Как особенности восприятия зрелых людей влияют на процесс обучения и какие барьеры мешают им достигать результатов?

skillbox.ru


Кто изобрёл андрагогику

Андрагогика — это наука обучения взрослых людей. Хотя этот термин, в противоположность педагогике, немецкий учитель Александр Капп ввёл ещё в 1833 году, сам подход сформировался гораздо позже. Его создателем считается американский педагог Малкольм Ноулз. Свои идеи о том, как помогать зрелым людям учиться, Ноулз описал в книге «Взрослый ученик» (The Adult Learner). Её первое издание увидело свет в 1973 году, затем книга неоднократно переиздавалась.

Во «Взрослом ученике» Ноулз привёл обзор существующих теорий обучения и преподавания и рассказал об исследователях, подготовивших почву для появления андрагогики. Среди них педагог упомянул, например, американского теоретика образования Эдуарда Линдемана, автора книги «Значение образования взрослых» (The Meaning of Adult Education).

Чем андрагогика отличается от педагогики

Ноулз выделил несколько факторов, которые следует учитывать при преподавании. И затем, описав основные характеристики, присущие ученикам-детям, Ноулз противопоставил им черты обучающихся взрослых.

Необходимость знаний

Ученики-дети, по мнению Ноулза, рассматривают знания всего лишь как инструменты, помогающие справляться с учебными заданиями и получать высокие оценки. Они не догадываются, как будут применять эти знания в реальной жизни.

Взрослый же ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймёт, зачем ему это нужно.

Поэтому первая задача, которая стоит перед педагогом, работающим со взрослыми людьми, — объяснить им ценность обучения. Например, показать, как учёба повысит их продуктивность на работе или качество жизни. Ещё лучше — создать экспериментальные условия, в которых ученики сами ощутят нехватку знаний, которыми может поделиться преподаватель.

Представление ученика о самом себе

Поскольку традиционный педагог, согласно Ноулзу, воспринимает детей как зависимых от него, то и сами ученики со временем начинают осознавать свою подчинённость учителю. Однако чем старше дети, тем большую самостоятельность они проявляют.

Взрослый человек уже вполне осознаёт ответственность за собственные решения и свою жизнь.

Такое самосознание порождает в зрелых людях потребность в том, чтобы и другие уважали их самостоятельность. Тем не менее, когда зрелый человек сталкивается с необходимостью снова чему-нибудь учиться, нередко он вспоминает свой опыт детской зависимости и, по словам Ноулза, «складывает руки, садится поудобнее и говорит: „Учите меня“».

Однако это ошибочное предположение, что от него, как и в детстве, требуется послушание, вскоре вступает в конфликт с нынешним самосознанием зрелого ученика. Чтобы преодолеть этот дискомфорт, человек в конце концов просто бросает обучение. Поэтому Ноулз советует: преподаватель, который желает просвещать взрослых, должен первым делом помочь им преодолеть представление об ученике как о зависимом субъекте. Вместо этого стоит предложить модель ученика, который сам выбирает направление своего обучения.

Предыдущий опыт ученика

Традиционный педагог не считает личный опыт учеников отправной точкой для обучения. Опыт, который имеет для него значение, — его собственный или опыт автора учебника. Поэтому основой работы становятся, например, лекции и чтение литературы, выбранной самим преподавателем, а не учениками.

В андрагогике на опыт учеников смотрят иначе.

Уже только потому, что взрослый человек прожил более долгую жизнь, чем школьник, его опыт гораздо более разнообразен. Причём он ещё и различается от человека к человеку. Поэтому обучение должно помогать взрослым проявлять свою индивидуальность.

Здесь будут полезны групповые обсуждения, разбор кейсов, решение проблем — то есть активности, в которых взрослый ученик может выразить свою точку зрения. Взаимное обучение тоже работает.

