4C/ID (four-component instructional design) – образовательная модель, в основе которой проектирование программы от задач.

Авторы модели – профессоры Университета Маастрихта (Нидерланды) Ерое Ван Марриенбоер и Пол Киршнер.

Источник: публикация сообщества LLLab — специалистов в образовании, увлеченных новыми методами и идеей обучения на протяжении всей жизни.


4C/ID подойдет в тех случаях, когда перед методистом стоит задача создать максимально близкий к реальной жизни образовательный опыт. При этом есть понимание, что для достижения образовательных результатов учащемуся недостаточно просто приобрести набор навыков и знаний, а важно объединить их во взаимосвязанную систему и интегрировать в жизнь (complex learning).

В этом гайдлайне мы разберем компоненты модели, шаги, из которых она состоит и чек-листы действий методиста по каждому из шагов. Чтобы лучше разобраться в устройстве 4C/ID будем использовать сквозной пример.

Как следует из названия, 4C/ID состоит из 4 компонентов, при помощи которых она помогает добиться одновременно близости к реальности и более целостного подхода к обучению.

  1. Первый компонент – это учебные задачи (learning tasks). Они должны быть аутентичными, то есть буквально вытащенными из реальной жизни, из деятельности профессионала. Для того, чтобы обнаружить эти жизненные задачи проводится исследование, инструментами которого могут быть интервью, наблюдение, анкетирование. Далее на основе найденных аутентичных задач формируются учебные задачи. Набор и последовательность учебных задач формирует скелет образовательной программы. Как правило, последовательность задач идет по пути увеличения сложности выполнения и автономии учащегося и уменьшения поддержки.
  2. Второй компонент – это вспомогательная информация (supportive information). По сути, это теория, те знания, которые нужны для того, чтобы решать эти учебные задачи, а также системные подходы к решению задач.
  3. Третий компонент – это своевременная информация (procedural information). Это та информация и обратная связь, которая может быть полезной непосредственно в момент решения задачи: чек-листы, cheat sheets, шпаргалки, мануалы.
  4. Четвертый компонент – частичная практика (part-task practice). Аутентичные учебные задачи могут быть достаточно большими и сложными, и имеют шанс не обеспечить учащегося необходимым объемом опыта для доведения некоторых навыков до автоматизма. Поэтому проектируются еще дополнительные упражнения и тренажеры для этой цели.

Четырехкомпонентная модель создается с помощью 10 шагов, которые помогают в проектировании образовательной программы:

Резюмируем: мы проектируем программу от аутентичной задачи, дальше думаем, как помочь учащимся научиться решать эту задачу, затем – чем их поддержать, а также как помочь им довести свои навыки до автоматизма.

Когда вы начнете изучать шаги и компоненты, многое может показаться очень сложным и слишком запутанным. Это более чем нормально. На практике можно сначала использовать 4 компонента, и разложить программу по ним, а потом уже углубляться в каждый шаг.

Используя 4C/ID для проектирования образовательных программ, вы с большей вероятностью получите на выходе программу, которая будет максимально близкой к реальной жизни, а не ту, которая просто покрывает какой-то список тем. Это делает ее очень полезной для рынка дополнительного профессионального образования, где учащийся либо приобретает новую профессию, либо повышает квалификацию. Он не учит абстрактные знания и навыки, он учится решать задачи.

В общем-то, это и было основной предпосылкой возникновения 4C/ID модели. Проблема, которую она пыталась решить – это перенос совокупности знаний и навыков учащегося в реальную жизнь, которой свойственно большое разнообразие контекстов и нюансов. Как пишут авторы в Ten Steps to Complex Learning:

«Если пристально посмотреть на любого профессионала, то ему свойственно глубокое понимание предметной области, хорошие технические и когнитивные навыки, правильные паттерны поведения и установки. Многие из этих аспектов профессиональных компетенций не могут быть разбиты на атомарные частицы, а требуют целостного подхода к проектированию образовательного опыта.»

КОМПОНЕНТ 1: УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ

Первый этап модели 4C/ID – учебные задачи (learning tasks). Включает в себя 3 шага: сбор учебных задач, определение критериев оценки и создание последовательности задач.

