Паси Сальберг, признанный автор финской школьной образовательной системы, выступил на конференции EdCrunch on Demand с презентацией о настоящем и будущем школьного образования. Расходы на образование в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за последние 20 лет значительно выросли, а результаты обучения при этом упали. Эксперт ищет ответы на важные вопросы: «Разумная ли у нас образовательная политика? Правильные ли реформы мы проводим и ведут ли они к повышению качества образования?» Обозреватель activityedu.ru Сергей Блинов рассказывает об основных идеях Паси Сальберга и комментирует некоторые тезисы из его презентации.


ОЭСР: тратим больше – результаты хуже

На конференции EdCrunch-2019, проходившей очно, Паси Сальберг выступил с ярким докладом о финской системе образования и дал эксклюзивное интервью порталу ActivityEdu. В декабре 2020 года финский специалист делился мыслями со слушателями и зрителями EdCrunch on Demand, находясь при этом в далекой Австралии, в Сиднее, где он преподает и проводит исследования в Университете Нового Южного Уэльса.

Для того чтобы продемонстрировать тенденции развития школьного образования в XXI веке, Паси Сальберг привел в презентации графики изменения по годам средних баллов PISA (Programme for International Student Assessment) и расходов на образование в странах ОЭСР.

Динамика изменений средних баллов PISA (красная линия) и расходов на образование (синяя линия) в странах ОЭСР.

Расходы на образование в странах ОЭСР за последние 20 лет выросли, а результаты обучения упали. С этим трудно согласиться, это трудно принять. Почему, как такое возможно: тратим все больше, а результаты все хуже? – спрашивает финский специалист.

Непривычно, прямо скажем, слышать заявления авторитетного эксперта об ухудшении результатов обучения в странах, стабильно занимающих высокие места в мировых рейтингах качества образования. Ни на минуту не усомнился в компетентности Паси Сальберга и в точности приведенных им графиков, но для подтверждения решил все же обратиться к базе данных ОЭСР.

На графиках ниже показано, как в Финляндии менялись по годам средние баллы читательской, математической и естественно-научной грамотности в исследовании PISA, а также доля 15-летних учащихся, показывающих предельно низкие уровни функциональной грамотности. Кратко поясню, что такое низкий уровень функциональной грамотности: по чтению – учащийся с трудом распознает основную идею текста, по математике – затрудняется, к примеру, сопоставить цены на товар в разных валютах.

Обратите внимание, речь идет о Финляндии, по-прежнему демонстрирующей, если сравнивать с Россией, очень высокие баллы PISA, но динамика результатов 15-летних финских школьников при этом наблюдается явно негативная. Похожие тенденции зафиксированы в Нидерландах, Швейцарии и многих других странах ОЭСР.

В одной из статей мы показали, что явная зависимость между объемом финансовых вложений и образовательными результатами, которые показывают 15-летние школьники, наблюдается, когда совокупные расходы на одного учащегося за период от 6 до 15 лет не превышают 50 тыс. долл. США. Если вложения больше, прямой и однозначной корреляции нет. Так, например, в 2018 году у финских школьников показатель читательской грамотности в исследовании PISA оказался на несколько баллов ниже, чем у эстонцев, хотя затраты Финляндии на одного учащегося в возрасте от 6 до 15 лет примерно в 1,7 раза выше.

Результаты детей зависят от образования и дохода родителей

Рассмотрим еще один график из презентации Паси Сальберга. Эксперт уже приводил его в своей книге «Финские уроки 3.0. История успеха реформ школьного образования в Финляндии» (Finnish Lessons 3.0).

Зависимость средних баллов PISA 15-летних финских школьников по математической и естественно-научной грамотности от уровня образования родителей в 2009 и 2018 годах.

Уровень образования родителей оценивался количеством лет, которые они потратили на учебу: слева направо – от минимального уровня (6 лет) до максимального (18 лет, университетское образование). В 2009 году (красная линия) зависимость результатов школьников в исследовании PISA от уровня образования родителей была выражена слабее, чем в 2018-м (желтая линия). Кроме того, в 2009 году в Финляндии дети малообразованных родителей превосходили средний по ОЭСР уровень функциональной грамотности, в то время как в 2018-м показать такой результат удалось лишь детям из семей с высоким уровнем образования.

