Рост целевого набора и увеличение количества призеров Всероссийской олимпиады неизбежно должны были привести к сумасшедшему конкурсу на самых востребованных направлениях в топ-вузах. Кроме того, из года в год мы наблюдаем высокий контраст: для поступления на бюджетное обучение в некоторые региональные педвузы достаточно набрать 130-140 баллов за три ЕГЭ, в то время как в столице зачастую даже максимальный результат по всем предметам итоговой аттестации не гарантирует выпускнику школы поступление в вуз мечты на популярную специальность. В этом году ярко и выпукло проявилось все перечисленное: и удивительно низкие баллы ЕГЭ будущих педагогов, и зашкаливающее число призеров школьных олимпиад, и странные целевики от органов государственной власти субъектов РФ. Удивительные факты приемной кампании – в нашей статье.

activityedu.ru, 7 сентября 2020


Бюджетных мест больше, но конкурс растет

Каждый год нам сообщают, что в России растет интерес к получению среднего специального образования. Возросшая популярность колледжей и техникумов в сочетании с увеличением числа бюджетных мест в вузах, казалось бы, неминуемо должна привести к снижению конкурса при поступлении в университеты. Но что мы наблюдаем в действительности? На деле российские вузы зафиксировали небывалый приток абитуриентов и рост конкурса. Парадокс, скажете вы? Только на первый взгляд. Объясню это кажущееся противоречие в конце статьи, а сейчас – к обещанным фактам. Любопытным, неожиданным и, к сожалению, по большей части не позитивным.

Будущие учителя – кто они?

Весной текущего года распоряжением правительства РФ 33 федеральных вуза педагогического и социально-педагогического профилей были переданы в ведение Минпросвещения. Несмотря на бравурные сообщения министерства о подготовке учителей новой формации и превращении педвузов в источник педагогических инноваций, есть веские основания полагать, что учительская профессия выглядит не очень привлекательно для выпускников школ. И приемная кампания убедительно продемонстрировала это.

В прошлом году мне казалось, что баллы для поступления на бюджет в некоторые педвузы неприлично низкие. Так, к примеру, в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина, расположенном в Бийске, на направлении «Педагогическое образование» по профилю «Физика и информатика» достаточно было набрать 144 балла за три ЕГЭ, а в Глазовском государственном педагогическом институте имени В. Г. Короленко 154 балла обеспечивали зачисление на то же самое направление по профилю «Математика и информатика».

Как же я заблуждался: в этом году пороговые баллы продолжили падение. В Бийске, например, для обучения на бюджете на «учителя новой формации» нужно набрать 138 баллов для профиля «Русский язык и литература» и 131 балл – для профиля «Математика и информатика». Только теперь под эгидой Минпросвещения. Через несколько лет учитель русского языка, сдавший ЕГЭ по этому предмету на 43 балла, и учитель математики, набравший на профильном ЕГЭ 44 балла, будут внедрять в школах педагогические инновации.

Итоги приемной кампании во всех 33 педвузах Минпросвещения я не изучал, но похожие результаты видел и в других университетах, подведомственных министерству. К сожалению, мы никогда не узнаем, как к такому набору относится Сергей Кравцов, потому что о провалах и недоработках министр просвещения предпочитает не говорить – только о победах.

Целевой набор: идея и исполнение

Целевой прием в вузы в том виде, как он был задуман и как должен функционировать, вполне заслуженно можно назвать эффективным средством для ликвидации дефицита квалифицированных работников в конкретной отрасли или в рамках субъекта РФ, поскольку, получив диплом, выпускник обязан отработать установленный договором период времени в направившей его организации. Предприятие или регион, куда по разным причинам сложно заманить выпускника инженерного или медицинского вуза, гарантированно получает квалифицированного сотрудника как минимум на несколько лет. Так этот механизм должен работать. А как это выглядит в реальности? Приведу несколько примеров.

Правительство одной из республик заключило договор с Высшей школой экономики (ВШЭ): на направлении «Реклама и связи с общественностью» будет проходить обучение в рамках целевого набора молодой человек, набравший за три ЕГЭ плюс индивидуальные достижения (ИД) 211 баллов, результат по русскому языку – 66 баллов. Для справки: для прохода на бюджет на это направление требовалось 300 баллов. Как вы полагаете, действительно в столице республики через 4 года сложно будет найти квалифицированного специалиста по рекламе и связям с общественностью для работы в правительстве этого субъекта РФ? Нет, конечно. Захотели бы – конкурс провели и выбрали лучшего из лучших, но уже подписан договор с молодым человеком, показавшим посредственные результаты.

Правительство другой республики заключило договор с МГУ им. М. В. Ломоносова о целевом обучении на юридическом факультете молодого человека, который за три ЕГЭ, дополнительное вступительное испытание и ИД набрал в сумме 219 баллов (по истории – 48, по русскому языку – 55). Проходной балл на бюджет на направлении «Юриспруденция» – 358. Тот же вопрос: правительство республики боится, что через несколько лет не найдет в штат грамотного юриста? Иначе как объяснить, что подписывается договор с выпускником школы, обладающим откровенно слабыми знаниями?

Когда мама – заместитель губернатора

Изначально не собирался приводить точные наименования субъектов РФ и фамилии студентов, поскольку моя статья – это не расследование, я всего лишь хочу привлечь внимание властей к искажениям здравой в общем-то идеи целевого набора, но в одном из примеров все же вынужден назвать «героев». Речь пойдет о Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края и заместителе губернатора Забайкальского края Ванчиковой Аягме Гармаевне, дочь которой поступила в Международный институт энергетической политики и дипломатии (МИЭП) МГИМО на программу «Международные отношения и энергетическая дипломатия» в пределах целевой квоты.

