22 октября 2020 в Facebook появился пост Юрия Строфилова об обучении его сына в онлайн школе Фохфорд. Пост показался нам весьма поучительным, и мы размещаем его у себя со своими комментариями.


В марте этого года (2020), когда перестали летать самолеты [из-за ограничений по коронавирусу], заперев меня в Португалии, я написал в Фейсбуке текст о том, что дождаться конца эпидемии и вернуться к прежней жизни не получится. Прежней жизни больше не будет почти нигде. Я предположил тогда, что большие перемены коснутся школ и традиционное образование в российском исполнении умрет. В комментариях мне писали, что это бред, указывая на то, что школа — это социальный институт, что нельзя получить гармонично развитую личность, глядя на говорящие головы в телевизоре. Я внимательно прочитал все аргументы, забрал документы из нашей школы и организовал обучение своего сына в онлайн школе Фохфорд.

Рассказываю про кризис российской школы. Где средняя российская школа берет преподавателей и сколько им платит? Платит мало, брать талантливых ребят им негде. Поэтому математика превращается в зубрежку таблицы умножения, история в заучивание дат, английский в запоминание слов. Для того, чтобы объяснить концепции и конструкции, их нужно понимать самому.  В нашей школе сын тратил все свое время не на освоение принципов, а на получение правильного ответа на стандартный вопрос стандартного учителя. Так получаются люди, которые сдают ЕГЭ на пятерки, так получаются водители, которые отлично сдают выпускные экзамены в автошколе.

Фоксофорд угадала с ценой обучения. 11 тысяч в месяц. Школа получила много учеников и, видимо, много денег. Это позволило забрать лучших преподавателей из обычных школ. В итоге в обычных школах талантливых преподавателей стало меньше, а в онлайн школах больше.

Автор поста живет в Санкт-Петербурге. Для большинства небольших городов и тем более деревень и сел 11 тысяч рублей в месяц – неподъемная сумма. Но она должна стать со временем заметно меньше.

Я иногда с удовольствием слушаю лекции вместе с сыном. Это, кстати, еще одно преимущество онлайн образования. Я в курсе, что происходит. Школа перестала быть черным ящиком, куда я отправляю сына утром и откуда забираю вечером. Мне интересно, и я лучше вовлечен в процесс его обучения.

Урок рисованияЛекция по литературе
Лекция по наскальной живописи: “Плоские люди, ноги смотрят перпендикулярно, краски из земли. Давайте почувствуем себя первобытным человеком и нарисуем сцену охоты”.“Как ныне сбирается Вещий Олег Щита прибивать на ворота, Как вдруг подбегает к нему человек И ну, шепелявить чего-то” Это Высоцкий. Тема “Песня о Вещем Олеге в произведениях различных эпох”.
Реальный папа -- о дистанционном обучении

Математика — отдельный разговор. Читает лекции парень чуть старше Сашки.

  • Во-первых, он понимает, как устроена математика.
  • Во-вторых, он понимает зачем ему будет нужна математика.
  • В третьих, у него сумасшедшая энергетика.

Задачка: “три человека играют в Майнкрафт, пять человек играют в Call of duty, два человека играют и в Майнкрафт, и в Call of duty. Сколько всего человек”. И дальше они обсуждают природу союза “и”, “и еще два человека и в то, и в другое, или среди этих же людей эти два человека”. Слова “теория множеств”, “Булева алгебра”, “дизъюнкция” не прозвучали ни разу, но было понятно, к чему ведет лектор. В программировании эти вещи объяснять второй раз будет не нужно. До массивов и кортежей один маленький шаг.

Технически все происходит на самописной платформе. Первого сентября глючило даже то, что глючить не может в принципе, но сейчас наладилось.

От авторов сайта: нам не совсем понятно, зачем использовать самописную платформу, если есть Moodle. Фохфорд ладно, он позиционирует себя как крупного независимого игрока — но когда то же самое пытаются делать отдельные вузы, то ничем, кроме тщеславия или незнания возможностей Moodle, это объяснить нельзя.

Современная школа – это IT платформа. Лекции онлайн, во время лекции идет активный диалог с преподавателем в чате. На чате сидит модератор удаляет флуд, мат и офтопик.

Лекции онлайн Moodle не умеет — чего нет, того нет. Но для них можно отлично использовать Zoom.

После лекции домашка. Это не простая угадайка, это относительные сложные механики. На английском а-ля кроссворды с перетаскиванием слов и букв, аудирование с аудиокусками из рассказов.

В Moodle это легко делается посредством использования LearningApps и/или нежно любимого нами H5P.

Домашки проверяются роботом. Но есть часть заданий, похожих на эссе, которое читает преподаватель.

В Moodle аналогично. Если в тест вставить вопрос типа “эссе”, он тоже из автоматически проверяемого превратится в требующий ручной проверки.

Платформа активно допиливается и из-за этого подглючивает, но ничего критически падающего нет. Сын всегда может прослушать лекцию и сделать домашку.

Все лекции и все домашки всегда доступны в библиотеке. Если домашка не пошла, можно переслушать лекцию.

У Саши в школе есть тьютор. Это человек, который вместо меня следит за дисциплиной и успеваемостью.

Тьютор – это прекрасно! Замечательно, что осознано значение этой роли в образовательном процессе. Нам-то как раз приходилось много раз сталкиваться с тем, что учителя и преподаватели, переходя на дистант, не понимают именно тьюторских функций и просто ими манкируют.

