Помощник президента России Андрей Фурсенко и ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко помогли ученикам «Сириуса» провести журналистское расследование. Приводим результаты.

Вести образования, 30.10.2018


В октябре участники направления «Литературное творчество» изучали современные образовательные тренды. Геймификация и когнитивные технологии в образовании, edutainment, E-learning, blended learning – пять команд исследовали эти явления с максимально разных сторон, чтобы ответить на главный вопрос: что из себя представляет школа будущего? Разобраться в трендах школьникам помогали приглашенные эксперты.

На одной из таких встреч в Научном клубе «Сириуса» ребята обсудили с ректором Московского городского педагогического университета Игорем Реморенко, как сегодня эти пять образовательных направлений присутствуют в школах и вузах, помогают они или мешают. Каждая группа подготовила для ректора МГПУ вопросы по своему направлению.

1. Онлайн-обучение вытеснит часть учителей с их рабочих мест, но не линейно

Часть учителей сегодня находят себе применение в тех практиках, которые не имеют отношения к системе образования, но связаны с этой сферой. Например, парки, где дети играют в разные профессии. Кто работает с ними в этих парках? Педагоги.

Часть педагогов переквалифицируется в тьюторов, которые помогают во всех образовательных ресурсах сориентироваться и найти нужное.

Еще один пример – банк. Вы заходите, и к вам обязательно подходит консультант, который предлагает помощь, учит пользоваться банкоматом. Это тоже профессия, которая активно эксплуатирует навыки педагога (Игорь Реморенко).

2. Результат образования – не то, что вы запомнили, а то, что вы научились делать

С появлением новых форм начался дискурс о новых результатах образования. Обсуждают, что результат образования – не то, что вы запомнили, а то, что вы научились делать. Например, выражать свою позицию, аргументировать, подбирать нужный материал для аргументации, кооперироваться.

Измерители под этот новый результат начали формироваться недавно. Строго говоря, оценка компетенций как технология начала появляться в 30-х годах XIX века в армии.

В начале 2000-х годов Андреас Шляйхер придумал единственную на данный момент общемировую программу сравнения, как школьники умеют применять знания.

Это задачи, которые даются ученикам в разных странах, и потом сравниваются результаты.

Идеальной методологии для построения таких задач сейчас нет. Это новый инструментарий, он только начинает применяться (Игорь Реморенко).

3. Необходимо вводить новые форматы образования

То, что российские школьники сегодня выступают на олимпиадах достойно, не значит, что нам не надо двигаться вперед и развивать нашу научную и образовательную среду, не надо создавать условия для еще больших успехов.

Я точно уверен: изучать, прорабатывать прогрессивные методы и практики, а главное, внедрять их необходимо.

Мы должны менять и развивать систему образования для того, чтобы быть лидерами в стране и мире по развитию новой науки, новых технологий, новой экономики.

А этого можно добиться только с помощью правильной системы образования (Андрей Фурсенко).

4. Дистанционная форма образования – формат не для всех

В прошлом году я так же общался со студентами, выпускниками «Сириуса». Спросил их тогда: «Как вы думаете, стоит ли нашим вузам перейти на совершенно другую систему образования, например, дистанционную? […] Мне ответили: «Наверно, не стоит». «Почему?» – удивился я. – «Такой формат не для всех. Это прежде всего полная ответственность за образование, которое ты получаешь. Иногда тяжело себя заставлять. Наверно, все же должна остаться система устоявшаяся, от которой никуда не денешься», – ответили мне ребята.

  • От специалистов центра ДО: очень поверхностное мнение, которое показывает слабое знакомство с дистанционными образовательными технологиями. Или хорошее знакомство, но с дистантом, который плохо организован. Потому что хорошо организованное дистанционное обучение контролирует студента куда жестче и лучше, чем самый строгий преподаватель.

То есть, понимаете, каждому свое. Кому-то проще нести за себя ответственность, приходя каждый день на пары, кому-то – учиться самостоятельно, работать над собой.

Но верно одно: вы сами должны хотеть учиться, быть решительными, постоянно узнавать новое и развиваться в самых разных областях.

А при помощи каких методов – исключительно ваш выбор (Андрей Фурсенко).

5. Gap year (год перерыва) – вопрос индивидуальный

Во-первых, у нас нет такой традиции, и, конечно, с одной стороны, это большие потери. С другой стороны, если вы уверены в себе, если считаете, что за это время найдете себя, наберетесь опыта и только укрепитесь в своем решении поступать в вуз, то почему нет.

Я видел как успешные случаи, так и не очень. Это вопрос очень индивидуальный.

Я бы не стал принципиально исключать возможность gap year, но и не стал бы его активно советовать абитуриентам (Андрей Фурсенко).

6. Россия занимает сегодня неплохие позиции и по многим направлениям – лидер

Вы обо всех этих изменениях слышали. Во-первых, в лучшую сторону изменились условия обучения в школах. Я, начиная с 2004 года, объехал почти все регионы России и могу сказать, что школы стали другими.

То, что было 10–15 лет назад, и то, что мы наблюдаем сегодня, – разные вещи.

Во-вторых, мы выстроили справедливую систему итоговой аттестации, которая позволяет поступать в ведущие вузы. Если говорить об изменениях дальше, то они коснулись всей системы образования: мы стали учить иначе, с помощью уникальных педагогических методик и практик.

Система образования должна активно развиваться, в этом смысле наша страна занимает сегодня неплохие позиции, и по многим направлениям мы выступаем лидерами (Андрей Фурсенко).