Использовать квест можно как в офлайн, так и в онлайн-обучении, чтобы закрепить знания не только быстро, но ещё и весело.

Елизавета Лобанова, методист, тимлид методической команды «Бизнес-школа» онлайн-университета Skillbox, skillbox.ru


Что такое разветвлённый квест

В классическом понимании разветвлённый квест — это текстовое повествование с нелинейным сюжетом и разными вариантами концовок. Его участник может влиять на развитие истории благодаря выбору, который он совершает за персонажа.

Такой вид сторителлинга придуман не вчера. Во многих странах ещё в 1960–1970-х годах стали выпускать интерактивные книги для детей и взрослых. Например, в США создали серию «Выбери себе приключение»: там по ходу повествования читатель делал выбор, в зависимости от него оказывался на той или иной странице книги и таким образом вместе с героем проходил через приключения. Концовок было несколько — счастливая, грустная и несколько тупиковых. Это стимулировало проходить игру много раз заново, открывая всё больше граней истории. В России тоже выпускают такие книги, где предлагается попробовать себя в роли знаменитого сыщика или первооткрывателя.

За книгами пришли визуальные и интерактивные новеллы — серьёзный жанр компьютерных игр. В качестве примера я рекомендую изучить российскую аниме-новеллу «Бесконечное лето». Её герой из середины нулевых случайно попадает в советский пионерский лагерь начала восьмидесятых. Задача игрока — совершать выбор за персонажа, вывести его из петли времени и помочь вернуться в привычную реальность, но это всего один из 13 вариантов концовок.

Ещё несколько интересных игр, которые познакомят с разветвлёнными квестами:

Такие квесты применяют и в образовательных процессах.

Зачем использовать квест в обучении

В этой сфере он решает сразу несколько задач:

Закрепляет поведенческие паттерны в безопасной среде. Если требуется сформировать у учащегося определённый сценарий поведения или усилить какие-то навыки (как бывает, например, на тренингах по продажам или разрешению конфликтов), то квест даст такую возможность. Проходя его и совершая определённые выборы, участник применяет теорию на практике. При этом ему не страшно ошибиться.

Один из самых известных примеров решения такой задачи — разветвлённый квест «Плохой коллега» от американского специалиста по интерактивному сторителлингу Анны Сабрамовиц. Игра представлена в виде комикса с видеовставками. Её цель — помочь главному герою противостоять надоедливой коллеге и в идеале переформатировать их отношения. Это учит игрока разрешать конфликтные или некомфортные ситуации на рабочем месте.

Погружает в контекст. Квесты отлично работают в случаях, когда нужно познакомить студентов с особенностями работы конкретной компании или погрузить их в совсем другой мир, будь то африканская пустыня или эпизод из военной истории. Разные ветки квеста, на которые игрок попадает, совершая тот или иной выбор, раскрывают ему особенности созданной нами вселенной — каждое новое ответвление сюжета позволит посмотреть на неё под другим углом.

Задачи, конечно, можно совместить. Например, если необходимо проработать навыки по международным переговорам, то квест одновременно будет и тренажёром по правилам деловой коммуникации, и поможет погрузить в контекст конкретной страны, познакомит с её культурными особенностями.

Интересный кейс в данном случае — квест «Знакомство с Хаджи Камалом», созданный для американских военных. Учащиеся выступали в роли советника лейтенанта армии США, которому нужно произвести хорошее впечатление на нового союзника — пуштунского лидера Хаджи Камала. Чтобы прийти к «верному» результату, приходилось применять межкультурные навыки и навыки переговоров (им обучали на теоретических занятиях).

Даёт быструю обратную связь. Концовка, к которой приходит учащийся по окончании учебного квеста, и есть его оценка — она может быть как хорошей, так и плохой. Обычно после завершения истории студент получает разбор каждого сделанного им выбора, а в случае неудачной концовки ему предлагается повторить теоретический материал, изучить какую-то тему или попробовать заново пройти квест.

Почему в образовательном квесте важен сторителлинг

Квест — это одна из форм диджитал-сторителлинга, а он, в свою очередь, помогает внедрить конструктивистский подход в онлайн-образовании. Такой инструмент, например, позволяет получать и закреплять знания через решение реальных проблем. А ещё помогает:

Упростить восприятие и запоминание сложного материала. С самого детства мы получаем большинство информации в виде историй — сказок, мифов, семейных рассказов. В начале XX века исследователи даже утверждали, что именно так приходят к нам все знания. Именно поэтому материал в виде связной истории запомнить гораздо проще, чем абстрактные теории: повествование помогает создать логические и понятные связи между различными предметными концепциями. Это подтверждают и учёные, отмечая, что каждая часть истории тянет за собой последующую так же, как и первые ноты любимой песни пробуждают воспоминания обо всей мелодии.

