Индийский ученый и просветитель Сугата Митра провел серию простых экспериментов по всему миру, оставляя на какой-то период времени детей наедине с компьютером. Результаты были удивительны: например, тамильские школьники выучили английский и разобрались самостоятельно в основах биотехнологий. T&P публикуют расшифровку вдохновляющей речи индийского просветителя на TED.

theoryandpractice.ru, Dina Baty, 


Приведу очевидное высказывание, от которого я отталкивался 12 лет назад, когда начал работать в развивающихся странах. Если вы представите карту своей страны или любого другого государства, то сможете выделить некоторые места и сказать: «Сюда хорошие учителя не поедут». Более того, окажется, что это именно те места, где часто возникают проблемы. У нас вырисовывается ироничная проблема: учителя не желают ехать именно туда, где они больше всего нужны.

В 1999 году я попытался найти решение этой проблемы с помощью простого эксперимента, который провел в Нью-Дели. Я встроил компьютер в стену одного из домов в трущобах города. Дети там едва ли ходили в школу, они не знали английский и никогда до этого не видели компьютер, не представляли, что такое интернет. Я подключил устройство к высокоскоростному интернету, расположил его на уровне одного метра над землей и ушел. После этого мы заметили две интересные вещи. Я повторил этот эксперимент в Индии и во многих других странах и пришел к выводу, что дети учатся делать то, что они хотят делать.

«Образование — это самоорганизующаяся система, в которой обучение — стихийный феномен. Миллиард детей, которым нужны 180 миллиардов долларов и десять лет. Мы можем все изменить»

Это наш первый эксперимент — 8-летний мальчик учит свою 6-летнюю сестру, как пользоваться интернетом. Вот другой мальчик из штата Раджастан, Центральная Индия, вместе с другими ребятами записал музыку собственного сочинения и проигрывает ее друзьям. Дети получают удовольствие от процесса. Они сделали это все за четыре часа, которые прошли с того момента, как впервые увидели компьютер. В конце концов мы пришли к выводу, что дети в группах могут самостоятельно научиться пользоваться компьютером, независимо от того, кто они и где они находятся.

После этого я стал немного амбициознее и решил узнать, что еще дети могут сделать с помощью компьютера. Мы начали новый эксперимент в индийском городе Хайдарабаде, где я собрал группу детей, которые говорили по-английски с сильным телугуйским акцентом. Я дал им компьютер с такой программой, которая преобразовывает речь в печатный текст, которую сейчас Windows предоставляет бесплатно. Я попросил детей рассказать о чем-то, а компьютер все записывал абракадаброй, так что они наконец возмутились: «Эй, он вообще не понимает наших слов!» Тогда я ответил: «Хорошо, я оставлю компьютер здесь на два месяца. Сделайте так, чтобы компьютер вас понимал». Они спросили: «Но как?» А я сказал, что не знаю, и уехал.

Через два месяца благодаря этой программе акцент у детей почти полностью пропал и они разговаривали на идеальном английском — этот факт задокументирован в журнале Information Technologies & International Development. Этому они научились самостоятельно. Затем я начал экспериментировать с другими вещами, которым они могли бы выучиться самостоятельно.

Как-то мне позвонил из Коломбо Артур Чарльз Кларк и сказал: «Я хочу понять, что происходит». Так как он не мог путешествовать, я отправился к нему. Он сказал две интересные вещи: «Учитель, который может быть заменен машиной, должен быть ею заменен». И еще: «Если у детей возникает интерес, начинается образование». Я начал понимать это на практике и каждый раз, наблюдая это, вспоминаю о нем.

«И тогда руку подняла 12-летняя девочка и произнесла буквально следующее: “Кроме того, что неправильное воспроизведение молекулы ДНК приводит к генетическим заболеваниям, мы ничего не поняли”»

Я провел эксперимент в Южной Африке. Я спросил 15-летнего мальчика: «Ты посылаешь письма по электронной почте?» А он ответил: «Да, они перепрыгивают через океан». Это Камбоджа, захолустье страны, и вот мы предоставляем шанс поиграть в простую арифметическую игру, в которую ни один ребенок не будет играть дома или в школе, потому что «это слишком скучно». Но если вы оставите эту игру на уличном компьютере, а сами уйдете, то дети начнут выпендриваться друг перед другом — кто на что горазд.