Фрагмент приказа ректора от 22.08.2020 г. о зачислении в рамках целевой квоты на сайте приемной комиссии МГИМО

Легко заметить, что девушка очень хорошо сдала ЕГЭ. С такими баллами она могла бы изучать международные отношения практически в любом вузе России, но именно в МИЭП МГИМО в этом году даже набравшие 305-307 баллов абитуриенты не прошли на бюджет.

Некоторые СМИ написали об этой ситуации, посчитав ее неординарной: договор с администрацией Агинского Бурятского округа Забайкальского края заключила дочь не врача, учителя или инженера, а заместителя губернатора субъекта РФ. И даже после этого я не стал бы называть фамилию и приводить фрагмент приказа, но Аягма Ванчикова в видеообращении в социальной сети «Инстаграм» обвинила людей, высказавших свою точку зрения на эту историю, в «организованной травле» ее дочери. Позже замгубернатора удалила этот пост, но многие СМИ сохранили запись.

У каждого из вас наверняка есть собственное мнение относительно целевого набора в вузы как средства ликвидации дефицита квалифицированных сотрудников на предприятиях и в регионах. Интересна, разумеется, и ваша оценка описанной ситуации. Буду признателен, если вы поделитесь своими мыслями и предложениями.

Может ли четырехсотбалльник не пройти на бюджет

Чтобы подробно описать, как на конкурс в вузы повлияло решение Минпросвещения об отмене заключительного этапа Всероссийской олимпиады и признании призерами всех одиннадцатиклассников, набравших на региональном этапе проходной балл для участия в финале, потребуется отдельная большая статья с цифрами и диаграммами. Здесь же рассмотрим лишь несколько примеров.

МИЭП МГИМО, программа «Международные отношения и энергетическая дипломатия»

В соответствии с контрольными цифрами приема (КЦП) для этой программы выделено всего 10 мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований, из них 1 место в пределах особой квоты и 3 в рамках целевого набора. В итоге 6 мест заняли победители и призеры Всероссийской олимпиады по истории, 1 место по особой квоте (282 балла) и 3 места по целевому набору (278, 252 и 239 баллов). Не смогли пройти на бюджет этой программы не только абитуриенты, набравшие 305-307 баллов (три «сотки» плюс ИД), но и несколько призеров Всероса, имеющих право поступления без вступительных испытаний (БВИ). Они были зачислены на другие направления МГИМО.

МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет биоинженерии и биоинформатики

Количество бюджетных мест для обучения на бакалавриате по специальности «Биоинженерия и биоинформатика» – 30, в том числе 3 места для поступающих по особой квоте и 3 для целевиков. В итоге 28 мест заняли победители и призеры Всероса по биологии, 1 место в рамках целевой квоты получил абитуриент, набравший за четыре ЕГЭ, дополнительное вступительное испытание и ИД 433 балла, и 2 места досталось поступающим в рамках особой квоты (415 и 349 баллов).

ВШЭ, направление «Прикладная математика и информатика»

Направление «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) на факультете компьютерных наук ВШЭ для дальнейшего обучения выбрал выпускник костромской школы №30 Дмитрий Ломсадзе, сдавший в этом году на 100 баллов ЕГЭ по математике, информатике, физике и русскому языку.

В этом году в ВШЭ для обучения на бюджетных местах на ПМИ выделено 126 мест, из них 25 предусмотрены для лиц, имеющих особые права, и для поступающих на места в пределах целевой квоты. При этом в списке абитуриентов, подавших заявления на ПМИ, оказалось 160 человек, обладающих правом поступления БВИ, то есть даже не все олимпиадники вписывались в установленные КЦП. В такой ситуации ВШЭ поступает следующим образом: абитуриенты, обладающие правом поступления БВИ, но не вписывающиеся в КЦП, приглашаются на обучение за счет средств университета. Кроме того, такие же приглашения получают и несколько абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ. В этом году 15 человек, которые набрали за три ЕГЭ и ИД не менее 303 баллов, зачислены на обучение за счет средств ВШЭ на направление ПМИ. Среди них и Дмитрий Ломсадзе, в активе которого 308 баллов (по 100 баллов за ЕГЭ по математике, информатике и русскому языку и 8 баллов за индивидуальные достижения).

Почему растет конкурс

Уважаемые читатели, вы еще не забыли противоречие, которое было отмечено в самом начале статьи? Почему конкурс в вузы растет, если бюджетных мест становится больше?

Дело в том, что правительство увеличивает количество бюджетных мест не в тех вузах, которые востребованы у выпускников, а в региональных, которые не слишком интересны для молодых людей, стремящихся к получению качественного высшего образования. В результате в столице даже 100 баллов на ЕГЭ не всегда гарантирует поступление в университет мечты, а во многих региональных вузах, в том числе и на педагогические специальности, проходной балл на бюджет падает до 130-150 баллов за три ЕГЭ.

На состоявшемся в начале года совместном заседании Госсовета и Совета по науке и образованию Владимир Путин, объясняя отток молодежи из регионов, заявил:

Выбор многих выпускников школ в регионах хорошо понимаю. Они уезжают в столицы, где и образование лучше, и жизнь интереснее. Это мы с вами прекрасно понимаем, отдаем себе в этом отчет. <…> Нужны условия для самореализации молодых людей, современные, привлекательные стандарты жизни и учебы, возможности для достижения успеха.

Увеличение бюджетных мест в региональных вузах – прекрасная мера, но это не остановит отток умных и энергичных молодых людей, если в регионах не будет качественного высшего образования, ясных перспектив трудоустройства выпускников на высокотехнологичные места, достойной зарплаты, комфортной социальной и культурной инфраструктуры.