Виртуальная и дополненная реальность перевернут ваши представления об образовании.

e-xecutive.ru


Преподаватель у доски, слайд-шоу на экране, студенты за партами – признаки исчезающей реальности. На смену ей стремительно движется реальность виртуальная и дополненная. Компании тратят на эксперименты с virtual reality / augmented reality $360 млрд в год, по мнению участников рынка, опрошенных редакцией Executive.ru, это – только начало. Технологии VR и AR востребованы в энергетике, промышленности, строительстве, медицине, ритейле…

Антон КучмаУсвоение знаний возрастает до 75%

Антон Кучма, руководитель практики новых технологий Accenture Russia

VR и AR-решения проникают в образование стремительными темпами, и мы говорим о глобальном тренде: по оценкам исследования Всемирного экономического форума, к 2020 году почти 35% навыков, необходимых в работе, изменятся; компании чувствуют необходимость сосредоточиться на продвинутых методиках корпоративного обучения. На эти задачи компании по всему миру тратят более $360 млрд, со временем эта цифра будет расти, и перераспределяться в пользу продвинутых технологических решений. Пассивное обучение и запоминание – модель прошлого, как показывают исследования, обучение на основе переживаемого эмоционального опыта повышает качество усвоения знаний до 75%.

Дополнительный эффект от использования VR и AR в обучении можно отметить практически в любой области, а лидерами по темпам адаптации такого формата обучения можно назвать ресурсные компании (добыча, переработка и транспортировка), производителей индустриального оборудования, медицину и торговлю.

  • В автомобильной промышленности VR используется для обучения инженеров и минимизации стоимости «обучения на собственных ошибках». За счет моделирования сотрудники оценивают функциональность, ограничения и юзабилити тех или иных решений еще до их промышленных реализаций.
  • В энергетике VR-решения позволяют сотрудникам атомной электростанции представить, что было бы во время расплава реактора на атомной станции, так можно реагировать на чрезвычайную ситуацию с меньшей паникой и большей степенью контроля.
  • В сфере ритейла сеть Walmart использует VR для подготовки менеджеров магазинов к «черной пятнице», самому большому дню покупок в Америке. Walmart планирует внедрить технологию в 200 учебных центрах.
  • На транспорте VR-решение помогает процессу обучения наземного персонала стыковке трапа с самолетом, чтобы значительно сократить расходы на топливо, логистику и оборудование, предлагая безопасную среду обучения для сотрудников.
  • В медицине VR-инструменты помогают обучать хирургов, что снижает количество ошибок на 40% при проведении реальных операций.

Результаты исследования Accenture Technology Vision 2018 показывают, что 36% руководителей в качестве драйвера использования AR/VR-технологий при обучении выделяют устранение дистанционных барьеров между людьми (и как следствие, информацией). Благодаря иммерсивному (использующему эффект присутствия – Executive.ru) опыту, компании могут использовать опыт тысяч специалистов из любой точки мира для обогащения базы обучения.

Илья ВигерУ предприятий появятся цифровые двойники

Илья Вигер, генеральный директор VR Concept

Наиболее успешно в области технического обучения применяются классы виртуальной реальности, где аватар преподавателя может сопровождаться использованием цифрового двойника на основе CAD/BIM-модели. В 2018 году прошли первые пилоты и внедрения, в 2019 году вузы и корпорации продолжают активно внедрять данное решение. Я считаю, именно класс виртуальной реальности – наиболее эффективный инструмент коллективного интерактивного обучения в VR.

Во-первых, растет роль цифровых двойников изделий, которые в рамках цифровой экономики становятся цифровыми активами. Все новые проекты делают в цифровом виде. Обучение студентов и сотрудников на цифровых двойниках реальных проектируемых, строящихся или эксплуатируемых объектах дает более точное и детальное представление о том, как устроен конкретный завод, именно этот двигатель или эта машина. К тому же, отпадает потребность обращения к сторонним организациям для создания образовательного контента – цифровые двойники, разработанные вузом или корпорацией – и есть контент. Во-вторых, обучение в VR – максимально быстрый способ получения опыта работы со сложными техническими объектами и обретения понимания того, как все устроено и почему именно так.

Да, цифровые двойники есть не у всех предприятий и образовательных учреждений. Но идет тренд на понимание экономической целесообразности разработки цифровых моделей предприятий, строительных объектов, оборудования. И в ближайшие пять лет они будут применяться повсеместно, тем более что правительство стимулирует такой подход.