Основные понятия

  • Аутентичные задачи – задачи, которые специалисты решают в реальных рабочих ситуациях.
  • Условие – описание контекста, ситуации, состояния, в котором решается аутентичная задача.
  • Цель – приемлемый вариант выполнения аутентичной задачи.
  • Решение – шаги по достижению цели.
  • Учебная задача – версия аутентичной задачи, адаптированная под решение в рамках курса.
  • Дерево навыков – иерархически выстроенная система навыков, необходимых для выполнения аутентичной задачи.
  • Неповторяющиеся навыки – навыки, которые учащиеся применяют в зависимости от специфики задачи. Для их реализации необходима вспомогательная информация, например, памятки.
  • Повторяющиеся навыки – навыки, которые будут применятся всегда одинаково в любой задаче. Для их реализации необходима своевременная информация, например, чек-листы, гайды.
  • Навыки, требующие автоматизма – навыки, которые должны применяться без дополнительных размышлений, для их развития необходима дополнительная практика.

Что делает методист?

Задача методиста на этом этапе заключается в том, чтобы с помощью исследования определить аутентичные задачи, и далее на их основе составить учебные задачи, определить критерии оценки для учебных задач и затем упорядочить их от простой к сложной.

На этом шаге нужно провести исследование, чтобы определить существующие аутентичные задачи. Далее выделить для выбранной задачи цель, условие и решение. И на их основе составить учебные задачи с возрастающей сложностью и уменьшающейся поддержкой для учащегося.

Чек-лист действий методиста

Проведено исследование для определения аутентичных задач. Используется исследование профессиональной деятельности специалистов с помощью опросов, наблюдения, интервью и метода «мысли вслух»

Определены аутентичные задачи
Выявленные аутентичные задачи соответствуют критериям:

  • реальные задачи из рабочей действительности специалиста
  • исходная информация по ним неполная
  • нет одного верного решения
  • включают несколько предметных областей
  • нельзя описать полностью (в реальной жизни будут свои уникальные вводные и нюансы такие, как целевая аудитория, ограничения, контекст и другие)

Для каждой аутентичной задачи выделены условие, цель и решение.

На основе условий, цели и решения составлены несколько или все учебные задачи следующих типов: готовый пример/кейс, перевернутая задача, задача на аналогию/имитацию, задача с неопределенной целью, задача на завершение, полуструктурированная проблемная задача.

Чтобы лучше понять типологию задач, рекомендуем посмотреть вот это видео:

Теперь смотрим цепочку задач, которые предлагаются обучающемуся:

Результаты шага

  • Определена и описана аутентичная задача
  • Сформирован список учебных задач

Пример

Представим, что мы создаем курс, который готовит графических дизайнеров с нуля до уровня junior. Пообщавшись с экспертами из индустрии, мы выяснили, что графический дизайнер решает следующие аутентичные задачи:
  • Создание рекламной графики (афиши, баннеры)
  • Создание логотипа
  • Создание каталога продуктов
  • и другие.

Во время курса мы научим студента решать каждую из задач. Но начинать проектировать программу обучения мы будем с проработки каждой из этих задач отдельно по модели 4C/ID. Начнем с задачи «создание каталога продуктов» (пример каталога, который создает графический дизайнер).
Если создание каталога продуктов – это аутентичная задача, то более простыми учебными задачами, которые будут входить в эту большую задачу, будут, например:

На этом шаге нужно составить дерево навыков – иерархически выстроенную систему навыков, необходимых для решения аутентичной задачи. Главное отличие от классического проектирования от цели в том, что мы вначале определяем задачу и только после этого формируем дерево навыков, необходимое для решения этой задачи. Для каждого навыка также должны быть определены поведенческие индикаторы и уровни/критерии оценки для каждого.

Чек-лист действий методиста

Построено дерево навыков под каждую аутентичную задачу
Определены категории каждого навыка:

  • неповторяющиеся
  • повторяющиеся
  • навыки, требующие автоматизма

Определена система оценки каждого навыка:

  • поведенческие индикаторы
  • градации и критерии оценки каждого индикатора

Результаты шага

  • Построено дерево навыков с конкретными навыками
  • Каждый навык отнесен к одной из категорий: неповторяющийся, повторяющийся или требующий автоматизма
  • Созданы критерии оценки для каждого навыка

Пример

Аутентичная задача: Создание каталога
Категории навыка

  • повторяющийся
  • неповторяющийся
  • требующий автоматизма

Пример дерева навыков в виде схемы:

Пример дерева навыков в виде таблицы:

Для лучшего понимания дерева навыков посмотрите видео, в котором этому вопросу посвящена первая половина ролика:

На этом шаге нужно сравнить получившееся дерево навыков со списком учебных задач, созданных ранее, и определить, достаточно ли учебных задач, чтобы охватить каждый из навыков и сформировать их, или же необходимо создать дополнительные классы задач.
После того, как учебные задачи созданы, начинается сборка программы: мы определяем как и в какой последовательности будут идти учебные задачи.

