Опыт практической реализации на уроках немецкого языка

Альбина Ищенко, учитель немецкого языка средней школы №6 города Таганрога Ростовской области. Опыт учителей Ростовской области в области реализации проекта «Смешанное обучение» вы можете найти также в №43 «Учительской газеты» от 18 ноября 2014 года, в рубрике «Методическая кухня».

В рамках реализации инновационного проекта Ростовской области [2] по внедрению технологии смешанного обучения (Blended Learning) автор статьи изучила опыт зарубежных коллег («Das umgedrethe Klassenzimmer» — Германия, «Flipped Classroom» — США) [7,10,11] для совершенствования системы преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе.


Цели данной статьи:

  1. обсуждение преимуществ и возможных рисков практического использования новой модели технологии смешанного обучения (Blended Learning) «Перевернутый класс» в образовательном процессе средней общеобразовательной школы №6 города Таганрога Ростовской области;
  2. предъявление пошаговой инструкции создания учебных фильмов, разработанной на основе изученного опыта зарубежных коллег.

Модель «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии смешанного обучения (Blended Learning) используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала. Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами). Обязательное условие использования данной модели — наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

Рассмотрим основные отличия классического урока и учебного занятия, построенного на основе модели «Перевернутый класс» (Таблица 1), а также преимущества и недостатки последнего, которые были представлены в опыте профессора, доктора математических наук Кристиана Шпаннагеля (Университет Гейдельберг, Германия) и в методических материалах по реализации модели «Перевернутый класс» в рамках европейского проекта «Школа перемен/Schule im Wandel» (Германия, 20082010 гг.) (Таблица 2).

Таблица 1. Отличия классического урока от учебного занятия в формате «Перевернутый класс».

Классический урок «Перевернутый класс»
Учитель объясняет материал в классе. Учащиеся дома закрепляют новый материал, выполняя домашнее задание.

Проблема: обучающиеся часто бывают невнимательны в классе, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. Появляется тревожное состояние школьников на уроке, нежелание отвечать домашнее задание и т.п.

Учитель предлагает домашнее задание в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним. Учащиесяпросматривают фильм дома, предварительно выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в классе.

Таблица 2. Преимущества и недостатки урока по модели «Перевернутый класс».

Преимущества Недостатки
Ученик может спокойно просматривать и прослушивать задание, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в фильме. Ученик не может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник.
Фильмы доступны для отсутствующих школьников. Не каждый ученик выполняет домашнее задание.
Если ученик что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу. Компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что, к сожалению, не всегда возможно.
Во время презентации на компьютере (с помощью программы для записи видео-руководства Screencast) можно более доступно преподнести материал [8]. Речь идет о медиализации «нелюбимой фронтальной работы».
Внимание учителя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход). Ученикам, которые не смотрели фильм, будет неинтересно на уроке.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • на основе обобщения опыта преподавателей и учителей ФРГ автор статьи создал план действий по внедрению модели «Перевернутый класс» в собственную педагогическую практику;
  • после анализа недостатков данной системы был использован творческий подход к их устранению. Например, отсутствие прямого контакта с учителем было заменено возможностью использования социальной сети «ВКонтакте», сервисами Всероссийской образовательной сети «Дневник.ру» и электронной почтой учителя для установления связи с тьютером [1] при необходимости.

Так, на начальном этапе работы по данной модели при изучении темы «Праздники в Германии» (8 класс) обучающимся было предложено задание, размещенное на платформе образовательного блога учителя, которое состояло из:

  1. формулировки задания и сроков его выполнения;
  2. списка новой лексики по теме для предварительного снятия трудностей в понимании содержания просмотренного фильма;
  3. аутентичного тематического фильма (время демонстрации 2 мин.);
  4. списка вопросов для контроля понимания содержания просмотренного фильма;
  5. памятки с грамматическим материалом урока;
  6. обращения к учебнику (работа с лексическими единицами)
  7. возможных вариантов обратной связи с учителем (тьютером).

В результате работы в таком режиме автором статьи были отмечены плюсы и минусы модели, а именно.

Положительные стороны применения модели «Перевернутый класс»

  • обучающиеся получили возможность не только прочесть в учебнике о традициях празднования ряда немецких праздников, но и увидеть своих немецких сверстников;
  • нетрадиционный формат домашнего задания способствовал привлечению внимания школьников к дальнейшему изучению предмета
  • небольшой по объему аутентичный фильм не требовал долгого просиживания школьников у компьютера, а задания к нему способствовали смене учебной деятельности в процессе выполнения обучающимися домашнего задания, что является основой здоровьесберегающих технологий.

