Все среды дистанционного обучения (СДО) делятся на 2 большие группы — платные и бесплатные (вот здесь можно посмотреть хороший аналитический обзор). Большинство платных систем, помимо платы за них, привязаны к продуктам Microsoft. Мы пользуемся сами и настоятельно рекомендуем организациям бесплатную СДО Moodle, которая является самой распространенной СДО в мире — показатели обновляются в реальном времени вот здесь.

по данным на 12 сентября 2017

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – программное обеспечение с открытым кодом, которое устанавливается на сервере образовательной или иной организации и полностью ей подконтрольно, в отличие от Windows. От своих пользователей: студентов, слушателей, разработчиков курсов, преподавателей и остальных, — Moodle не требует ничего, кроме доступа в Интернет и более или менее актуального браузера. В результате вокруг Moodle сложилось «наиболее активное международное сетевое сообщество разработчиков и пользователей, которые делятся опытом работы на платформе, обсуждают возникшие проблемы, обмениваются планами и результатами дальнейшего развития среды».

  • Нередко можно услышать вопрос: «А как же они живут, если не берут с клиентов денег?» Наблюдения за соответствующими публикациями привели к гипотезе, что бизнес-модель разработчиков Moodle предполагает поступление средств не только в виде мелких разрозненных пожертвований (внести платеж можно здесь), но и серьезного финансирования от крупнейших университетов мира типа Массачусетского технологического, Университета Финикса (крупнейший в мире университет дистанционного образования). А финансируют они Moodle именно в силу его прогрессивности, которая достигается постоянным тестированием СДО миллионами пользователей и обратной связью от них. Эти же пользователи обеспечивают поступление идей развития Moodle.

Таким образом, затраты на внедрение СДО складываются из затрат другого рода:

  1. На освоение Moodle персоналом. Очень зависят от входного уровня ИТ-компетенций и могут быть как совсем небольшими, так и достаточно значительными. Например, типичная цена на повышение квалификации 1 слушателя с невысоким входным уровнем составляет 3500 для базового уровня освоения и 12500 для уровня методолога. Таким образом, обучение группы в 20 человек стоит 250 тыс. руб. Но если инициативная группа подобрана хорошо, а ее последующая деятельность поддерживается руководством, то они обучат всех остальных. Вузам также предлагается прогрессивная схема внедрения Moodle посредством обучения студентов-старшекурсников, реализация которой обсуждается с каждым вузом отдельно.
  2. На техническую поддержку Moodle. Очень скромные затраты, которые не стоит серьезно обсуждать — от 300 до 2000 руб. в месяц при работе на внешнем хостинге. Обслуживает Moodle ИТ-персонал в рамках своей обычной зарплаты.
  3. На обновление контента, управление обучением и квалификацией персонала и т.д. Это та деятельность, которая непосредственно и дает эффект в виде роста производительности труда, квалификации, улучшения корпоративной культуры и т.д. Затраты на такое управление заключаются в оплате труда соответствующего персонала и являются эффективными.