У меня есть свой аккаунт в системе, я онлайн вижу, что происходит у сына. Есть интегральные показатели, можно углубиться в подробности по каждому заданию. Сын учится так себе. Процентов на 70-80. Оценок тут нет, есть набранные баллы.

Moodle позволяет использовать самые разные виды шкал – не только оценки и баллы, но и “зачет/незачет”, а также шкалы компетенций (от полного неумения до полной компетентности) и навыков (от отсутствия по регулярного уместного применения). При желании можно придумать и настроить любые другие.

Сегодня по английскому сын на проверочной работе набрал 33 бала из 40, вчера на математике 100 из 110. Я увидел это онлайн, а в конце недели Наталья, наш тьютор присылает таблицу со всеми результатами: сколько лекций прослушано, сколько заданий не сделано, сколько заработано баллов из максимального числа и как это на общем фоне. Каждый понедельник я, сын и тьютор обсуждаем успехи. В этот понедельник я забил болт и сын с Натальей мотивировали друг друга без меня. Запись беседы можно послушать, но я и на это забил.

Главный вопрос – это социализация.

Занятия в таком режиме экономят кучу времени и дают свободу. Эту свободу сын использует на социализацию. Кружки, спортивные секции, друзья, поездки со мной.

Вместе с живой социализацией развиваются навыки онлайн-общения. Эти онлайн навыки будут основой конкурентного преимущества в его жизни. Я отказался от офиса 8 лет назад. Поэтому после закрытия границ, карантина, перехода всех на удаленку, отмену встреч и конференций мы чувствовали себя очень уверенно. За полгода мы увеличили бизнес в три раза. Нам не нужно было адаптироваться под этот мир. Скорее наоборот, мир адаптировался под нас.

Для многих переговоры в Zoom — это стресс. Журналист New Yorker Джеффри Тубин не смог адаптироваться к онлайну,  теперь сидит без работы.

Многие не могут организовать свой рабочий день без похода в офис. Им нужно, чтобы надзиратель был здесь и сейчас. Отложенный контроль через КПЭ (ключевые показатели эффективности) для них не работает. Восемь лет назад при переходе на работу без офиса я потерял половину компании. Но нашел людей, которых не нужно ежедневно контролировать. И найти людей, рассматривая кандидатов со всего мира, проще, чем искать из среди людей, котором важно, чтобы офис был рядом с метро Петроградская. Онлайн школа готовит людей быть самостоятельными и мыслить категориями земного шара.

Фоксфорд думает над разными групповыми механиками. Надеюсь, это появится. Совместные задания, квесты, диалоги.

В Moodle это все есть: совместные задания, диалоги, взаимопроверки. Организовать на их основе квест – это только вопрос фантазии автора курса.

Осталось рассмотреть альтернативы. Есть ли хорошие обычные школы? Конечно есть. Чтобы попасть в два три девять, в тридцатку, родители должны вывернуться наизнанку. В Фоксфорд я попал, нажав на кнопку в лендинге.

Есть ли хорошая школа в шаговой доступности? Конечно, если вы живете на Чернышевской, до школы 10 минут. Но многие ли из вас живут у метро Чернышевская? От кровати сына до Фоксфорда ровно пять шагов. Он просыпается в 9 утра и не спеша сам преодолевает это расстояние, по дороге захватив с собой кружку чая и миску каши.

Дальше ситуация будет развиваться так: преподаватели и программисты вместе с деньгами уйдут в онлайн школы. Как работают российские государственные образовательные ресурсы вы хорошо знаете — ни одного проекта без скандала. Электронный дневник, запись в школу, лекции через чей-то личный зум, сканы домашних работ на личный мейл. Дальше будет хуже. Преподаватели, выросшие на офлайн методиках и зубрежке, никогда не адаптируются к онлайну, а те, которые адаптируются, тут же уйдут за деньгами и перспективами в онлайн школу.

Дети и родители, проучившись в онлайн школе, начнут смотреть на лучшие мировые онлайн школы. Вчера у меня рядом с домом конкурировали между собой три школы — а уже сегодня я смотрю на онлайн школы Англии, США и Финляндии.

И обратите внимание на стоимость онлайн образования. Мой пакет включает онлайн лекции, записи лекций, домашку с роботом, ручную проверку эссе преподавателем, дополнительные занятия, экзамены и тесты, тьютора. Это самый дорогой пакет. 11 тысяч. Начальный пакет 5 тыс.

Это все при желании руководства можно организовать в обычных школах в рамках обычного бюджета. Почему директора школ не хотят об этом думать – неизвестно. Подозреваю, что они просто не хотят или не могут (не хватает квалификации) на эти технологии перейти.

Онлайн технологичен. Не нужно арендовать офисы, не нужно тратить время преподавателей на дорогу, не нужно содержать охранников, врачей, уборщиц, поваров.

Я всегда честно пишу, если у меня контракт с компаниями, о которых я пишу. С Фоксфордом нет. Про этот пост они ничего не знают. Пост об онлайне в целом. Я пару месяцев изучал школы, похожих не много, но есть. Есть откровенные мошенники и преступники, есть те, для которых онлайн опция.

За ошибки не ругайте, у меня были так себе преподаватели по русскому языку.

Авторы сайта большую часть ошибок (а может, и все) исправили.

0 0 голос
Рейтинг статьи