Отрицательные стороны: требуется поиск тематических учебных фильмов, их переработка и адаптация к учебной ситуации. Таким образом, появилась необходимость самостоятельно создавать обучающие фильмы, которые будут способствовать освоению теоретического материала учащимися дома и позволит освободить время урока для отработки навыков применения знаний на практике [3].

Процесс создания таких фильмов (видеолекций) состоит из трех основных направлений:

  1. Отбор материала, который хотелось бы представить в фильме (грамматический, лексический, лингвострановедческий). Содержание будет определять «жанр» обучающего фильма.
  2. Составление презентации, на основе которой будет создан творческий проект.
  3. Синхронизация двух программ: «MicrosoftPowerPoint» и «Screencast-O-Matic» [8] для записи фильма:
  • запуск программы «Screencast-O-Matic» (от авторов сайта: статья 2014 г., сейчас запись видео можно сделать значительно проще, технологии не стоят на месте);
  • показ презентации;
  • синхронизация окна видео-программы и размера слайдов;
  • запуск режима записи.

В процессе показа слайдов автор комментирует содержание, переключая слайды. Закончилась презентация — фильм подошел к концу. Далее программный интерфейс предлагает сохранить видео на вашем компьютере или сразу разместить на собственной странице сети «YouTube». Выбирать нужно ту команду, которая необходима. И все, учебный фильм готов!

Чтобы воспользоваться готовым продуктом, необходимо иметь:

  1. собственный образовательный сайт [4] или блог [3] тьютора (учителя), на платформе которых будут размещаться учебные фильмы;
  2. систему оповещения обучающихся о размещении очередного задания (например, своевременная публикация домашних заданий в электронном дневнике единой образовательной сети «Дневник.ру»);
  3. инструкции по работе с материалами (приложениями, таблицами и т.п.);
  4. связь с родителями, инструкции для оказания необходимой помощи школьникам при работе с фильмом в домашних условиях [4];
  5. варианты возможной обратной связи (связь обучающихся с тьютером в режиме Online).

Таким образом, дальнейший процесс реализации модели «Перевернутый класс» способствовал созданию образовательного сайта «Mit Deutsch in der moderne Welt» с разделом «Перевернутый класс/Umgederehte Klasssenzimmer». На платформе сайта опубликована инструкция для родителей «Как работать в «Перевернутом классе» и создана страница «Учебные фильмы», на которой размещаются собственно фильмы учителя и инструкции по работе с каждым из них, сроки выполнения задания, возможные варианты обратной связи для учащихся (при затруднениях).

Послесловие 2021: к сожалению, указанный сайт закрылся. Но информацию можно найти в других источниках, например, на нашем сайте.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что применение модели «Перевернутый класс / das umgedrehte Klassenzimmer» позволяет учителю организовать обучение в соответствии с современными требованиями ФГОС, совершенствовать навыки применения информационно-коммуникационных технологий и инноваций в области преподавания предмета, повышать собственный уровень научно-методической подготовки.

Список литературы / Интернет-источники

  1. Инновационный проект по апробации и внедрению в педагогическую практику средних учебных учреждений Ростовской области технологии смешанного обучения.
  2. Творческая мастерская участника областного инновационного проекта Ищенко А.М.
  3. Образовательный сайт учителя МОБУ СОШ №6 г. Таганрога РО.
  4. Blended Learning. Kombiniertes Lernen im Fremdsprachenunterricht. // Fremdsprache Deutsch. Heft 42, 2010.- 164 S.
  5. Inverted Classroom in Deutschland.
  6. Schule im Wandel.
  7. Screencast-O-Matic. Ссылка для скачивания
  8. Spannagel Christian. Die umgedrehte Mathematikvorlesung.
  9. Ch. Spannagels Online-Publikationen: http://cspannagel.wordpress.com/?s=aktives+plenum, http://cspannagel.wordpress.com/2013/01/13/horsaalspiele/, http://cspannagel.wordpress.com/2013/05/07/horsaalspiel-ring-the-bell/, http://cspannagel.wordpress.com/2014/02/17/workshop-party/
  10. Wiki-Umgedrehte -Klassenzimmer