Их последовательность формируется по одному или нескольким из принципов:

  • Целостные задачи от простого к сложному: задача целиком выполняется сначала в более простых условиях (или с максимальным уровнем поддержки) и после этого в сложных (или с максимальной автономией)
  • Дробление задачи и выстраивание последовательности с конца: аутентичная задача может делиться на этапы и последовательность формируется с последнего этапа
  • Индивидуальная последовательность для разных учащихся: в зависимости от результатов оценивания учащихся проектируются индивидуальные траектории
  • Самонаправленное обучение: учащемуся предлагается самостоятельно выбрать последовательность решения задач.

Но порядок задач в последовательности также может отличаться в зависимости от типа учебных задач и их количества. Есть 3 подхода к построению порядка учебных задач:

  1. Изменение условий решения задачи (например, мы даем задачи на верстку макета в последовательности, где входная информация, сроки, объем задачи делают первую задачу более простой, а дальше усложняем задачи: сначала просим создать каталог из 3 страниц за неделю, а затем из 10 страниц, но также за неделю)
  2. Выделение классов задач с акцентом на разные навыки (например, класс задач с упором на выявление потребности заказчика, то есть учащийся также создает каталог, но больше времени уделяется именно навыку работы с ожиданиями и запросом заказчика)
  3. Прогресс знаний – сначала предлагаются задачи с небольшим количеством шагов и дополнительной информации для их решения, а затем учащийся решает более сложные задачи, требующие дополнительных шагов и знаний (например, сначала учащийся создает макет каталога по уже готовому шаблону, а затем мы предлагаем создать макет, где нет заранее определенной цветовой гаммы и стиля и соответственно мы дополняем на этом этапе задачу информацией, теорией для решения задачи).

Последовательность создается таким образом, что решая постепенно каждую из предложенных задач, студент в итоге получает необходимые знания и навыки для решения самой важной аутентичной задачи, ради которой по факту и проводится обучение.

Чек-лист действий методиста

Добавлены (при необходимости) учебные задачи для развития необходимых навыков
Внутри каждого класса выстроена последовательность учебных задач с использованием одного из принципов:

  • целостные задачи от простого к сложному
  • дробление задачи и последовательность с конца
  • индивидуальная последовательность для разных учащихся
  • самонаправленное обучение

Результат шага

Учебные задачи дополнены (при необходимости) и выстроены в последовательность – готова архитектура курса и тематический план.

Пример

Все та же глобальная задача, которую нужно решить в финале курса – создание каталога.
Создадим еще 2 задачи типа «задачи на завершение» по принципу решения целостных задач в порядке усложнения условий и уменьшения количества вспомогательных материалов:

1 задача (задача на завершение) Студенту представлен готовый каталог и ТЗ от заказчика. Необходимо проанализировать соответствие итогового каталога изначальному ТЗ.
2 задача (задача на завершение) Имеется драфт макета, а также есть подробное ТЗ от заказчика. Студенту необходимо доработать макет так, чтобы он соответствовал ТЗ.
3 задача (полуструктурированная задача) Студенту предоставляется только ТЗ от заказчика, по которому ему нужно сверстать каталог товаров с нуля.

Для лучшего понимания последовательности задач и того, как ее создать, рекомендуем вернуться к видео, которое было на предыдущем шаге, и посмотреть его вторую половину.

КОМПОНЕНТ 2: ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Второй этап модели 4C/ID – вспомогательная информация (supportive information). Включает в себя три шага: структурирование вспомогательной информации, анализ когнитивных стратегий и анализ ментальных моделей.

