь делать?! Школу закрыть? В ней 25 рабочих мест. Не будет такого! Работайте».

В итоге что получается? Главе эта школа вроде как нужна, но денег на ремонт глава не дает. Школа пусть работает, но если там потолок обрушится, кто сядет? Директор.

С точки зрения закона, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. То есть директору надо написать заведующему районного отдела образования и главе администрации об аварийном состоянии школы и указать, что это их ответственность, а не его. Тогда они обязаны будут отреагировать. Но это означает вступить в открытое противостояние с главой. Естественно, у директора возникает вопрос: как долго после этого я здесь проработаю? Идти наперекор начальству – большой риск. Но и мириться с угрозой жизни детей нельзя.

Школа – наше дело

Бороться за свои права или нет в конкретной ситуации, обращаться за помощью к кому-то или нет, каждый школьный руководитель решает сам. Мы хотим однозначно сказать одно: ситуация, когда директор абсолютно бесправен перед начальством и надзорными органами, ненормальна. Так жить нельзя. Нельзя человека увольнять без объяснения причин, для увольнения должна быть причина.

Ставя директора в бесправное положение, наши государственные мужи проявляют неуважение не только к нему как к профессионалу. Тем самым они проявляют неуважение к образованию и равнодушие к будущему страны.

Вот сейчас в школах вводятся ставки советников по воспитанию. Но что есть воспитание, как не трансляция ценностей? Ценности и нормы отношений передаются по цепочке от вышестоящего руководства к директору, от директора к педагогам, от педагога к детям. Если на какой-то стадии отношения искажены, деформируется вся цепочка.

Люди на верхних этажах власти прагматичны, они думают об интересах разных социальных групп, следят за отношением родителей к школьному образованию. Если родители не проявляют большого недовольства образованием, то и беспокоиться особо не о чем. Значит, все в образовании нормально. Вот только с молодежью где-то недорабатываем. А в чем недорабатываем? В сфере материального? Или – идеального?

Идеалы – не выдуманная химера. Стремление к идеалам заложено в сущности человека. Их наличие необходимо для возрастания юной души.

Юных может увлечь, например, идеал общественного служения, идеал высокообразованного, компетентного, уважаемого всеми профессионала. Но, если на место высоких идеалов предлагается сугубо материальный интерес «квалифицированного потребителя», образуется пустота. И пустоту заполняет то, что может ее заполнить, например, революционная романтика.

Мы не хотим революций, мы за эволюционное развитие, а оно должно на что-то опираться. Для развития необходимо уважительное отношение к профессионалам, прежде всего к профессионалам, работающим в сфере образования, – к директорам и учителям. Их права должны быть защищены. И это проблема не только директоров школ, это наша общая проблема.

Фрагмент главной страницы движения «Школа — наше дело». Фото с сайта

Кстати, Всеволод Луховицкий советует коллегам присмотреться к новому движению родителей и педагогов, которое так и называется «Школа – наше дело». Есть надежда на то, что приходит время солидарности, объединения и единения всех, кому небезразлично российское образование.