Исследователям непросто сравнить результативность онлайн-курсов в разных университетах: форматы работы, число студентов, метрики у всех отличаются. Как же в таком случае выявить лучшие практики? Команда учёных из Университета Флориды и Университета Северной Каролины решила выяснить, чем отличались лучшие в США университетские онлайн-курсы.

ЕКАТЕРИНА ЕРОХИНА, Обозреватель skillbox.ru


Что значит — лучшие курсы, как их выбрали? Очень просто: исследователи изучили списки наград за лучший дизайн онлайн-курса и преподавание онлайн, вручённых профессиональными ассоциациями США, и связались с победителями. На запрос учёных откликнулись восемь экспертов с опытом онлайн-преподавания от пяти лет. С ними провели глубинные интервью.

Преподаватели рассказали, какие именно элементы их курсов принесли победу в премиях и что отличает преподавателя-новичка от эксперта по онлайн-обучению. И хотя учёные общались с каждым экспертом по отдельности, по большей части их ответы совпадали. Вот какие пять главных условий хорошего онлайн-обучения можно в них выделить.

Условие 1. Курс содержит материалы из практики

Материал хорошего онлайн-курса не просто раскрывает тему, считают эксперты. В идеале курс соответствует интересам и будущей профессии студентов, а его материалы аутентичны — то есть не придуманы в обучающих целях, а взяты непосредственно из практики.

Студенты должны развиваться не как слушатели лекций с гипотетическими примерами, а как будущие профессионалы, способные решать реальные проблемы в своей сфере. Эксперты советуют использовать:

  • нарезки из свежих радиопрограмм по темам, близким к изучаемой, и их обсуждения на форуме курса;
  • интервью с представителями профессии и документальные видеозаписи — например, записи реальных судебных заседаний для студентов-юристов;
  • подкасты с экспертами по темам курса, демонстрирующие стиль мышления профессионалов и содержащие актуальные примеры.

Хорошая новость в том, что преподавателю не обязательно собирать все материалы самому. Иногда стоит предложить студентам кейс и дать задание отыскать по нему максимум информации.

Условие 2. Форматы материалов максимально разнообразны

Этот пункт следует из предыдущего. В большинстве сфер профессионалы обмениваются информацией в разных форматах, и студентам её тоже следует передавать в оригинальном виде.

Когда автор онлайн-курса готовит собственный контент, не стоит ограничиваться видеолекцией или текстовыми инструкциями. Помимо них есть ещё аудиоформат, изображения, различные интерактивные презентации и игры. Разнообразие помогает поддерживать внимание к теме и интерес студентов. Поверьте, они будут благодарны за внедрение новых форматов в однообразный процесс обучения. Один из экспертов-участников исследования рассказал, что получил «невероятные» отзывы, когда начал записывать свои лекции в новом на тот момент формате подкастов.

Условие 3. Студенты сами создают цифровой контент

Чтобы связать материал курса со своей жизнью и интересами, студентам важно не только потреблять предложенный контент, но и создавать свои материалы. Типы заданий могут быть разными: с заданным форматом или на выбор, индивидуальными и совместными, с синхронной командной работой и без неё.

Эти примеры эксперты привели как самые полезные для обучения виды студенческих работ:

  • истории в цифровых форматах (например, презентации) на темы, связанные одновременно с программой курса и с личным опытом студентов;
  • подкаст на две-три минуты с презентацией прочитанной статьи;
  • электронное учебное пособие по теме курса в виде веб-страницы;
  • аудиовизуальные презентации, которые комбинируют учебный материал и самостоятельно проведённые интервью с экспертами;
  • регулярные посты по теме курса в социальных сетях — информационные, с выражением своего отношения, со ссылками на новые материалы;
  • онлайн-дебаты.

Условие 4. Обучающиеся проходят оценку и размышляют о своём обучении

Все эксперты согласились, что студентам необходимо оценивать пройденный образовательный путь как с помощью проверочных заданий, так и самостоятельно. Им это помогает определить значимость обучения для себя, а преподавателю — оценить, достигнуты ли поставленные образовательные результаты.

В курсах экспертов, ставших участниками исследования, использовались различные виды тестов, письменных и мультимедиа-заданий, в которых студенты показывали, чему они научились. Но самое главное — после теста или сдачи работы (то есть после внешнего оценивания) обучающиеся сами должны были поразмышлять, что они узнали по теме, оценить свою работу и работы сокурсников.

Условие 5. Преподаватель открыто объясняет цель и механику курса

Эксперты считали, что премии им принесла в том числе и открытость. На протяжении всего курса они обозначали, как программа в целом и её отдельные модули связаны с профессиональной областью студентов. Также они объясняли цель каждой оцениваемой активности и причины выбора той или иной технологии для курса.

Условие 6. Курс постоянно совершенствуется

Все эксперты отметили, что хорошим становится курс, над которым постоянно работают. Узнать, что нужно улучшить, можно из разных источников:

  • На большинстве платформ студенты заполняют обязательные опросники по итогам обучения. Дополнительно эксперты проводили собственные опросы в середине или конце семестра. Они помогли выяснить отношение студентов к разным сторонам обучения.
  • Результаты тестов и экзаменов позволяют оценить, достигают ли студенты заявленных курсом образовательных результатов. Это важно для любого курса, но особенно важно для тех, что входят в состав больших программ: от того, насколько освоен материал курса, зависит, будет ли успешным дальнейшее обучение.
  • Некоторые эксперты регулярно предлагают коллегам-преподавателям оценить их курсы и выделить области для развития. Один из участников исследования отправляет созданные на курсе студенческие материалы на внешнюю оценку профильным экспертам.

Эксперта в онлайн-обучении от новичка отличает прежде всего опыт: он знает, что обычно срабатывает в онлайн-курсах по его дисциплине, а что нет.

Но ещё важнее, что эксперт не держится за неэффективные методики и технологии. Например, если в университетской системе управления учебным контентом недостаточно возможностей, чтобы сделать курс разнообразным, вовлекающим и полезным, эксперт будет подключать другие платформы. Если какой-то материал не помогает достичь ключевых для курса результатов, эксперт готов от него отказаться.

У новичка, скорее всего, ещё нет достаточных знаний и времени, чтобы вовремя обнаружить проблемы, увидеть, что какой-то приём не работает: он будет занят адаптацией своего курса к онлайн-среде. Поэтому на ранних этапах новички в онлайне нуждаются в поддержке: глубокая экспертиза в дисциплине не означает, что преподаватель легко перенесёт свои материалы в «цифру».