В течение двух лет дети по всей Индии научились гуглить домашние работы. В результате учителя отметили значительные улучшения в их английском языке, они начали говорить, что школьники «стали по-настоящему глубоко мыслить» и так далее. Это на самом деле так. Я хочу сказать — если вся эта информация есть в Google, то зачем им держать ее у себя в голове? Спустя четыре года после начала проекта я осознал, что многие дети могут использовать интернет в образовательных целях.

Тогда в Newcastle University поступила большая сумма денег на улучшение образования в Индии. Мне позвонили, я сказал, что буду работать в Дели, на что мне ответили, что я не смогу справиться с миллионом фунтов университетских денег, сидя в Дели. Итак, в 2006 году мне пришлось купить теплое пальто и приехать в Ньюкасл. Первый эксперимент, который я там провел, был на самом деле воплощен в Индии. Я поставил перед собой невозможную цель: сделать так, чтобы тамильские 12-летние дети из индийской деревни самостоятельно изучили биотехнологии на английском. Я был уверен, что дам им тест, они получат ноль, потом оставлю им материалы, вернусь через какое-то время, и они снова получат ноль — и тогда я смогу сказать: «Для некоторых предметов все-таки нужны учителя».

Я собрал 26 детей и сказал, что в компьютере содержится очень сложная информация, и я не удивлюсь, если вы ничего не поймете. Предупредил, что все на английском, и уехал. Я вернулся через два месяца, снова всех собрал, дети были очень тихими. Я спросил: «Ну как, вы смотрели материалы?», они сказали: «Да, смотрели». «Вы что-нибудь поняли?» — «Нет, ничего». Тогда я спросил: «А как долго вы практиковались, прежде чем осознали, что совсем ничего не понимаете?» Они сказали, что каждый день. Тогда я снова спросил: «Итак, вы два месяца смотрели эти материалы и ничего не поняли?» И тогда руку подняла 12-летняя девочка и произнесла буквально следующее: «Кроме того, что неправильное воспроизведение молекулы ДНК приводит к генетическим заболеваниям, мы ничего не поняли».

«Сейчас я работаю над конструированием СОУП — самоорганизованного учебного пространства. Мебель спроектирована так, что дети могут группами сидеть перед большими мощными компьютерами с доступом в интернет»

Описание этого эксперимента было опубликовано в British Journal of Educational Technology. Один из рецензентов потом написал, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Отзыв не из приятных. Тем не менее одна девочка выучилась на учителя. Не забывайте, они не знают английского: когда я спросил у девочки, где находится нейрон, она начала тыкать пальцем в голову.

Итак, баллы подопытных поднялись с нуля до тридцати, что на самом деле образовательный нонсенс, учитывая все обстоятельства. Но 30% — это не проходной балл. Поэтому я обратился к их взрослой подруге, бухгалтеру, которая с ними играла в футбол. Я попросил ее: «Сможешь ли ты обучить их биотехнологиям, чтобы они достигли проходного балла?», а она спросила: «Но как? Я не знаю этот предмет». И я ответил: «Ну, ты просто стой позади и все время ими восхищайся». Надо просто говорить им: «Класс! Фантастика! Что это? Можешь повторить? Можешь показать еще что-нибудь?» Она делала это в течение двух месяцев. Их баллы поднялись до пятидесяти — столько же получают ученики профессиональных педагогов биотехнологий.

