Евгений Осин, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Высшей школы экономики. Заместитель заведующего международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации.


Эта статья основана на лекции «ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: КАК УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМ?», которую Евгений Осин прочитал на первом томском форуме «Преобразование образования».


Что такое позитивная мотивация

Мы все знаем, чем отличается мотивированный человек от немотивированного.

Если вы мотивированы, то вы энергичны, настойчивы, адаптивны, устремлены к определённой цели.

И зная эту историю об энергии и настойчивости, в повседневной жизни мы думаем, что мотивация — это сила. Но на самом деле это лишь одна из характеристик. И хорошо известно: если человек постоянно себя пересиливает, заставляет себя работать или учиться, то он на прямом пути к выгоранию.

Чтобы учёба или преподавание не утрачивали для нас смысл, я бы предложил говорить не о силе, о а качестве мотивации.

Когда мы уверены, что мотивация качественная, позитивная, оптимальная? Это состояние потока — ситуация, когда деятельность интересна, приятна или увлекательна сама по себе. Автор этого термина Михай Чиксентмихайи описал состояние потока как глубокую погружённость в деятельность, при которой человек тратит много энергии, но совершенно не чувствует усилий и забывает о времени и о себе. При этом есть ощущение, что всё получается, и само занятие приносит яркое и интенсивное удовольствие.

В жизни много разных ситуаций, когда возникает состояние потока — хобби, спорт, игры, работа. Эти ситуации объединяют несколько условий:

  • ясные цели: знаю, что нужно и как достичь;
  • обратная связь: вижу, успешны ли действия;
  • ощущение контроля: знаю, что успех возможен и что в моих силах его добиться;
  • уровень сложности оптимален по отношению к моим способностям: не запредельно сложно, но не настолько легко, чтобы становилось скучно.

Почему мотивация не может быть только внутренней

В состоянии потока проявляется внутренняя мотивация: мотивирует деятельность сама по себе. В реальности, конечно, чаще всего есть внешние факторы или причины деятельности. Например, учебные задачи зачастую совсем не располагают к потоку.

Возьмём подготовку кандидатской диссертации. Это задача, как правило, за пределами оптимального уровня сложности. Цели неясны — непонятно, какой должна быть диссертация, каковы критерии её успеха. Практически нет обратной связи о том, насколько хорошо вы работаете, даже от рецензентов в журналах отзывов нужно ждать месяцами. И никакого ощущения контроля. Пока вы не дойдёте до защиты, вы не знаете, справитесь или нет.

Такие задачи мы выполняем на основе внешней мотивации. Но внешне мотивированная деятельность может иметь разные психологические последствия — иногда она бывает благотворной, а иногда приводит к выгоранию.

Метаанализ 2014 года по данным исследований, в которых участвовало больше 200 тысяч респондентов, показывает: внутренняя и внешняя мотивация обычно сопутствуют друг другу. Обе важны для результатов деятельности. Но внутренняя мотивация больше предсказывает качество результата, а внешняя — его количественные характеристики. Поэтому если студент пишет реферат, чтобы получить оценку, то, может быть, реферат будет длиннее. Но если мы хотим, чтобы реферат был творческим, интересным, чтобы человек в процессе научился чему-то, то желательно искать внутреннюю мотивацию, интерес к этому занятию.

А ещё внутренняя мотивация связана с более высоким уровнем психологического благополучия. Это данные, в том числе, и нашего исследования — мы пытались понять, почему некоторые успешные студенты испытывают удовольствие от учёбы и в целом более счастливы, чем другие отличники. Оказалось, что у счастливых отличников высокая внутренняя мотивация.

Как связаны внутренняя и внешняя мотивация

Наиболее популярная теория мотивации в современной психологии — теория самодетерминации, предложенная Ричардом Райаном и Эдвардом Деси. Они принесли в академическую психологию идеи гуманистической философии о том, что человек стремится к свободе, чтобы быть счастливым. Часть их теории — модель континуума относительной автономии мотивации.

Источник: презентация Евгения Осина на основе работы М. Ганье и Э. Деси и собственного исследования. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media.

Суть в том, что разные формы внешней мотивации отличаются по своим психологическим механизмам и по своим последствиям для человека. Это зависит от того, насколько автономно человек регулирует своё поведение.

Например, во внутренней мотивации больше всего автономии — к действию человека стимулируют внутренние интересы и желания. Но среди форм внешней мотивации тоже есть довольно автономные.

Например, человек хочет стать стоматологом, чувствует, что эта профессия обладает для него глубоким смыслом, что своей работой он будет помогать людям. В процессе обучения много этапов, которые трудно считать радостными и вдохновляющими, но ощущение смысла и ценности может доминировать. Это интегрированная регуляция.

