Виктор Федорович Шаталов разработал свою систему обучения в начале 1970-х гг. Она нацелена на то, чтобы ученик понимал, помнил и применял свои знания в различных условиях.
Особенности системы В.Ф Шаталова:
- предельно понятное объяснение учебного материала на уроке: сначала развёрнутое изложение, а затем – свёртывание материал в логическую блок-схему (опорный плакат);
- разделение на уроке слушания и записывания учениками;
- опережающее рассмотрение теоретического материала, его закрепление и углублённое усвоение на основе использования блок-схем (опорных конспектов, плакатов, сигналов), в которых сжато и схематично отражена логика материала;
- контроль знаний учащихся по блок-схемам; ученик должен по памяти нарисовать; опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала;
- опора на традиционное («знаниевое») обучение (усвоение знаний не исключает развития мышления учащихся, но главным всё же является воспроизведение знаний);
- создание в классе комфортной социально-психологической атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно;
- оценивание каждого ученика на каждом уроке;
- возможность ученика улучшить свой балл;
- сотрудничество с учащимися и родителями.
Этапы обучения по системе В.Ф. Шаталова.
- Развернутое объяснение материала, создание блока ключевых вопросов. Важная роль отводится внешней форме подачи материала, которая должна быть эмоциональной и наглядной.
- Сжатое изложение того же материала по опорному плакату. На этом этапе происходит свёртывание учебного материала с помощью кратких записей, условных обозначений и изображения логических связей. Учитель предъявляет и поясняет опорный плакат.
- Изучение опорных сигналов учениками. Каждый ученик получает лист с опорными сигналами для индивидуальной работы.
- Домашняя работа учащихся с учебником и опорными сигналами.
- Воспроизведение учениками опорных сигналов на следующем уроке.
- Ответы учащихся по опорным сигналам
- Постоянное повторение изученного материала, углубление ранее усвоенных знаний. На этом этапе организуется взаимопомощь между одноклассниками, а также между старшими и младшими учениками.
Опорные сигналы – то, с чем часто ассоциируется у педагогов обучение по системе В.Ф. Шаталова. Сам Виктор Фёдорович не считает опорные сигналы главным элементом обучения. Его система включает в себя целый комплекс взаимосвязанных методик:
- сверхмногократного повторения;
- решения задач;
- инспекции знаний;
- оценивания учеников;
- применения опорных сигналов;
- снятия усталости учащихся с помощью физических упражнений.
Опорные сигналы выступают лишь средством, но средством многофункциональным, пронизывающим весь учебный процесс. Они применяются…
- как средство наглядности и образец логического свёртывания большого объема информации при объяснении нового материала;
- как дидактический материал для организации закрепления;
- как средство организации домашней подготовки;
- как памятки для повторения, обобщения и систематизации изученного;
- как средство контроля;
- как форма письменного ответа учащихся при контроле;
- как средство обратной связи с родителями и т.д.
Основные требования к опорным сигналам:
- лаконичность – максимальная краткость;
- структурность – ясно видимые связи между всеми изображёнными на листе элементами;
- наличие смысловых акцентов – в общей структуре должны быть выделены разнородные элементы, начало и конец логической цепочки, ключевое событие, главная причина и т.д.;
- автономность – каждый лист опорных сигналов обладает смысловой завершённостью, соответствует определённой теме учебного материала;
- ассоциативность и образность условных изображений;
- доступность для воспроизведения от руки (опорные сигналы воспроизводятся детьми при проверке домашнего задания);
- цветовая наглядность – использование разного цвета для расстановки смысловых акцентов.
Примеры опорных конспектов
- Опорный конспект по физике.
- Опорный конспект по стереометрии
- Опорный конспект по астрономии.
Оставить комментарий