Виктор Федорович Шаталов разработал свою систему обучения в начале 1970-х гг. Она нацелена на то, чтобы ученик понимал, помнил и применял свои знания в различных условиях.

Сайт педагога-исследователя


Особенности системы В.Ф Шаталова:

  • предельно понятное объяснение учебного материала на уроке: сначала развёрнутое изложение, а затем – свёртывание материал в логическую блок-схему (опорный плакат);
  • разделение на уроке слушания и записывания учениками;
  • опережающее рассмотрение теоретического материала, его закрепление и углублённое усвоение на основе использования блок-схем (опорных конспектов, плакатов, сигналов), в которых сжато и схематично отражена логика материала;
  • контроль знаний учащихся по блок-схемам; ученик должен по памяти нарисовать; опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала;
  • опора на традиционное («знаниевое») обучение (усвоение знаний не исключает развития мышления учащихся, но главным всё же является воспроизведение знаний);
  • создание в классе комфортной социально-психологической атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно;
  • оценивание каждого ученика на каждом уроке;
  • возможность ученика улучшить свой балл;
  • сотрудничество с учащимися и родителями.

Этапы обучения по системе В.Ф. Шаталова.

  1. Развернутое объяснение материала, создание блока ключевых вопросов. Важная роль отводится внешней форме подачи материала, которая должна быть эмоциональной и наглядной.
  2. Сжатое изложение того же материала по опорному плакату. На этом этапе происходит свёртывание учебного материала с помощью кратких записей, условных обозначений и изображения логических связей. Учитель предъявляет и поясняет опорный плакат.
  3. Изучение опорных сигналов учениками. Каждый ученик получает лист с опорными сигналами для индивидуальной работы.
  4. Домашняя работа учащихся с учебником и опорными сигналами.
  5. Воспроизведение учениками опорных сигналов на следующем уроке.
  6. Ответы учащихся по опорным сигналам
  7. Постоянное повторение изученного материала, углубление ранее усвоенных знаний. На этом этапе организуется взаимопомощь между одноклассниками, а также между старшими и младшими учениками.

Опорные сигналы – то, с чем часто ассоциируется у педагогов обучение по системе В.Ф. Шаталова. Сам Виктор Фёдорович не считает опорные сигналы главным элементом обучения. Его система включает в себя целый комплекс взаимосвязанных методик:

  • сверхмногократного повторения;
  • решения задач;
  • инспекции знаний;
  • оценивания учеников;
  • применения опорных сигналов;
  • снятия усталости учащихся с помощью физических упражнений.

Опорные сигналы выступают лишь средством, но средством многофункциональным, пронизывающим весь учебный процесс. Они применяются…

  • как средство наглядности и образец логического свёртывания большого объема информации при объяснении нового материала;
  • как дидактический материал для организации закрепления;
  • как средство организации домашней подготовки;
  • как памятки для повторения, обобщения и систематизации изученного;
  • как средство контроля;
  • как форма письменного ответа учащихся при контроле;
  • как средство обратной связи с родителями и т.д.

Основные требования к опорным сигналам:

  • лаконичность – максимальная краткость;
  • структурность – ясно видимые связи между всеми изображёнными на листе элементами;
  • наличие смысловых акцентов – в общей структуре должны быть выделены разнородные элементы, начало и конец логической цепочки, ключевое событие, главная причина и т.д.;
  • автономность – каждый лист опорных сигналов обладает смысловой завершённостью, соответствует определённой теме учебного материала;
  • ассоциативность и образность условных изображений;
  • доступность для воспроизведения от руки (опорные сигналы воспроизводятся детьми при проверке домашнего задания);
  • цветовая наглядность – использование разного цвета для расстановки смысловых акцентов.

Примеры опорных конспектов

  • Опорный конспект по физике.

  • Опорный конспект по стереометрии

  • Опорный конспект по астрономии.