Неблагодарное это занятие: пытаться понять, какую школу считают хорошей дети и взрослые. Зачастую даже у родителей школьников из одного класса встречаются столь полярные точки зрения, что затея найти и сформулировать общие взгляды на «хорошую школу» кажется безнадежной. Как, скажите на милость, объединить категорическое требование одних задавать их чадам на дом как можно меньше с настойчивыми пожеланиями других нагружать деток сложными и объемными заданиями? Понимая неоднозначность и даже противоречивость задачи, попробую все же вычленить во взглядах современных детей и родителей нечто общее, позволяющее утверждать: «Вот эта школа хорошая, а эта нет». Призываю пап, мам, бабушек и дедушек присоединяться и присылать свои соображения на этот счет.
Сергей Блинов, activityedu.ru. Кандидат технических наук. В прошлом – преподаватель, руководитель интернет-проектов. О себе: «Пишу о школьном образовании, опираясь на родительский опыт и здравый смысл».
Глубокое погружение
Для желающих погрузиться в обозначенную тему поглубже назову несколько статей, ранее опубликованных на портале ActivityEdu:
- По каким критериям оценивать эффективность деятельности школы
- Традиции советской школы или современный подход: где больше плюсов
- Факторы эффективной российской школы: ресурсы, учителя, климат
Замечу, что в последней статье из этого короткого списка содержатся не мнения детей и родителей, а результаты исследования: Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО подготовил брошюру об итогах PISA-2018, один из разделов которой посвящен развитию эффективной российской школы. Разумеется, хорошая и эффективная школа не всегда синонимы, но я не думаю, что найдутся люди, которые будут возражать против изложенных в брошюре факторов: учителей, характеризующихся уважительным и внимательным отношением к школьникам, или школьного климата, защищающего ученика от эмоционально-поведенческих проблем.
Разные приоритеты
Сложность и противоречивость задачи определения «хорошей школы» объяснить легко: слишком разные дети порой учатся в одной школе и даже в одном классе. Для какой-то семьи самым важным в образовательной организации является возможность глубокого изучения профильных предметов, поскольку уже давно сформулирована цель – выиграть олимпиаду или сдать ЕГЭ на высокие баллы, чтобы поступить в «университет мечты», в то время как для других родителей на первом месте не академические успехи, а комфорт ребенка и здоровая атмосфера в коллективе.
Знаю родителей и детей, которые готовы в течение двух последних школьных лет мириться с не самой здоровой атмосферой в образовательной организации, потому что, с их точки зрения, все компенсирует высокий уровень преподавания профильных предметов. | И наоборот, есть семьи, которые смирились со слабой подготовкой по отдельным предметам, поскольку, на их взгляд, все искупает почти семейная атмосфера в школе. |
Конечно, в идеале и школьный климат должен быть комфортный, и уровень образования высокий, и учителя внимательные и понимающие. Увы, так бывает не всегда, иначе нам не пришлось бы разбираться, что такое «хорошая школа».
Хорошая школа – это…
Ни для кого не секрет, что в нашем обществе сейчас преобладают негативные оценки и эмоции в отношении массовой школы. В сообществах, где обсуждают проблемы образования, можно встретить такие, например, формулировки: «Массовая школа в ее нынешнем состоянии – бессмысленное учреждение». Недавно встретилось совсем уничижительное определение – «передержка для занятых родителей».
Догадываюсь, что после публикации могу получить в комментариях многочисленные упреки и вопросы: «А зачем вы это пишете?» Прошу поверить, я настроен на конструктивное обсуждение. Считаю, очень важно понять, что и как нужно изменить, чтобы школы не удостаивались таких обидных характеристик. Мой вклад – это поиск, публикация и обсуждение тех черт образовательных организаций, которые делают их «хорошими» в глазах родителей и детей.
Назову некоторые характеристики, которые родители и дети приводят, когда заходит речь о приоритетах. Это, кстати, может быть как реально существующая образовательная организация, в которой учится ребенок, так и некий идеализированный образ.
Итак, «хорошая школа»:
- обеспечивает комфортную среду (дети говорят, что их не унижают, на них не кричат, они ощущают себя личностями);
- спокойно относится к бессмысленным по содержанию и беспощадным по форме многочисленным проверочным и диагностическим работам;
- создает условия для развития, общения и взаимодействия школьников друг с другом и с педагогами;
- не контролирует жестко посещение уроков, понимая, что для кого-то важнее олимпиады, а для кого-то – занятия с репетиторами;
- не считает, что самое важное для школы – это количество победителей олимпиад и 100-балльников ЕГЭ.
Пожалуй, отдельным пунктом нужно отметить нежелание родителей, чтобы их дети учились в классе, в котором один-два ребенка с девиантным поведением могут регулярно срывать уроки.
Отмечу еще раз, что жду от читателей соображения и комментарии, поскольку мой перечень сложно назвать исчерпывающим.
Согласие неизбежно
Уверен, уважаемые читатели, что вы обратили внимание на формулировку: не просто «хорошая школа», а хорошая именно «с точки зрения детей и родителей». И это ни в коем случае не противопоставление «детей и родителей» и «учителей», хотя накал обсуждений в социальных сетях позволяет утверждать, что разделение на два лагеря произошло.
Давайте попытаемся понизить градус противостояния. После обсуждения характеристик «хорошей школы с точки зрения детей и родителей» можно попробовать сформулировать, что представляет собой «хорошая школа с точки зрения учителей», а потом – всем вместе – попытаться понять, что эти две «хорошие школы» объединяет.
В родительском лагере присутствуют учителя, в учительском – родители, и этот факт, как мне кажется, уже сам по себе способствует не разъединению, а поиску компромисса. Убежден, стороны рано или поздно придут к согласию, другого варианта просто нет, в противном случае массовая школа как общественный институт перестанет существовать. Уверен, что этого не произойдет.
Оставить комментарий