Внедрить активное обучение в курс. Квест поможет вовлечь в образовательный процесс и занять позицию практика даже тех, кто предпочитает молча слушать педагогов и однокурсников. Благодаря активному обучению студенты разовьют навыки мышления высшего порядка, в том числе научатся глубоко анализировать материал, создавать новый опыт на его основе и эффективно переносить теоретические знания на практику.

Мотивировать студентов. Онлайн-образование во многом построено на внутренней мотивации учащихся, но её часто не хватает, чтобы дойти до конца программы. Квест может послужить внешним стимулом: погружаясь в симуляцию реальной среды и совершая там определённые действия, студент, во-первых, понимает всю сложность применения полученных знаний, во-вторых, сам себя проверяет и сразу видит, где у него пробелы в теории. Это избавляет от заблуждения «Да я уже и так во всём разобрался, зачем мне дальше этот курс?». Если он ошибается на каких-то шагах квеста, это стимулирует продолжить обучение.

Как сделать образовательный разветвлённый квест

Шаг 1

Сформулируйте образовательные цели и задачи квеста, а также подберите платформу, которую будете использовать для его создания.

Есть несколько бесплатных вариантов, которые не потребуют привлечения дизайнеров или программистов:

  • Branch Track — проверенное приложение, но только с одной бесплатной попыткой. Позволяет создать визуальную схему диалога, выбрать фон и изображение персонажа.
  • Twine — полностью бесплатная программа, используется в основном для создания историй, но и квест здесь тоже можно сделать.
  • TextAdventure — ещё одна программа, которая позволит создать текстовый квест, дополнить его фото, звуками и видео.

Шаг 2

Определите, какие теории, фреймворки или концепции лягут в основу вашей образовательной составляющей. Это во многом зависит от вашей фантазии и воображения.

Например, учитель географии одной из школ Сиэтла Дэвид Хантер переложил стандартную программу своей дисциплины на сценарий зомби-апокалипсиса, фактически совместив два не похожих друг на друга фрейма. По сценарию ученикам нужно применять знания по предмету, чтобы подготовиться и пережить фантастическую катастрофу, а также восстановить мир после неё.

При этом важно помнить, что в основе любого развлекательного элемента и опыта должна лежать теория, пройденная обучающимися, только тогда квест будет действительно полезным.

Шаг 3

Проанализируйте вашу целевую аудиторию, ведь именно от неё зависят контекст, история и герои квеста. Повествование должно учитывать:

  • возраст обучающихся;
  • их интересы;
  • возможность ассоциировать себя с основным персонажем квеста.

Маленьких детей заинтересует, например, квест на основе сказки или мультика, школьников — покорение космического пространства. Взрослым куда понятнее будет приближенный к реальности опыт — от поиска работы до путешествий.

Шаг 4

Определитесь с идеей: придумайте историю, место и время действия, героев.

Разработчику квеста на этом этапе очень важно взаимодействовать с экспертом — автором курса или того модуля, по мотивам которого разрабатывается квест. Именно он поможет создать своеобразный «скелет» игры, сделать историю действительно образовательной и валидной. Так что определять контекст квеста и моменты, в которые игрок должен сделать выбор, следует совместно.

История обязательно должна относиться к тематике курса, а дальше есть два варианта:

  • Сохранить основной контекст. Предположим, вы создаёте курс по лидерским навыкам в корпоративной команде и не хотите дополнительных сложностей — тогда в разветвлённом квесте погрузите участника в обычную офисную работу со всеми её особенностями.
  • Создать новый контекст. В этом случае поведенческие паттерны используются в другой среде — допустим, вместо офиса учащийся виртуально оказываются на необитаемом острове, где произошло крушение самолёта, и ему надо применить лидерские навыки, чтобы помочь выжившим. Этот вариант будет одновременно и сложнее, и эффективнее первого, ведь новый контекст позволит иначе взглянуть на теорию.

Особое значение целевая аудитория имеет для выбора или создания образа главного героя. Учащиеся должны увидеть в нём себя, провести параллели и ассоциации с собственным опытом, только тогда они смогут прочувствовать историю и сопереживать происходящим событиям.