Обратил внимание Паси Сальберг и на сохраняющееся неравенство: результаты в исследовании PISA школьников из семей с высоким уровнем дохода заметно выше, чем школьников из малообеспеченных семей. В Австралии, как было показано на одном из слайдов презентации, разница в результатах детей из богатых и бедных семей составляет около 100 баллов по 1000-балльной международной шкале, что соответствует примерно 2,5-3 годам школьного обучения.

Как изменится образовательный ландшафт

Что же делать, как добиться позитивных изменений? Паси Сальберг не утверждает, что знает некий чудодейственный рецепт. Скорее, он размышляет о путях развития школьного образования и прогнозирует, как изменится образовательный ландшафт в постковидную эпоху.

Во-первых, полагает эксперт, изменения в сфере школьного образования станут менее зависимы от политики и в большей мере – от удачных идей, которые возникают в образовательных организациях и структурах, а затем тестируются, применяются, развиваются и обогащаются. Многое будет зависеть от сетевого взаимодействия специалистов, которые распространят эти новые идеи, причем вовсе не обязательно с санкции руководства.

Будет больше сотрудничества между школами и учителями из разных школ. Когда-нибудь, оглядываясь назад, мы скажем, что учителя и школы, объединявшиеся для сетевого обсуждения важных вопросов и искавшие новые пути, оказались самыми успешными, – дал прогноз Паси Сальберг.

Во-вторых, мы увидим значительные изменения в администрировании учебного процесса, в управлении школами: видимо, меньше будет директивных, командных методов управления.

В-третьих, необходимы более гибкие образовательные программы и системы организации времени, поэтому возникнут школы, в которых вместо привычного способа организации, когда ученики разделяются по классам в зависимости от возраста, будет использоваться более гибкий подход. Кроме того, должна претерпеть изменения школьная модель, но речь идет не об отказе от знаний, что, к сожалению, все чаще и активнее пропагандируется в последние годы, а о стремлении уделять больше внимание тому, как применять изученное.

Прекрасно понимаю, что размышления и прогнозы финского специалиста покажутся кому-то оторванными от жизни, ведь в них нет ни слова о наших реалиях: низких зарплатах и высокой нагрузке учителей, «старении» педагогического корпуса, профессиональном выгорании, нехватке педагогических кадров и многом другом, хорошо нам известном. Возможно, так и есть. У меня, например, есть большие сомнения, что в России в обозримом будущем произойдет отказ от директивных, командных методов управления. Суть деятельности Минпросвещения и Рособрнадзора – это тотальный контроль и надзор. Что может заставить их изменить методы управления, если работать по-другому они просто не умеют?

Технологии не помогут улучшить ситуацию

После завершения презентации Паси Сальберг ответил на поступившие вопросы. Их задал модератор мероприятия Петр Сафронов, координатор по развитию образовательных методик школы «Летово».

Один из вопросов звучал так: «Не стоит ли отказаться от действующих систем оценивания качества образования, которые не учитывают уровень здоровья и благополучия детей?»

Нет, не стоит, просто не нужно ограничиваться оценкой только академических достижений школьников. Требуется более полная картина, в которой будет место как успехам в учебе, так и степени удовлетворенности жизнью, уровню здоровья и благополучия. Но таких систем пока нет, – ответил профессор Университета Нового Южного Уэльса.

Для завершения мероприятия Петр Сафронов выбрал весьма актуальный вопрос: «Сейчас многие увлечены образовательными технологиями, о них много говорят. Что вы думаете о будущем образовательных технологий?»

Говоря о том, каким был мир до пандемии, я отметил, что многочисленные исследования ОЭСР позволили установить: технологии не помогали улучшить ситуацию в образовании. Более того, использование технологий вело к снижению академических результатов. И один из главных уроков пандемии – технологии могут приносить пользу, но надеяться, что они сами по себе дадут результат, не стоит. Мы должны очень хорошо подумать, какова их роль, – такими словами Паси Сальберг завершил свое выступление.