На неприятие дистанционного обучения влияют как особенности технологии, так и ошибки авторов курсов и заказчиков обучения.

Блог Ник. Смольянинова, Маркетинг-Менеджмент для малого и среднего бизнеса


1. Причины неприятия eLearning обучающимися

  Рекомендации
  1. Версии электронного учебного курса должны быть разработаны для обучающихся с различным начальным уровнем (начинающий, специалист, эксперт).
  2. Цели курса и уникальное товарное предложения для различных целевых групп должны быть правильно сформулированы и протестированы. Залог мотивирования к обучению — актуальность курса и возможность его практического применения.
  • Обучающиеся имеют неверные ожидания относительно электронного курса.
  1. Напоминания обучающимся от спикера и LMS (системы управления обучением), что электронное обучение требует персональных усилий, как и любой другой тип обучения — должны быть стандартом реализации таких курсов.
  2. Начальные технологические компетенции использования LMS и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) должны быть сформированы у обучающегося до прохождения курса.
  • Неверное планирование времени на освоение курса.
  1. Стереотип представления обучающихся о том, что освоить электронный курс быстро — реально должен быть сломлен.
  2. Научиться организовывать и управлять своей собственной учебной деятельностью должно стать для обучающегося объективным условием успешного завершения курса.

 

2. Как авторы электронных учебных курсов влияют на неприятие eLearning обучающимися

  Рекомендации
Авторы курсов не проходили электронное обучение как обучающиеся.
  1. Испытать себя в роли обучающегося в условиях on-line обучения должно быть необходимым условием для автора электронного курса.
  2. Технологии eLearning и педагогические техники при использовании электронного обучения, принципы и технологии оценки усвоения учебного материала должны быть опробованы и протестированы автором на себе.
Авторы представляют обучающимся неясные инструкции.
  1. Инструкция пользователя должна быть размещена в доступном месте LMS.
  2. Автор курса в ходе обучения должен давать обучающемуся четкие, непротиворечивые команды по прохождению электронного курса.
Переизбыток информации.
  1. Планирование времени на изучение отдельных элементов электронного курса должно быть четким, объективное обоснованным и реалистичным.
  2. Планирование времени отдыха и рефлексии в ходе обучения — прямая обязанность автора электронного курса.
  3. Информация должна подаваться порционно и постепенно.
Отсутствует контакт автора электронного курса и обучающегося.
  1. Коммуникации, взаимодействие и сотрудничество в процессе формирования компетенций должно быть положено в основу педагогических техник при реализации электронных курсов.
  2. Технологии совместной индивидуальной и групповой работы, активной оценки других обучающихся и презентации своего видения изучаемых проблем должны быть раскрыты обучающимся заблаговременно.

 

3. Как образовательные организации и (или) организации-заказчики кадров влияет на неприятие eLearning обучающимися

  Рекомендации
Не создают для обучающихся каналы для обратной связи.
  1. Чат, форумы, электронная почта, видео- и аудио-каналы связи, социальные сети, иные инструменты общения должны быть встроены в LMS.
Не принимают во внимание необходимость развития технологической платформы, программного и аппаратного обеспечения учебного процесса, достаточного количества основных электронных информационных и образовательных ресурсов.
  1. Наличие необходимого и достаточного технологического обеспечения учебного процесса при реализации электронного обучения должно быть первостепенной обязанностью организатора учебного процесса.
Не создают службу технической поддержки.
  1. Наличие специалиста или даже целого подразделения, обеспечивающего учебный процесс при применении электронного обучения должны быть закреплены локальным правовым актом организации.
  2. В компетенции таких сотрудников (подразделений) должны быть коммуникабельность, терпимость, владение техническими вопросами функционирования LMS, а также методическая способность донести до обучающегося варианты решения проблем.
  • Электронные информационные и образовательные ресурсы не тестируются перед размещением в LMS.
  1. Проверка на предмет того, что ЭОР, гиперссылки, файлы будут считываться и отображаться в LMS правильно должно быть описано техническим регламентом.
  2. Проверка на актуальность содержания, формат представления и техника подачи материала при реализации электронного курса должно быть подконтрольно учебно-методическим советам организаций.