Я вернулся с этими результатами в Ньюкасл и осознал, что начинает вырисовываться нечто серьезное. Проэкспериментировав во всевозможных удаленных местах, я забрался в самый дальний уголок — в Гейтсхед, который находится в 500 километрах от Дели. Я собрал 32 детей и начал отрабатывать свой метод. Я сказал им: «Разбейтесь на группы по четыре. Каждая группа может использовать один компьютер, а не четыре. Вы можете меняться группами, переходить из одной в другую, если вам ваша не нравится. Вы можете подойти к чужой группе, подглядеть, что они делают, вернуться к своей и потом заявить, что это была ваша работа». Я им объяснил, что многие научные исследования проводятся именно так.

Дети с энтузиазмом меня окружили и спросили: «Что вы хотите, чтобы мы сделали?» Я задал им 6 вопросов из экзаменов на получение аттестата об общем среднем образовании. Первая группа — лучшая — решила все за 20 минут. Худшая справилась за 45. Они использовали все, что знали: новостные сайты, Google, Википедию, поисковую систему Ask.com. Учителя спросили: «Разве это серьезное обучение?», а я ответил: «Давайте сделаем так. Я вернусь через два месяца. Мы раздадим детям бумажные тесты, запретим пользоваться компьютером, переговариваться и так далее». Средний балл за тест, решенный группами с помощью компьютеров, был 76%. Когда я провел эксперимент спустя два месяца, результат был тот же — 76%. Подозреваю, у них сработала фотографическая память, потому что раньше они обсуждали ответы друг с другом. Один ребенок с отдельным компьютером так бы не смог. Дальнейшие результаты почти невероятны, так как оценки со временем поднялись, потому что, как рассказали учителя, после того как эксперимент закончился, дети продолжали гуглить.

После эксперимента в Куппаме я обратился к британским бабушкам. Ну, вы знаете, какие они активные эти британские бабушки. Двести из них немедленно записались добровольцами. Мы договорились, что они раз в неделю будут отдавать мне час своего времени, который проводят сидя дома за интернетом. Они так и сделали, и в следующие два года по скайпу прошло около 600 часов уроков от, как говорят мои студенты, «бабушек на облаке».

Вернемся в Гейтсхед. Десятилетняя девочка познает всю суть индуизма за 15 минут. По правде, я сам о нем ничего не знаю. Двое детей смотрят TED-talk. Раньше они хотели быть футболистами. После просмотра TED-talk они хотят стать Леонардо да Винчи.

Сейчас я работаю над конструированием СОУП — самоорганизованного учебного пространства. Мебель спроектирована так, что дети могут группами сидеть перед большими мощными компьютерами с доступом в интернет. Если они хотят, они могут вызвать «бабушку на облаке».

Итак, как далеко мы можем зайти? Я приехал в Турин в мае. Я отослал всех учителей от моей группы 10-летних детей. Я говорю только на английском, они — только на итальянском, так что мы никак не можем общаться. Я начал записывать вопросы по-английски на доске. Они перепечатали их в Google, перевели на итальянский, вернулись в итальянский Google. Этот вопрос занял у них 15 минут. На следующий вопрос — «Где находится Калькутта?» — они нашли ответ за 10 минут. Я попробовал тогда очень сложный запрос: «Кто такой Пифогар и что он сделал?» Они сказали: «Вы написали неправильно! Надо — Пифагор», и через 20 минут на их экранах появились прямоугольные треугольники. У меня даже мурашки побежали. Им всего 10 лет. В следующие полчаса они доберутся до теории относительности, что дальше?

Знаете, что произошло? Я думаю, мы только что натолкнулись на самоорганизующуюся систему. Ее структура возникает без явного внешнего вмешательства. Самоорганизующиеся системы всегда непредсказуемы, они начинают делать такое, для чего не были задуманы. Поэтому мы так реагируем, ведь это кажется невозможным. Думаю, могу сейчас выдвинуть такой тезис: образование — это самоорганизующаяся система, в которой обучение — стихийный феномен. Мне понадобится несколько лет на экспериментальное доказательство, но я попробую. Между тем, есть доступный метод. Миллиард детей, которым нужны сто миллионов посредников (нас на планете гораздо больше), 10 миллионов СОУПов, 180 миллиардов долларов и десять лет. Мы можем все изменить.