Шаг 5

Продумайте сюжет с ключевыми событиями и главную ветку квеста. Она служит основой всей конструкции, поэтому начинать лучше именно с неё. Упростить процесс создания основной истории поможет парадигма Сида Филда, то есть трёхактная структура повествования.

Парадигма Сида Филда. Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media

Шаг 6

Наполните сюжет дополнительными альтернативными ветками и продумайте разные концовки. Когда главная ветка квеста готова, надо наметить, где можно сделать «развилки» — то есть моменты выбора для учащегося. Они приведут к разным результатам и обеспечат «реиграбельность» квеста.

Структура квеста Hiring Journey. Изображение: предоставлено Е. Лобановой

Структура квеста Hiring Journey. Изображение: предоставлено Е. Лобановой

Как разработать ветки квеста:

  • Ветки нужно органично встраивать в историю, каждая новая сюжетная линия должна восприниматься как естественный ход событий.
  • Основной путь не должен быть средством для заполнения пробелов между моментами выбора, ведь в основе всего лежит интересное повествование. Если не учесть этого, то история получится безжизненной — в ней не будет лёгкости и органики.
  • Выбор, который мы предлагаем студенту, должен быть привязан к теории, которую он получил.
  • Если надо закрепить какие-либо поведенческие паттерны, то заложите в квест определённые критерии оценки: положительная концовка будет равна отличному результату, а, например, «тупики» или негативное окончание истории — плохой оценке.
  • «Хэппи-энд» обычно один, а вот тупиковых и плохих вариантов может быть много. При этом можно заложить и решения, которые дадут ученику возможность вернуться назад и пересмотреть свой выбор.
  • Если вы делаете свой первый квест, не стоит перегружать историю лишними ответвлениями — используйте максимум 4–6 веток, чтобы не запутаться.
  • Продумывайте длительность игры — она во многом зависит от вашего желания и сложности выбора. Соблюсти баланс здесь непросто, поэтому лучше ориентироваться на примерное время прохождения: для квеста в образовательном курсе 20–30 минут будет достаточно.

Шаг 7

Остаётся только техническая разработка, перенос подготовленного сценария на выбранную платформу — и квест готов!

Как использовать квест: пример из практики

Расскажу про разветвлённый квест, который я разработала для курса Skillbox «Перезагрузка карьеры». В его рамках студенты анализируют и переосмысливают свой карьерный путь, чтобы найти верный вектор развития, получить повышение или открыть для себя новые профессиональные направления. Курс включал своеобразный аудит карьеры, разработку решения по выходу из тупика и поиск новой работы. Всё это подразумевало глубокое изучение теории и серьёзную рефлексию, но нашим студентам не хватало практики, чтобы безопасно применить новые знания в деле.

Так и появился квест Hiring Jorney. Мы сделали его для модуля по подготовке к поиску работы и собеседованию — именно этот этап обычно вызывает больше всего трудностей. Учащимся предлагалось помочь персонажу по имени Илья — по сюжету он трудится в банковском секторе, столкнулся с карьерным потолком и теперь ищет работу мечты. Персонаж находился в такой же ситуации неопределённости, как и студенты курса, это помогало им включиться в процесс и сопереживать ему. Учащимся надо было давать герою советы на этапе поиска вакансий, выбрать наиболее перспективное предложение и применить свои знания бизнес-типологии DISC, чтобы Илья произвёл приятное впечатление на нанимателя.

Игра Hiring Journey. Изображения предоставлены Е. Лобановой

В процессе прохождения квеста участники применяли полученные знания и одновременно учились подбирать правильные инструменты для разных ситуаций. История завершалась либо предложением о работе для Ильи, либо отказом работодателя — тогда учащемуся предлагалось вернуться к теоретическому модулю, чтобы повторить пройденное. В конце квеста каждое принятое в процессе прохождения решение подробно разбиралось.

Разработка квеста — процесс трудоёмкий и небыстрый, но отзывы студентов стоили того. Участники курса с удовольствием проходили квест и писали в отзывах, что им было интересно попробовать и оценить себя в деле. Многие из них обнаружили, что применить знания не так легко, как казалось на первый взгляд. Но история мотивировала и тех, кто с первого раза сумел получить приглашение на работу для героя, и тех, кто попал в тупик. Когда студенты упирались в один из тупиковых ответов, быстро включался азарт, стремление прийти к верному результату и разобраться в той части теории, с применением которой возникли сложности.