Эти советы помогут превратить сложный для восприятия текст в доступную для понимания визуальную информацию.

Ольга Базалева, управляющий директор, онлайн-школа визуализации данных Excellent, США, e-xecutive.ru


Почему в любой компании так востребованы аналитики-профессионалы, умеющие грамотно визуализировать информацию? Да потому, что наглядные отчеты, да еще и с расставленными акцентами, которые отвечают на вопросы бизнеса, – это просто сокровище, которое позволяет экономить бесценное время и принимать правильные решения.

Исходя из собственного опыта и личной практики, я выявила три ключевые компетенции, которыми должен обладать аналитик:

  1. Уметь собирать необходимые бизнесу данные.
  2. Понимать, какие данные нужны тому или иному отделу/заказчику.
  3. Грамотно визуализировать эти данные в зависимости от цели.

Рассмотрим простой пример. Возьмем кусочек из статьи газеты «Известия» про количество заболевших Covid-19 в Калифорнии и США:

Как управлять вниманием и выводами аудитории

Вернемся к бизнесу и нашим компетенциям: данные собраны, осталось выполнить второй и третий пункт. Понять, какие данные нужны, и визуализировать их.

В этом небольшом кусочке статьи много текста со статистическими данными, однако непонятно, на что направлено внимание. И вот тут вступает в работу аналитик и предлагает решения в зависимости от цели и аудитории отчета.

Вариант 1. Цель – дать общую картину по числу зараженных и числу смертей в Калифорнии без определенных выводов, чтобы каждый мог сам решить, что делать. Тогда исходный текст можно сопроводить следующей диаграммой.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

Вариант 2. Цель – дать полную картину и сравнить число зараженных и число смертей в Калифорнии и США, успокоить жителей, направив их внимание, что случаев с летальным исходом немного.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

Вариант 3. Цель – показать полную картину и сравнить число зараженных и число смертей в Калифорнии и США, обратив внимание аудитории, что смертей много, призвав тем самым к обязательному использованию маски.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

Вариант 4. Цель – показать, что доля умерших от заболевших небольшая и примерно одинаковая в Калифорнии и США.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

Вариант 5. Цель – показать, что доля умерших от заболевших отличается в Калифорнии и США.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

Еще могут быть варианты 6,7,8, 9 и так далее.

Вариант 6 может показать, что Калифорния занимает второе место по заражениям и третье по летальным исходам. На диаграмме варианта 7 можно соотнести число случаев и смертей с количеством жителей в разных штатах. При этом рейтинг Калифорнии сильно поменяется. На первое место выйдут более бедные штаты.

Вариант 8 – сделать диаграмму и показать, что США на первом месте по заражениям и смертям в мире. Опять же, можно выбрать вариант 9 диаграммы и отразить долю заболевших от всего населения. США тут же опустятся в рейтинге сильно вниз.

Выводы и советы

Вывод один – учитесь управлять вниманием читателей ваших отчетов. Исходя из цели, ориентируйтесь на следующие моменты.

1. Выбирайте правильный тип диаграммы

Есть всего четыре вида диаграмм, которые понятны всем и при этом подходят для большинства данных. Старайтесь использовать их, не усложняйте.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

2. Обращайте внимание на выбранную цветовую палитру

Цвет – отличный помощник. Несколько приемов помогут читателю быстрее считывать идею ваших графиков и диаграмм. Используйте ассоциативные цвета и покажите через них положительные и отрицательные значения (зеленый и красный), ответы «Да / Нет / Не знаю» (зеленый, красный, серый), текущий и прошлый год (яркий и бледный оттенок одного цвета), применяйте в работе корпоративные цвета, так вы подчеркнете фирменный стиль.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

Как управлять вниманием и выводами аудитории

Как управлять вниманием и выводами аудитории

3. Расставляйте нужные акценты в нужном месте

Обратить внимание на что-то конкретное можно несколькими способами:

  • Цвет – идеальный инструмент, чтобы расставлять акценты на графиках и диаграммах. Если использовать яркие цвета для самой важной информации, то вы будете управлять вниманием читателей.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

  • Толщина линии. Например, вы анализируете в отчете необычную динамику выручки одного из магазинов. Если обозначить магазин на графике жирной красной линией, то читатель быстро поймет, о каком именно магазине идет речь. Внимание будет сконцентрировано на разбираемой динамике.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

  • Шрифт и яркость на фоне остальных данных. Например, ваша задача – показать долю компании на рынке среди десятка конкурентов. Вы хотите использовать круговую диаграмму. Обычно это плохая идея – в круговой диаграмме должно быть не более 5-6 элементов, чтобы она хорошо воспринималась. Однако есть выход. Можно не делать разные цвета на круговой диаграмме, а выделить только долю вашей компании.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

  • Комментарии непосредственно на диаграмме. С помощью вставки фигуры обратите внимание читателя на какой-то момент. Например, рост или падение показателя или пропишите аналитический вывод через TextBox.

Как управлять вниманием и выводами аудитории

4. Стремитесь показывать полную картину

Контекст для графиков и диаграмм всегда очень важен. Если общие данные будут скрыты, а показана лишь часть статистики, то динамику можно интерпретировать как угодно, а это значит, что и выводы могут быть абсолютно разные. И только показав полную картину, расставив акценты на значимых фактах и снизив внимание на второстепенной информации, можно сделать определенные выводы и при этом быть открытыми перед аудиторией.

Применив вышеуказанные советы на практике, вы удивитесь вашей новой способности влиять на внимание аудитории, а ваши отчеты преобразятся в разы.

Источник иллюстраций: онлайн-школа визуализации Excellent