Использование VR/AR очень актуально для вузов, которые чувствуют потребность в подготовке специалистов, обладающих навыками в области цифровой промышленности и цифрового строительства. Сегодняшние выпускники, придя на предприятия, уже должны обладать этими навыками и знаниями технологии цифрового проектирования. При этом сфера образования достаточно консервативна, поэтому ожидать, что за 3-5 лет повсеместно будут внедрены классы виртуальной реальности, не стоит. Однако существенный шаг в эту сторону будет сделан.

Светлана ИльинаАктивнее всего VR и AR используют крупные мировые компании

Светлана Ильина, руководитель отдела корпоративного обучения iSpring

Рынок технологий виртуальной и дополненной реальности к 2020 году вырастет более чем в 10 раз по сравнению с 2017 – с $3,3 млрд до $37,7 млрд, говорится в отчете аналитической компании SuperData. При этом сместится фокус – из сферы игр технологии перейдут к обучению, считают аналитики. Активнее всего VR и AR в обучении используют крупные мировые компании. Так, например, в сентябре 2018 года руководство Walmart купило 17 тысяч гарнитур Oculus Go. Теперь более миллиона сотрудников ритейл-гиганта тренируются на виртуальных полигонах. Здесь люди учатся работать с клиентом, расставлять товары на полках, работать с корпоративным ПО.

В KFC для стажеров разработали виртуальный квест, в котором они готовят куриные крылышки по рецептам компании, без риска обжечься маслом или испортить продукт. С помощью платформы Medical Realities начинающие врачи тренируются проводить сложные операции.

Калифорнийская страховая компания Farmers Insurance обучает в виртуальной реальности оценщиков ущерба, нанесенного домам. Чтобы понять, как сильно поврежден пол или насколько серьезно протекают трубы, стажеру приходится буквально становиться на колени, «заглядывать» под виртуальную раковину и визуально оценивать ущерб.

Ритейл, фудтех, медицина, страхование – VR работает везде. Пожалуй, популярнее всего технология в промышленной сфере, где цена ошибки очень высока. Например, в нефтедобывающей компании Schlumberger на виртуальных тренажерах учат новичков работать на буровых вышках. В Fordсообщили, что VR помогло сократить число больничных из-за травм на производстве на 75%.

Мировой рынок AR пока уступает виртуальной реальности, однако здесь тоже есть хорошие образовательные проекты. К примеру, при помощи AR-приложения инженеры устанавливают электропроводку в самолетах Boeing. Это сокращает время работы на 25%, отмечают в компании. В BMW выпустили AR-руководство, которое помогает начинающим механикам обнаружить и устранить поломку в автомобиле.

Россия отстает от Запада в интегрировании VR и AR в бизнес-процессы, примерно, на 1-1,5 года. В основном, технологию используют крупные компании. Например, электромеханики РЖД учатся ремонтировать станочный электропривод. Активно осваивает технологию и «Газпром» – компания вложила в VR 20 млн руб.

VR осваивают и российские университеты. Студенты Санкт-Петербургского технического университета в 3D-мире готовят к запуску космические ракеты. Университет ИТМО обустраивает учебные аудитории в виртуальной реальности, в которых готовятся обучать студентов дистанционно.

Одна из основных причин, по которой VR до сих пор не стал главной технологией в корпоративном обучении России – цена. Разработка качественного виртуального тренажера в России, как правило, стартует от миллиона рублей. Потолка нет – все зависит от сложности и объема задач. Потратить деньги придется и на оборудование. Например, один VR-шлем Oculus Rift стоит около $500.

Пока бизнесу выгоднее вкладываться в более доступные инструменты, которые при этом не уступают в эффективности. Зачем тратить миллионы на виртуальный курс, который имитирует разговор с недовольным клиентом, когда можно собрать диалоговый тренажер.

При этом я считаю, что хайп на VR и AR будет постепенно спадать, если разработчики не найдут способ удешевить технологии и сделать их доступнее для бизнеса.

Алексей ЛисовицкийЭто полезно практически в каждой отрасли

Алексей Лисовицкий, пресс-секретарь Deus

Цель применения технологии состоит в оттачивании профессиональных навыков сотрудников с максимальным погружением в среду, но без выезда на объекты. Это полезно практически в каждой отрасли, от симуляторов любой профессиональной деятельности в вузах до ускорения наработки навыков при переподготовке пилотов на новые воздушные суда, а также в архитектурном и промышленном моделировании сложных объектов и при отработке действий в опасных ситуациях и средах, которые лучше не моделировать вживую.