Основные понятия

  • Вспомогательная информация* (supportive information) – это знания, которыми необходимо обладать для решения аутентичной задачи.
    *Варианты перевода в русскоязычном контексте – базовая, сопровождающая, теоретическая, концептуальная, учебная, поддерживающая и др.
  • Вспомогательная информация состоит из трех компонентов: ментальные модели, когнитивные стратегии, когнитивная обратная связь.
  • Ментальные модели – это теория, описывающая область знаний, в которой решается аутентичная задача. Концепции, теории, определения, понятия, структура, взаимосвязь, механизмы функционирования, принципы работы – все это является частью ментальных моделей.
  • Когнитивные стратегии представляют собой основные способы решения аутентичных задач в конкретной профессиональной области – алгоритмы действий.
  • Ментальные модели и когнитивные стратегии должны быть осмыслены и присвоены учащимся в ходе обучения.
  • Когнитивная обратная связь – в 4C/ID когнитивная обратная связь необходима для активизации формирования ментальных моделей и когнитивных стратегий, их встраивание в собственную картину мира учащихся, его предыдущий опыт. Это достигается с помощью оценки и корректировки выполненных заданий, обмена опытом с другими учащимися, преподавателями, экспертами. Фактически, на этом этапе мы проектируем формирующее оценивание.

Зачем нужна вспомогательная информация?

Вспомогательная информация нацелена на развитие неповторяющихся навыков, применение которых зависит от контекста. Например, решение проблем, аргументирование и принятие решений, ведение переговоров.

Что делает методист?

Задача методиста на этом этапе – спроектировать вспомогательную информацию под ту сферу деятельности и формат курса, в которых решается аутентичная задача. Т.е. структурировать теорию и способы решения аутентичной проблемы и передать их учащимся.

Для лучшего понимания, что такое вспомогательная информация, рекомендуем посмотреть ролик (до 23-й минуты):

На этом шаге методист проектирует теорию и способы решения аутентичных задач. Если информации не хватает, переходит к шагу 5 и 6.

Чек-лист действий методиста

  • Тема курса изучена
  • Понятно, как организована теоретическая и практическая информация
  • В теоретическом материале обнаружены ментальные модели и когнитивные стратегии, и оценен их уровень разработки: много/мало* хорошо проработанной теории, стратегий, алгоритмов и т.д.
  • Информация собрана и структурирована под учебные задачи курса.

*Если ментальные модели и когнитивные стратегии разработаны плохо, их недостаточно, они противоречивы и т.д. – переходим к следующим шагам: анализ когнитивных стратегий и анализ ментальных моделей.

Результат шага

Информация по теме курса структурирована под задачи курса.

На этом шаге методист проводит интервью с экспертами в области и анализирует их когнитивные стратегии при решении аутентичных задач и систематизирует их в программе.

Чек-лист действий методиста

  • Проведено интервью (и/или другая форма исследования) с опытными специалистами и экспертами по теме курса
  • Проанализированы способы решения учебных задач, которые используются в выбранной профессиональной области
  • Способы решения учебных задач систематизированы в когнитивные стратегии

Результаты шага

Собраны когнитивные стратегии.

Пример

В рамках курса для графических дизайнеров когнитивная стратегия по решению учебной задачи «создание уникальной иллюстрации» может быть представлена так:

  1. ТЗ / Идея / Референс
  2. Рисуем скетч
  3. Согласовываем с заказчиком
  4. Если есть правки, то вносим их
  5. Делаем иллюстрацию
  6. Согласовываем с заказчиком
  7. Если есть правки, то вносим их
  8. Финальная иллюстрация

На этом шаге методист исследует и анализирует основные концепции, понятия и теории, которые необходимы учащемуся для решения аутентичных задач.

Чек-лист действий методиста

  • Проведено интервью (и/или другая форма исследования) с опытными специалистами и экспертами в теме курса
  • Проанализирована выбранная предметная область с точки зрения теоретических концепций, их взаимосвязи и принципов применения
  • Информация о том, как организована предметная область, переработана в ментальные модели

Результаты шага

Собраны ментальные модели

Пример

В рамках курса для графических дизайнеров ментальные модели могут быть следующими:

  • устройство Adobe InDesign и принципы его работы
  • основы типографики
  • основы рисунка
  • понятие графического дизайна

Следующий блок «Когнитивная обратная связь» не организован авторами в отдельный шаг, однако его описание приведено в The Four-Component Instructional Design Model An Overview of its Main Design Principles (Author Jeroen J. G. van Merriënboer, p.13-14).

