Профессор Латвийского университета Занда Рубене: важно ли для поколения Миллениум образование?

Понятие Миллениум, либо, поколение Y, часто можно услышать в средствах массовой информации, приводятся разные исследования этого поколения и делаются выводы. Так кто же они такие, миллениалы? Каковы их ценности, интересы, желания? Чего они ждут от образования и рынка труда, и чего рынок труда и общество могут ожидать от них? Профессор ЛУ Занда Рубене познакомилась с этим поколением ближе, что особенно важно сейчас, когда ведутся дискуссии о том, какой должна быть система образования в Латвии.

Источник


Среднестатистический педагог в Латвии – представитель поколения Х

Поколение Миллениум — это люди, рожденные в период с 1982 по 2000 год. Характеризуя коротко, можно сказать, что это поколение, ценности, нужды, желания и интересы которого отличаются от предыдущих поколений. Почему, создавая политику образования, важно учитывать особенности миллениалов? Недавнее исследование OECD свидетельствует о том, что средний возраст педагогов в Латвии – от 40 до 60 лет. Это поколение Х, которое отличается от миллениалов. Поколение Х — это очень хорошие исполнители, люди, которые были рождены при стабильных обстоятельствах и не привыкли к переменам. Фактически, перемены пугают типичного представителя поколения Х и приводят к панике. А теперь представим, что среднеарифметическому представителю поколения Х нужно обучать полный класс или аудиторию с миллениалами.

60% считают, что они правы в любой ситуации

Миллениалы – это поколение технологий, которым очень важно их собственное «я». Исследователи отмечают, что представители этого поколения ленивые, выраженные нарциссы и ориентируются на свои права.  Так называемое «я, я, я поколение». В исследовании, проведенным Национальным институтом США (2015) пришли к выводу, что у миллениалов показатели нарциссизма в три раза выше, чем у людей, достигших 65-летнего возраста.  Также они одержимы славой, популярностью и желанием выставляться – 40% из них верят, что будут оценены как особенные и через каждые два года будут получать повышение по должности.  Они убеждены в своем превосходстве и правоте – 60% считают, что они правы в любой ситуации. Несмотря на то, что такая характеристика не выглядит лестной, эксперты единогласно убеждены в том, что миллениалы привнесут важный вклад в развитие общества.

В возрасте от 12 до 17 лет интернетом пользуются 100% детей

Еще одно значительное различие – поколение Х – пессимисты, в свою очередь поколение Y – оптимисты, которые негативно относятся к социальной иерархии. За поколением Миллениумследует, так называемое, поколение Z (рожденные с 2001 года по 2012) и поколение Альфа, либо, так называемые, цифровые малыши, рожденные позднее 2013 года. Миллениалы – самые заботливые родители, ну Вы подумайте, раз уж они такого высокого мнения о себе, какого же они мнения о своих детях?! Эти дети сталкиваются с чрезмерной опекой со стороны родителей, что приводит к так называемой наученной беспомощности. Плюс к этому, часть исследований отображают одержимость детей технологиями, например, данные свидетельствуют о том, что в возрасте от 12 до 17 лет интернетом пользуются 100% детей. Похожая ситуация наблюдается также в Сингапуре и Эстонии. Исследование, проведенное «Dardedze» в 2017 году, позволило заключить, что в возрасте от 4 до 8 лет экранные устройства каждый день используют 99% детей (79,4% больше часа в день, 16,7% больше 3 часов в день), в свою очередь в возрасте от 0 до 3 лет – 73,1% детей пользуется экранными устройствами (46,1% больше часа в день).

Учитывая характеристику этих поколений, становится понятно, почему за последние годы увеличилась пропасть между учителем и учеником, между дееспособностью родителей и детей, особенно в дошкольном возрасте и возрасте начальной школы. Это перекликается с актуальным сегодня вопросом о начале обучения в школе с шести лет, а именно, школы, какие они сейчас, не создавались с учетом желаний, нужд и интересов детей поколения Z и Альфа, поэтому на данный момент рано устанавливать возраст для обязательного начала обучения в школе с шести лет, важнее сохранить родителям право свободного выбора.

Лишь 40% считают, что образование определяет будущее человека

У миллениалов особое отношение к образованию – лишь 40% считают, что образование определяет будущее человека. Несмотря на то, что в целом образование важно для этого поколения, акцент ставится на компетенциях, которые можно использовать в реальной жизни. Диплом о высшем образовании не критерий хорошего профессионала, намного важнее навыки социального общения, способность реагировать на изменения и создавать инновации.  Миллениалы очень ценят материальные возможности, которые обеспечивает образование, однако не мотивированы создавать накопления на жилье или мистическое будущее, они предпочитают наслаждаться жизнью в настоящем.

Долой социальные иерархии

Как я уже упоминала, миллениалов характеризует также отказ от социальной иерархии, меняется также значение должностей и титулов, возрастает неприязнь к любой форме социальной дискриминации. Представители поколения Y не мотивированы приобретать роскошное имущество или брать на себя крупные финансовые обязательства, что соответственно означает уменьшение потребительского общества. Также поколение Y может характеризовать, так называемый, синдром Питера Пена, либо нежелание взрослеть. Эти молодые люди откладывают достижение стандартов взрослой жизни – приобретение жилья, создание семьи и др., вместо этого продлевая молодежный период жизни. Также ощущение стабильности, столь важное для поколения Х, уже не имеет такого значения – регулярная смена места жительства, страны или работы воспринимается, как норма.

Поколение, которое сомневается и ищет информацию

Рассмотрев лишь некоторые характерные черты, становится понятно, что миллениалы – это совершенно другое поколение, и в последующих поколениях —  Z и Альфа – отличий становится все больше, поэтому, если не изменить подход, пропасть между поколениями будет только увеличиваться. Не нужно ждать, что миллениалы, и их дети изменятся – путь к этим поколениям через их интересы, поэтому нужно изменить подход, в том числе и в отрасли образования. Миллениалы и их дети это уже не то поколение, котоое, сидя за школьной партой беспрекословно будет выполнять задания учителей. Они будут подвергать сомнению, задавать вопросы, просить аргументировать, почему они должны учить именно это, а не что-то другое. Они умеют искать информацию намного быстрее и эффективнее, чем представители поколения Х, для миллениалов не существует языковых барьеров, поэтому пространство и форма обучения должны быть приспособленными.

Лекцию о поколении миллениалов в этом году была возможность прослушать в девяти школах для национальных меньшинств по всей Латвии, и в дальнейшем Независимое образовательное общество будет стараться предоставлять учителям возможность ознакомиться с новостями в области науки, делясь знаниями членов своей организации и приглашая также экспертов.