Преподаватели Гарварда делятся опытом вовлечения обучающихся в дискуссии и результатах вовлечения, кое в чем неожиданных.

Facebook в трех частях (начало, продолжение, окончание — ссылки перестали работать через некоторое время)


Одна из устойчивых проблем дистанта – низкая мотивация: без дополнительного воздействия извне полностью проходят курс лишь десять процентов слушателей.

Проблему можно решить с помощью смешанного обучения (в нём аудиторные занятия чередуются с удалёнными). Однако последнее не всегда доступно: например, в ситуации очередного локдауна собрать учеников в классе не получится.

Впрочем, судя по всему, есть способ обойтись без классных комнат. Гарвардская школа бизнеса разработала дистанционную программу, которую успешно завершили 85% студентов.

Вместо лекций преподаватели использовали активные методы, благодаря которым студенты практически сразу включались в самостоятельную работу. Обучение велось на реальных примерах, взятых из повседневной бизнес-практики.

Подобные приёмы применялись и ранее, однако приводили они лишь к незначительному росту слушателей, полностью прошедших курс. Главной составляющей успеха гарвардского эксперимента стало социальное обучение – именно с его помощью были получены наиболее впечатляющие результаты.

Создание среды для комфортного и плодотворного общения – задача нетривиальная, и для её успешного решения преподавателям потребовалось совершить ряд важных шагов.

НИКТО НЕ ЛЮБИТ РАЗГОВАРИВАТЬ С НЕЗНАКОМЦАМИ

Прежде чем слушатели получили возможность приступить к обучению, каждому из них было предложено создать общедоступный профиль и загрузить в него своё фото. Затем фотографии и профили студентов разместили на первой странице курса, там, где обычно находятся учебные материалы.

Этот несложный, хотя и неожиданный приём стал первым шагом к созданию сообщества: каждый участник просмотрел около 40 профилей перед тем, как взяться за учёбу. Так был заложен фундамент для дальнейшего общения.

ЛАСКОВОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО

Как лучше всего стимулировать общение? Очевидно, нужно похвалить или как-либо иначе поддержать тех, кто общается. В данном случае студенты, которые чаще других задавали на форуме интересные вопросы или давали правильные ответы, получали дополнительные баллы. И это сработало.

Обычно 90% сообщений на форумах написаны 10% участников, но в этот раз всё было иначе – 75% процентов студентов активно участвовали в обсуждениях и отвечали на вопросы, возникавшие у их однокашников. Поддержка с помощью дополнительных оценок понадобилась только в начале, дальше дискуссии уже не зависели от внешнего подкрепления.

ВЛОЖЕННЫЕ УСИЛИЯ

Для того, чтобы слушателям не хотелось бросить курс, их попросили рассказать о себе, своих академических успехах и написать небольшое эссе. Обычно дополнительные нематериальные усилия (потраченное время, творческий поиск) дают больший эффект, чем просто внесение оплаты.

НЕБОЛЬШАЯ РАССИНХРОНИЗАЦИЯ

Система дедлайнов была разработана так, чтобы студенты опережали друг друга не больше, чем на 2-3 дня. С одной стороны, это давало возможность заниматься в своём темпе, с другой – позволяло обсуждать темы, общие для всех. В результате студенты осваивали материал с примерно равной скоростью, а слушатели, которые немного отставали от потока, получили возможность попросить совета у более успешных товарищей.

На форуме не было жёсткого подавления непрофильных тем: многие студенты обсуждали, например, важность взаимопомощи чаще, чем учебные вопросы.

ЗАКОН И ПОРЯДОК

Несмотря на свободную и доброжелательную атмосферу, общение на форуме регламентировалось: администраторы пресекали любые формы агрессии, высокомерного или грубого поведения – всего того, что делает общение некомфортным и вызывает у слушателей чувство уязвимости.

Санкции для нарушителей обозначались заранее. В данном случае это могли быть не только предупреждения, но и исключение из курса.

В конце концов наступил такой момент, когда за соблюдением правил стали следить сами участники. Внешний контроль и права администратора обычно не требовались, достаточно было замечаний или подсказок от рядовых пользователей.

ДОВЕРЯЙТЕ СТУДЕНТАМ

Что самое сложное для преподавателя, наблюдающего за общением студентов на форуме? Не отвечать на задаваемые вопросы. С одной стороны, идея того, что обсуждаемая проблема будет решена без его участия, кажется вполне естественной и понятной. С другой – чрезвычайно сложно удержаться от того, чтобы дать быстрый и точный ответ, когда студенты замешкались.

Также, по наблюдению авторов эксперимента, довольно сложно было удержаться от вмешательства в случаях, когда студенты самостоятельно поддерживали порядок на форуме: администраторам казалось, что они могут не справиться.

Впрочем, опасения не подтвердились. Оказалось, что студенты в силах самостоятельно поддерживать дисциплину, и у них есть совершенно точные ответы на 90% поставленных вопросов.

В случае же, если основную нагрузку брал на себя преподаватель, активность резко падала: все ждали, когда он ответит на очередной вопрос.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Помимо того, что большинство слушателей успешно закончили курс, их удовлетворённость учебным процессом также оказалась довольно высокой: более 80% студентов оценили его на “4” и “5” по пятибальной шкале.

Ещё одним побочным эффектом (довольно неожиданным) эксперимента стало активное участие в онлайн-обсуждениях женщин. В то время как в обычных аудиторных занятиях женщины чаще всего оказываются на вторых ролях, редко поддерживая дискуссии, в данном случае представительницы прекрасного пола отвечали на вопросы в два раза чаще, чем слушатели-мужчины.