Бреслав Е.П. Впервые опубликовано на сайте Академии Пастухова.
А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Нам, специалистам центра дистанционного обучения (ЦДО), часто задают этот вопрос. Он связан с тем, что обучение дистанционным образовательным технологиям у нас ведется в два уровня:
- Базовый уровень, который можно пройти самостоятельно и дистанционно всего за 3,5 тысячи рублей, и
- Продвинутый уровень, которому мы учим очно в групповом режиме и где заказчиками являются крупные компании или университеты.
И если человеку доступен только базовый уровень, то он, конечно, интересуется, насколько его достаточно?
Отвечаем – достаточно. Даже из простых ресурсов Moodle можно создать отличный дистанционный курс.
Ключевым фактором успеха здесь является программа курса.
Начинаем с конца
Секрет в том, что эта программа должна идти «с конца», т.е. от результатов обучения. Результаты обучениядолжны быть прописаны очень хорошо. Что это значит?
- Результат обучения должен быть востребованным – студент/ученик/слушатель должен понимать, ради чего он учится. Даже если речь идет о фундаментальной дисциплине, более чем целесообразно показать, каковы выходы из нее; а уж если речь идет о дополнительном профессиональном обучении, то без понимания результатов взрослый человек ни одного слова не прочитает. Правильные результаты обучения: составленный план, решенная задача и т.д., — наглядны, ощутимы и проверяемы.
- Указывается уровень результата обучения. Всего их шесть в соответствии с таксономией Блума, но их удобно разделить на две ступени:
- Начальные результаты – знание и понимание;
- Продвинутые результаты – применение, анализ, оценка и синтез.
Проверяем достижение задуманного
В соответствии с характером и уровнем результатов обучения на втором шаге мы решаем, как мы результаты обучения будем проверять:
Начальные результаты – знание и понимание | Продвинутые результаты – применение, анализ, оценка и синтез |
Знание и понимание хорошо проверяются при помощи тестов. | На этом уровне тестов недостаточно, потому что надо проверить, что обучающихся УМЕЕТ. |
Даже на базовом уровне Moodle применяются 5 типов тестовых вопросов: привычный с множественным выбором, верно-неверно, на соответствие, числовой и так наз. «короткий ответ».
Привычка ограничиваться вопросами с множественным выбором, которые часто называют «угадайкой», идет просто от недостаточной квалификации авторов дистанционных курсов. |
На базовом уровне Moodle можно применить задание, для которого требуется отправить преподавателю файл – и это может быть что угодно, от короткой презентации до курсового проекта. В случаях попроще это может быть эссе (по-простому – короткое сочинение), задачи для решения и т.д. |
Что нужно делать для прохождения проверки
Наконец мы добрались до основных обучающих материалов – это те материалы, которые преподаватель должен разместить в Moodle, чтобы обучающийся мог выполнить задания и показать, что достиг результатов обучения.
Во-первых, это привычные обучающие материалы по создаваемому курсу.
Во-вторых, поскольку в результате обучения наш обучающийся что-то делает, то обучающие материалы могут выходить (а часто – должны выходить) за традиционные пределы курса. Могут требоваться материалы других курсов и практически обязательно требуются указания на ключевые и надпрофессиональные компетенции. Что это такое?
Ключевые/базовые компетенции – это то, что лежит в основе работы и часто не осознается, хотя может иметь решающее значение. Например, если человек быстро читает и печатает, то наверняка быстрее и лучше выполнит курсовой проект в среде MS Office, даже если сам проект относится к социологии или финансовому анализу, а от информатики вроде бы далек.
- Если указать, какие ключевые навыки нужны, это ориентирует студента на приобретение нужных навыков, которые наверняка сослужат добрую службу еще многие годы.
Надпрофессиональные компетенции – это убеждения, ценности, привычки, образ жизни. Скажем, если достижение результатов обучения требует обширного Интернет-поиска, то их быстрее достигнут те, кто «живет в Интернете». Их (надпрофессиональные навыки) тоже надо указывать, чтобы обучающиеся понимали корень проблемы, если обучение им категорически «не по сердцу». Выработка и изменение надпрофессиональных навыков возможна, но описание выходит за пределы нашей публикации.
В-третьих, должны быть пояснения к каждому элементу курса – что с ним делать? Что делать с курсом в целом, нам рассказала программа, но что делать с каждым кусочком курса в отдельности? Что читать по диагонали (ознакомиться), что читать особо внимательно, что смотреть, обращая внимание на определенные моменты и почему и т.д. Без этих комментариев обучающие материалы останутся недоизученными.
Добрались до размещения обучающих материалов
Собранные материалы на четвертом шаге надо правильно разместить. Это значит – правильно выбрать форму их размещения.
На базовом уровне выбор происходит по очень простому алгоритму: если материалы короткие, то применяем ресурс «страница», если длинные – ресурс «книга», в которой есть навигация (оглавление).
Если нужно разместить материалы других авторов, уже размещенные в Интернете, то используется ресурс «гиперссылка», причем Moodle отображает гиперссылки очень красиво.
Не рекомендуется без особой нужды использовать скачиваемые файлы, что любят делать неопытные преподаватели. В то же время скачиваемые папки и файлы с фотогалереями, комплектами документов, образцами рабочих файлов и т.д. могут быть очень даже оправданными.
Так не надо | Лучше так |
И очень рекомендуются медиафайлы – видео, аудио, слайдшоу и аналогичные.
Комментарии, как изучать каждый ресурс курса, размещаются с помощью «пояснения».
Всем этим приемам, т.е. размещению страниц, книг, скачиваемых файлов, медиафайлов, в базовом курсе обучения Moodle учат. Самостоятельное изучение по иллюстрированным материалам и видеороликам проходит без проблем.
Итог: как должен выглядеть качественный дистанционный курс
Вот его структура с описанием:
- У него есть описание – краткий текст с указанием результатов обучения и соответствующей иллюстрацией. Такое описание появляется в общем списке курсов вашей СДО.
- Внутри курса первым ресурсом стоит программа обучения, размещенная скачиваемым файлом и «страницей». Если программа длинная, можно разместить ее «книгой».
- Обучающие материалы в дистанционном курсе размещены по разделам, с комментариями и пояснениями, что именно делать с каждым ресурсом или элементом (различие между ними в том, что элемент интерактивный, а ресурс – простой).
- В обучающих материалах есть медиафайлы и гиперссылки.
- В курсе есть промежуточные задания, которые проверяют знания и понимание – это тесты, причем с тестовыми вопросами разных типов.
- В курсе есть итоговое задание, выполнение которого показывает достижение результатов обучения.
Теперь вы понимаете, почему эпиграфом поставлена строфа из знаменитого стихотворения С. Маршака о «доме, который построил Джек»?
Потому что мы размещаем материалы, чтобы можно было выполнить задания, которые докажут освоение программы и выработку заявленных изначально навыков.
P.S. Кстати, сам базовый курс Moodle является примером того, каким должен быть дистанционный курс.
Оставить комментарий