Хорошая новость в том, что возможен процесс интернализации мотивации — движение по континууму сверху вниз. Скажем, ребёнок ходил в школу, потому что его заставляли родители, а потом в какой-то момент он начинает осознавать смысл учёбы, её ценность для себя. И тогда формируются автономные формы мотивации, и учебная деятельность начинает приносить позитивные эмоции.

Два условия перехода внешней мотивации во внутреннюю

Одно из важных открытий в теории самодетерминации в том, что мотивацией можно управлять, создавая условия для формирования более автономных форм. И двигаться тут нужно с двух сторон.

Поддержка среды

С одной стороны, развитие внутренней мотивации зависит от среды, в которой мы находимся. Точнее, от того, удовлетворяются ли в ней три базовые психологические потребности человека:

  • в автономии — потребность действовать самостоятельно, поступать в соответствии с тем, что лично вам кажется правильным в данной ситуации;
  • в компетентности — потребность переживать успех, чувствовать, что ваши действия приводят к желаемым результатам;
  • в связанности — потребность чувствовать близость с окружающими людьми, чувствовать, что вы друг другу не безразличны, что ваши взаимоотношения не формальны.

Есть ряд рекомендаций по поддержке удовлетворения этих потребностей у учащихся. Например, для потребности в автономии:

  • предоставлять разумные возможности выбора;
  • отказаться от контроля путём наград и наказаний;
  • вводить правила и требования только при необходимости и всегда прояснять причины этого и ценности, которые за этим стоят;
  • принимать точку зрения других, выслушивать их мнения и уделять им должное внимание и уважение;
  • поддерживать инициативу, давать свободу для творчества;
  • перейти от контролирующего языка к поддерживающему автономию: вместо «Вы должны» — «Будет хорошо, если вы…».

Для поддержки компетентности:

  • предлагать задачи оптимального уровня сложности;
  • прислушиваться к проблемам, предлагать варианты их решения, давать поддержку;
  • давать информативную обратную связь (что в работе хорошо, чего не хватает) без негативных оценок;
  • хвалить за успехи, отмечать достижения;
  • предлагать учебные цели, связанные с процессом (освоить материал, найти что-то интересное), а не с результатом (получить такую-то оценку).

И для поддержки связанности необходимо уделять время и внимание студентам и коллегам, заботиться об их благополучии.

Мы часто думаем, что в вузе или даже школе не так уж важно психологически друг друга поддерживать. Но на самом деле это необходимое условие, чтобы учёба протекала продуктивно. К началу XXI века у нас накопилось огромное количество научных данных на этот счёт.

Например, в дистанционном образовании препятствием для успешного обучения бывает как раз недостаток связанности: человек не видит своих однокурсников и мало контактирует с преподавателем. И в этой ситуации очень легко потеряться без обратной связи и поддержки.

Положения теории самодетерминации многократно проверены в разных культурах. Работает ли всё это в наших условиях? Да, приведу пример. Несколько лет назад на небольшой выборке студентов московских вузов мы изучили отчуждение от учёбы, утрату смысла учебной деятельности.

  • Продуктивную мотивацию у российских студентов, как мы тогда выяснили, обеспечивают ясность требований преподавателя, возможность выбирать задания или темы, адекватная сложность задач и поддержка со стороны преподавателей и однокурсников.
  • И противоположные условия, когда преподаватель дистанцирован, и у студента нет возможности выбора, были связаны с отчуждением.

Рефлексия

С другой стороны, если среда неблагоприятна для удовлетворения базовых потребностей, человек всё равно может работать с собственной мотивацией в процессе рефлексии, поиска смысла своей деятельности.

Путь к поиску смысла раскрыт в экзистенциальном анализе. Альфрид Лэнгле, психотерапевт, предлагает такой вариант: смысл — это лучшая из реалистичных возможностей. Например, можно задаться вопросом: а что было бы самым лучшим, самым ценным из того, что я могу сделать в рамках этого учебного задания? Например, из всех тем, которые я могу выбрать, какая кажется самой интересной и полезной?

Теория самодетерминации предлагает действовать похожим образом — задаваться вопросом, зачем и почему я это делаю. И если это что-то, что я делаю по внешним причинам, — согласен ли я это делать? Например, потратить несколько часов на написание бюрократического отчёта, чтобы преподавать и дальше.

И этот вопрос даёт ощущение выбора. Мы можем или отказаться от деятельности, которая нам кажется бессмысленной, или принять решение и сказать: «Может, это и не очень интересно, но есть причины, по которым я выбираю это делать». И тогда экстернальная, контролируемая мотивация переходит в идентифицированную, автономную.

Такая забота о собственной мотивации поможет сохранить психологическое благополучие и увлечённость вместо того, чтобы заставлять себя и пересиливать. Потому что работа и учёба через силу, без ощущения ценности — это путь к страданию, к превращению любого занятия в каторгу.