Методист организует механизм когнитивной обратной связи, подходящий данному курсу, создает среду, в которой учащиеся могут взаимодействовать между собой, а также экспертами и преподавателями. Для этого методист может: выбрать релевантную форму домашнего задания, использовать чат бот или продумать систему тегов для общения в чате, проводить сессии Q&A.

Пример

В рамках курса для графических дизайнеров когнитивная обратная связь может состоять из оценки выполненных задач преподавателем и/или другими участниками, совместных воркшопов, групповых проектов и т.д.

КОМПОНЕНТ 3: СВОЕВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Третий этап модели 4C/ID – своевременная информация (procedural information). Включает в себя три шага: проектирование своевременной информации, анализ когнитивных правил, анализ предварительных знаний.

Основные понятия

  • Своевременная информация (procedural Information) — информация, которая может помочь решить задачу в моменте. Инструкции, чек-листы, демонстрация решения, шаблоны, корректирующая обратная связь – все это относится к своевременной информации.
  • Когнитивное правило – это алгоритм, который помогает совершить то или иное действие, направленное на решение конкретной задачи. Когнитивные правила очень похожи на когнитивные стратегии. Если когнитивные стратегии описывают решение большой задачи, то когнитивные правила направлены на решение определенной подзадачи.
  • Предварительные знания – это то, что нужно знать или изучить до того, как приступить к применению когнитивного правила конкретной задачи.

Для лучшего понимания своевременной информации рекомендуем вернуться к предыдущему видео ролику и просмотреть его, начиная с 23-й минуты.

Зачем нужна своевременная информация?

Своевременная информация снижает когнитивную нагрузку на рабочую память учащегося и помогает ему сфокусироваться на сути задачи, используя для решения задания подсказку – алгоритм решения задачи. То есть учащемуся не нужно держать в голове последовательность шагов для решения задания.

Например, студенту на обучении графическому дизайну необходимо определить шрифт в журнале и описать плюсы и минусы использования данного шрифта. Чтобы студенту не держать в голове весь каталог шрифтов, он может воспользоваться подсказкой – онлайн-сервисом для определения шрифта, и сфокусироваться на описательной части задания.

Что делает методист?

Задача методиста на этом этапе спроектировать своевременную информацию, которая поможет слушателю решить задачу в тот момент, когда он с ней столкнётся. Методисту необходимо выделить алгоритмы, которые описывают корректное проявление повторяющихся составных навыков, необходимых для выполнения рутинных операций.

На этом этапе нужно описать последовательность шагов и решений, необходимых для выполнения повторяющихся задач.

Чек-лист действий методиста

  • Собрана база материалов (инструкций, чек-листов, алгоритмов решения и т. д.), которые помогут решить конкретную задачу
  • Определено, какие именно материалы помогут слушателю решить задачу в тот момент, когда он с ней столкнётся

Результат шага

Определена необходимая своевременная информация и ее форма

Пример

Перед студентом стоит задача: проанализировать предложенный каталог и определить, какие инструменты, художественные, стилистические решения были использованы, какие шрифты и почему.

Для решения этой задачи необходимо подготовить следующие дополнительные материалы:

  • список инструментов для создания каталога (с примерами реализации)
  • список программного обеспечения для создания каталога
  • памятка по стилям в графическом дизайне
  • онлайн сервис с каталогом шрифтов.

На этом шаге методист анализирует и проектирует те шаги, которые необходимо выполнить при отработке повторяющихся навыков в аутентичных задачах.

Чек-лист действий методиста

  • Выделить шаги, которые повторяются при выполнении рутинных действий
  • Сформулировать правила для выполнения определенных действий при решении задачи
  • Описать последовательность шагов и решений, необходимых для выполнения задачи

Результат шага

Собраны когнитивные правила под все рутинные действия

Пример

Перед студентом стоит задача: проанализировать предложенный каталог и определить, какие инструменты, художественные, стилистические решения были использованы, какие шрифты и почему.

Рассмотрим на примере подзадач:

  1. Определить какие шрифты используются в предложенном каталоге
  2. Определить какие инструменты используются в предложенном каталоге

Используем правило: ЕСЛИ условие, ТО действие.

Если необходимо определить тип шрифта, то для поиска воспользуйся онлайн сервисом с каталогом шрифтов. А если необходимо определить инструменты в предложенном каталоге, то сверься со списком инструментов для создания каталога.

