Как оценивают квалификационные навыки работодатели и студенты, и существует ли между ними так называемый «квалификационный разрыв»?

Пост Alex Kostyuk на Facebook, дополненный авторами сайта. Некоторые иллюстрации заменены интерактивной графикой. Также немного подправлена стилистика без искажений содержания.


Навыки по решению проблем, работа в команде, коммуникационные навыки, адаптивность и анализ данных составляют топ-5 навыков по мнению работодателей в списке 12 квалификационных навыков. Студенты расположили эти пять основных навыков на 3, 5, 6, 9 и 12 местах соответственно, а наиболее важным навыком студенты считают … креативность, которая у работодателей находится на 9-м месте! Это свидетельствует о пропасти, которая существует в мире между системой высшего образования и рынком труда. Этот феномен получил название «The Global Skills Gap», то есть «мировой квалификационный разрыв» (Отчет «The Global Skills Gap in the 21st Century» международной компании QS и Institute of Student Employers 2018 можно посмотреть по ссылке, в виде файла он приведен ниже).

«Skills gap» — это разрыв между ожиданиями работодателей относительно квалификационных навыков выпускников университетов и фактическими навыками, которыми выпускники обладают. То есть это уровень каждого отдельного навыка. Другое, смежное понятие, а именно «skills mismatch» (квалификационная яма) определяет долю работников, квалификационные навыки которых не в полной мере соответствуют запросам работодателей, т.е. тех работников, которые провоцируют кадровый разрыв. То есть это уровень каждого образовательного продукта, сиречь выпускника. Например, в США почти 40% занятых в экономике находятся в квалификационной яме.

«Квалификационный разрыв» требует существенной доработки со стороны университетов и системы высшего образования в целом. Наибольшей доработки со стороны университетов требуют такие навыки как: способность решать проблемы (разрыв с ожиданиями работодателей составляет 29%); навыки к устойчивости, например устойчивости к стрессу (29%); коммуникационные навыки (разрыв составляет 24%); адаптивность (20%); анализ данных (20%); лидерские качества (19%).

Очень интересно то, что сравнительно высокие показатели разрыва зафиксированы относительно меньших по размеру предприятий. Это касается подавляющего большинства квалификационных навыков. Вполне возможно, это происходит потому, что на рынке труда крупные и средние по размеру предприятия отбирают более качественных работников, предлагая более привлекательные условия труда.

Также стоит акцентировать внимание на том, что результат оценки квалификационного разрыва зависит от уровня должностного лица, которое такую оценку осуществляет. Чем выше его должность, тем ярче выражен квалификационный разрыв. То есть руководитель предприятия более требователен к выпускникам, чем его подчиненные. 7 из 15 ключевых квалификационных навыков имеют разрыв более чем в 20% по результатам оценки именно руководящим составом предприятий.

О приоритетах студентов относительно важности квалификационных навыков

… первое место за «креативностью», последнее (12-е) — за «анализом данных». Сам собой напрашивается вопрос: «А с чем, с какими навыками креативность студентов необходимо совместить, чтобы это отразилось положительным эффектом на деятельности предприятия, если не использовать при этом никаких данных по причине неумения их анализировать?

Это если говорить о 12-м месте «анализа данных».

Креативность — это лишь один из ингредиентов блюда меню системы высшего образования, который оценивает рынок труда. И здесь важно, с чем креативность совместить, чтобы блюдо понравилось работодателям. Первое и двенадцатое место свидетельствуют о том, что эти два ингредиента: креативность и анализ данных, — как квалификационные навыки в одном блюде, по мнению выпускников, не совмещаются. Это парадокс.

Очевидно, что университеты должны глубоко изучать подобные отчеты, чтобы иметь возможность своевременно и качественно реагировать на изменение показателя «квалификационного разрыва», внося соответствующие коррективы в образовательные программы, программы практики и требования к подготовке, написанию и защите выпускных квалификационных работ, потому что «нулевым» должен быть не эффект от реализации квалификационных навыков, а «квалификационный разрыв», систематическим мониторингом которого и должны заниматься университеты.

Способность организовать качественную аналитическую работу на уровне университета является необходимым условием для преодоления «квалификационного разрыва», выживания и развития университетов на рынке образовательных услуг.


The Global Skills Gap 2018