Во время подготовки заметки о сравнении результатов России и Израиля на Международных математических олимпиадах загорелся идеей посмотреть на результаты международных олимпиад 2018 года и по остальным предметам. Небольшие сюжеты на ТВ в середине 2018 позволяли предполагать, что результаты были в целом положительные. Сообщалось об успехе, о медалях, радостные лица возвращающихся участников. Но были и некоторые сомнения. Почему сомневался, как проверил и почему был шокирован — читайте ниже.

От авторов сайта: а мы дополнили публикацию автора своими комментариями и своей интерактивной инфографикой. Если она вам понравилась, гляньте сюда.

MVLad, smart-lab.ru

Заставка взята из публикации Лучшие в мире: что нужно знать о московских школьниках — победителях международных олимпиад 2018 года.


Дело в том, что золотые, серебряные и бронзовые медали на международных предметных олимпиадах школьников вручаются не так как на спортивных олимпиадах. Медали здесь получают не только три лучших (среди всех) участника, а все участники соревнований, кто наберет не менее определённого количества баллов. Соответственно, те, кто не выполняет норматива хотя бы на бронзовую медаль, остаются без наград. Именно поэтому было сомнение: а вдруг все наши сборные и правда привезли личные медали, но бОльшая часть участников сборных осталась без них? А государственное ТВ, ну может же такое быть, просто выпятило в коротеньких репортажах именно медалистов. А вдруг на этих олимпиадах порог для получения медали низкий был и их всем «раздали»… Ну и так далее. Полез рыскать по англоязычным официальным сайтам олимпиад и вот что выяснил.

Олимпиада по математике. Сборные имеют право выставить по 6 участников. Результат РФ — 5 золотых медалей, 1 серебряная. Результат блестящий! Предположение о «раздаче» медалей «чтоб никто не обиделся» не подтвердилось. 31 сборная не получила вообще ни единой медали, даже бронзовой. Но и многие «топовые» сборные имели в своих рядах безмедальных участников. По пять золотых медалистов вообще имели только США и РФ. Сборная РФ: Крымский, Герасименко, Абдрахманов, Лучинин, Петров, Рябов.

Олимпиада по химии. Сборные имеют право выставить по 4 участника. Результат РФ — 2 золотые медали, 2 серебряные. Даже ни одной бронзы! Число «безмедальных» участников из других сборных превышает сотню! Наши ребята: Бардонов, Кобелев, Коноплев, Матвеев.

Олимпиада по биологии. В отличие от математики и физики (ВПК, космос — акценты понятны) биология никогда не была особенно то «нашей темой». Традиционно скорее «британская» тема. Сборные имеют право выставить по 4 участника. Результат РФ — 3 золотые медали, 1 серебряная. Как у Великобритании. Просто фантастика, если честно. При том, что в других предметах РФ их как делала, так и делает. В других сборных 97 «безмедальных». Больше того, в 2018 золотой норматив во всех сборных мира, вместе взятых, выполнили лишь 29 человек. Из них трое — россияне! Наша сборная: Пустовид, Гараев, Афонин, Ярутич.

Олимпиада по физике. Сборные имеют право выставить по 5 участников. Результат РФ — 4 золотые медали, 1 серебряная. Без комментариев. Хотя нет, вот комментарий: физика — русская тема. Была, есть и будет. Молодцы, ребята: Бобков, Кузнецов, Цапаев, Шишкин, Яковлев.

Олимпиада по информатике. Сборные имеют право выставить по 4 участника. Результат РФ — 2 золотые медали, 2 серебряные. У кого-то еще есть вопросы, откуда «русские хакеры» берутся? Наши медалисты: Рахматуллин, Романов, Лифарь, Анопренко. А в других сборных 160 с лишним человек до бронзы не добрались.

Олимпиада по астрономии и астрофизике. К небу и звездам наших людей всегда тянуло. Сборные имеют право выставить по 5 участников. России в виде исключения (причину не выяснил) единственной дали право выставить 2 сборные — основную и «гостевую». Результат основной сборной РФ — 4 золота, 1 серебро. Космос — наш, наши — космос. Что тут вообще можно сказать? Долгов, Архипов, Цапаев, Старостин, Гасымов.

Олимпиада по географии. Как выпускнику географака особенно любопытно. Сборные имеют право выставить по 4 участника. Результат РФ — золото, серебро и две бронзы. Это 6 место по очкам и 7 место по медалям. Так вот, внимание, этот результат (мировой ТОП-7) — это ХУДШИЙ результат среди российских результатов по олимпиадам 2018 года! Наши ребята: Богданова, Боголюбский, Коспанов, Селюгин.

ИТОГ. Честно? Приятный шок. Результаты в целом по всем перечисленным олимпиадам — средние. Средние между «превосходно» и «фантастика». Все участники по всем предметам — медалисты! Как это вообще?! А среди медалей преобладающее — золото. А ведь эти ребята даже начинали учиться уже в давно не советской школе. То есть они в первый класс-то пошли в конце 2000-ых! Это же в химически чистом виде «путинское поколение», «жертвы ЕГЭ», «квалифицированные потребители».


Комментарии центра ДО: нам приведенные данные показались недостаточными — просто потому, что они показывают, как выступили российские школьники, но не показывают, как выступили остальные. Мы прошлись по представленным ссылкам, скачали данные о результатах олимпиад и после небольшой обработки свели их в таблицу, которая показывает рейтинги сборных стран. Потом превратили эту таблицу в интерактивную инфографику с помощью сервиса Инфограм:

И вот что мы, знакомые с обучением не понаслышке, думаем по этому поводу.

Когда катят бочку на современное образование, то ее катят не туда. Сейчас есть и методики лучше, и возможностей отстоять свое мнение у обучающихся больше больше, а уж о визуализации, презентациях и коммуникациях и говорить не приходится. Многолетние размышления о том, почему сейчас эти инструменты работают куда хуже, чем в советское время, привели к простому выводу: в советском образовании постоянно шел очень жесткий отбор. Учителя в классе ориентировались на средних и при первой же возможности — на лучших. В институте тоже. Если парень не поступал в институт — он шел в армию, и это было для него очень неплохой мотивацией. Институтов было куда меньше, и попасть в них надо было заслужить. Лучшее распределение получали лучшие (кумовство не было таким уж довлеющим). И т.д.

Основное, что изменилось, — это переориентация на худших, чтобы всех вытащить, чтобы никто (не дай бог!) не пожаловался, чтобы уменьшить отсев.

Вот и выбирайте: или ориентация на лучших, или чтобы все были довольны.

А преподаватели, которые готовят лучших к олимпиадам, по-прежнему получают лучших в мире.

Приводим картограмму подготовки участников международных олимпиад:

Вопрос на засыпку: что на этой картограмме не так? И что сделать, чтобы она стала радикально информативнее?