На данном этапе для каждого когнитивного правила нужно сформулировать знания, которые позволят корректно применить это правило, выполнить процедуру и принять решение.

Чек-лист действий методиста

  • Сформулировать предварительные знания, чтобы применить когнитивное правило или принять корректное решение

Результат шага

Сформулированы предварительные знания.

Пример

Рассмотрим следующее когнитивное правило: если необходимо определить тип шрифта, то для поиска воспользуйся онлайн сервисом с каталогом шрифтов.

Для того чтобы следовать данному когнитивному правилу необходимо, чтобы студент знал основы типографики графического дизайна.

КОМПОНЕНТ 4: ЧАСТИЧНАЯ ПРАКТИКА

Четвертый этап модели 4С/ID – частичная практика (part-task practice). Включает в себя заключительный 10-й шаг – создание частичной практики.

Основные понятия

  • Частичная практика (part-task practice) – это задания, направленные на автоматизацию конкретного навыка.

Зачем нужна частичная практика?

Аутентичные задачи, ввиду масштабности, не могут в полной мере обеспечивать отработку определенных навыков, поэтому для достижения высокого уровня автоматизма используют задания с частичной практикой. Такие задания проектируется из повторяющихся задач и могут встраиваться между различными этапами модели и циклично повторяться.

Чаще всего для такого типа задач используется формат опросов/тестов/квизов/викторин и тренажеров с автоматической проверкой (т.е. с определенными правильными ответами) и кратким пояснением (обратной связью) к ним.

Чек-лист действий методиста

  • Определено количество рутинных задач, которые нужны учащимся на высоком уровне автоматизации
  • Выбраны форматы (опрос/тест/квиз/викторина/тренажер с автоматической проверкой)
  • Составлены вопросы, ответы и прописана обратная связь к каждому правильному и неправильному ответу
  • Выбраны точки встройки между этапами модели

Результат шага

Спроектированы задания в виде викторин, тренажеров и т.п. с несколькими вариантами ответов с заготовленной обратной связью на все ответы.

Пример

Частичная практика на рутинную задачу «Поиск шрифта Adobe InDesign».

Цель: доведение до автоматизма знания команд и путей установки шрифтов в Adobe InDesign.

Вопрос для викторины (в задание между 6 и 7 лекцией):

Как найти команду “Replace With”?

  • Type › Find Font (корректно) (Обратная связь: Верно! Replace With находится слева внизу в окне Find Font)

  • Type ›Find Next (Обратная связь: Повторите раздел Fonts in Documents + *ссылка на раздел*)

  • Type › Find Font ›Find Next (Обратная связь: Повторите раздел Fonts in Documents + *ссылка на раздел*)

  • Type ›More info (Обратная связь: В More info содержится следующая информация:

Повторите раздел Fonts in Documents + *ссылка на раздел*)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом гайдлайне мы рассмотрели определение, основные компоненты модели 4C/ID, 10 шагов, составляющих эти компоненты, разобрали действия методиста на каждом этапе и на сквозном примере показали, как все это может работать.

Модель действительно подходит тем программам, которые работают со сложными и комплексными навыками, учитывает когнитивную нагрузку на студента во время обучения и основаны на доказательных практиках. При этом она сложносоставная, поэтому мы рекомендуем осваивать ее постепенно.

Удачи в освоении 4C/ID! Мы будем рады вашему фидбеку!

ИСТОЧНИКИ

Мы благодарим Дарью Савельеву, Анну Павлову, Андрея Мельниченко и Инессу Абрамян за помощь с разбором этой темы в комьюнити LLLab.

  1. Материалы сайта Eduspace, Дарья Савельева
  2. Four component Instructional Design Model, Paul Kirschner, J. G. van Merriënboer
  3. Ten Steps to Complex Learning, Paul Kirschner, J. G. van Merriënboer
  4. Designing instruction for complex learning: 4C/ID in higher education, Jimmy Frerejean Jeroen J.G. van Merriënboer Paul A. Kirschner Ann Roex Bert Aertgeerts Marco Marcellis
  5. From Lecture to Learning Tasks: Use of the 4C/ID Model in a Communication Skills Course in a Continuing Professional Education Context, A. P. Susilo, J. G. van Merriënboer, J. van Dalen, M. Claramita, and A. Scherpbier
  6. Как проектировать долгосрочные образовательные программы, Lllab
  7. Проектирование комплексного обучения, Lllab