Впрочем, у большого опыта есть и тёмная сторона. К зрелому возрасту человек накапливает немало нездоровых ментальных привычек и предрассудков. Преподаватель должен постараться обратить на это внимание учеников и помочь им открыться новым идеям. В этом пригодятся такие практики:

  • Прояснение ценностей. Человек ранжирует различные ценности (здоровье, семья, свобода, познание и так далее) с 1-го по 10-е место согласно своим приоритетам. Далее он отвечает себе на вопросы, живёт ли он в соответствии с этими ценностями; если нет, то почему; как может изменить ситуацию к лучшему.
  • Тренировка восприимчивости. Это психологическая техника, направленная на развитие положительной групповой динамики и взаимного доверия. Она заключается в групповом обсуждении различных тем в безопасной атмосфере, в которой участники могут свободно выражать себя и общаться с другими, а затем анализировать свои реакции.

Готовность учиться

Этот пункт похож на первый. Дети, считает Ноулз, готовы систематически изучать только то, что, по словам преподавателя, поможет им справиться с контрольными заданиями и получить лучшие оценки.

Взрослые же готовы изучать то, что поможет им более успешно справляться с проблемами и задачами, возникающими в реальной жизни.

Кроме того, чтобы повысить готовность взрослых учиться, следует предлагать им образовательные задачи, соответствующие их текущим способностям и уровню развития. В англоязычной психологии и педагогике их называют Developmental tasks (развивающие задачи). По мнению Ноулза, для взрослого ученика одной из таких задач может стать развитие диалектического мышления, то есть осознание сложности и противоречивости окружающего мира.

Фокус обучения

При традиционном подходе обучение сфокусировано на изучении отдельных предметов, например геометрии или русской литературы XX века. Дети при этом воспринимают учёбу как приобретение знаний, относящихся к предмету.

В андрагогике же обучение сфокусировано на решении задач, которые помогут ученикам справляться с проблемами в реальной жизни. Новые знания и навыки при таком подходе лучше усваиваются, когда они представлены в контексте настоящих жизненных ситуаций.

Чтобы подчеркнуть значимость контекста, Ноулз приводит такой пример. На протяжении многих лет в США боролись с неграмотностью взрослых, проводя курсы чтения, письма и арифметики. Однако ученикам не хватало мотивации и многие из них не проходили обучение до конца.

Когда исследователи стали искать причины неудач, они поняли, что неграмотных людей учили читать и писать слова, очень далёкие от их реального словарного запаса. А математические задачи даже отдалённо не помогали справляться с трудностями, с которыми взрослые ученики сталкивались в магазине или банке. Когда создатели курсов приблизили задания к быту обучающихся, результаты учеников улучшились.

Мотивация

Мотивация учеников-детей — внешняя. Это оценки, одобрение или неодобрение учителя, давление родителей.

Конечно, и взрослых нередко мотивируют стимулы извне, будь то повышение по службе или прибавка к зарплате. Но внутренние факторы, по мнению Ноулза, стимулируют зрелых людей всё-таки сильнее.

Например, выше хорошей зарплаты взрослый человек может поставить удовлетворение от работы и самоуважение.

Ноулз ссылается на исследование, проведённое канадским педагогом Алленом Тафом ещё в 1970-х, которое показало: обычно взрослые люди изначально мотивированы учиться и саморазвиваться. Однако нередко им мешают такие препятствия, как недостаток возможностей и ресурсов, нехватка времени, а также учебные программы, которые противоречат принципам обучения взрослых и приводят к негативному самовосприятию взрослых в роли учеников. Так что, похоже, взрослые изначально полны мотивации, а задача учителя — убирать барьеры, которые встают у них на пути.

Как работа Ноулза повлияла на современную андрагогику

Ноулз стал основоположником нового направления в науке об образовании. До конца жизни он развивал свою теорию, неоднократно дополнял «Взрослого ученика» и выпускал новые работы.

Идеи американского педагога стали прочной базой для трудов и других учёных. Например, Джек Мезиров разработал критическую теорию обучения взрослых, а Феликс Адам и Джордж Эйкер изучили его физиологические и психологические факторы. Джон Хеншке предложил тест, который помогает преподавателям, обучающим зрелых людей, улучшить свою практику. Но и работы самого Ноулза не утрачивают актуальности: его книги продолжают переиздавать для новых поколений андрагогов и вообще всех, кто интересуется образованием взрослых.