В данной области наибольшей привлекательностью обладают симуляторы. Подобные решения активно внедряют крупные западные компании, такие как Nokia, KFC и Walmart. Они изучают виртуальную реальность годами.

Для реалистичности моделирования больших пространств лучше всего применять привязку виртуальной локации к реальной, что возможно благодаря специальным системам отслеживания пользователей.

Виртуальная реальность, обладая возможностью передавать реалистичные ощущения в любой моделируемой среде, также является многообещающим инструментом корпоративных тренингов для стрессовых офисных ситуаций, таких как публичные выступления или программы для обучения поведению при нарушениях безопасности или личного пространства. Дополненная же реальность хорошо проявила себя как инструмент полевого обучения, когда специалист получает от очков (планшета, смартфона) подсказки, скажем, по распределению товаров на крупном складе или установке деталей при сервисном обслуживании техники.

Влада СайфетдиноваVR научит врачей действовать в критических ситуациях

Влада Сайфетдинова, медицинский директор Международного медицинского кластера

Технологии виртуальной реальности успешно развиваются в различных сферах жизни, и одним из самых перспективных направлений является обучение в медицине – отрасли, где ошибка специалиста может стоить жизни. С помощью VR студенты и врачи могут побывать в критических ситуациях и научиться оказывать помощь в экстренных случаях.

Одно из востребованных направлений – обучение на симуляционном оборудовании, создающем клинические ситуации, максимально приближенные к реальным. Кроме роботов, в симуляционном центре есть виртуальные симуляторы по гистероскопии, хирургической процедуре, регулярно применяющейся в гинекологии. Симуляторы оснащены компьютером, который при необходимости подсказывает врачу правильный способ выполнения процедуры.

Фиксируя действия врача, компьютер по завершении операции подводит итоги и показывает статистику, что позволяет разобрать с преподавателем все действия и ошибки. Создание тренажеров-симуляторов на базе технологий виртуальной реальности позволяет добиться хороших результатов: улучшить качество обучения врачей, сократить затраты на него и снизить количество врачебных ошибок.

Виртуальная реальность также способна подготовить врачей к сложнейшим операциям. Переводя компьютерную томографию в трехмерное изображение, VR-технологии предоставляют возможность изучать в виртуальном пространстве органы и ткани до операции, анализируя возможные сложности. Используя такую технологию, хирурги смогли разделить сиамских близнецов, сросшихся черепами. Подобные случаи крайне редки, и необходима тщательная подготовка к каждой операции – риск фатального исхода велик. В России подобный подход пока не практикуется, но мы уверены, что в ближайшее время технологии распространятся и в нашей стране.

Перспективу рынка виртуальной реальности в медицине хорошо понимают бизнес-аналитики. Так, согласно отчету Grand View Research, к 2025 году объем мирового рынка технологий дополненной и виртуальной реальности для здравоохранения приблизится к отметке в $5,1 млрд.

Виктор ДеминСтоимость VR-устройств падает с каждым годом

Виктор Демин, руководитель проекта VR Chemistry Lab

В ближайшие 3-5 лет VR будет использоваться все активнее, и для этого есть серьезные экономические обоснования. При обучении сотрудника использовать скрипт гораздо проще и дешевле, чем нанимать высококвалифицированного тренера.

Любое знакомство со сложным или труднодоступным оборудованием, например, на производстве и авиации, разумнее начинать с VR-симуляторов. На первый взгляд они кажутся дорогим девайсом, но как только неопытный сотрудник сломает прибор стоимостью в десятки тысяч долларов, то сразу станет очевидным, зачем нужен симулятор, и насколько он в итоге дешевле. Кроме того, стоимость VR-устройств падает с каждым годом.

Третья сфера применения, где VR будет набирать обороты, лежит в зоне проведения совещаний и всевозможных встреч. Во-первых, можно колоссально сэкономить на логистике, во-вторых, обеспечить более глубокое погружение в предмет. Человек не сможет отвлекаться на телефон и другие внешние факторы: если участник снял шлем, это все увидят. Думаю, что географические масштабы нашей страны обеспечат VR быстрое развитие и большую популярность.