Развитие дистанционного обучения

Дистанционное обучение развивается, как и любая система, по линии повышения идеальности (первый закон развития искусственных систем в ТРИЗ), т.е. становится проще, быстрее, удобнее, «легче» и т.п.

Чтобы понять закон повышения идеальности системы, сначала рассмотрим развитие простой ручки, которое началось с настенной живописи (традиционный для ТРИЗ пример повышения идеальности системы) и перешло в развитие средств фиксации информации. Обратите внимание, что вместе с развитием пишущего инструмента изменяется и носитель информации (связанная система), и надсистема, в которую входят в т.ч. фиксируемая информация и пользователи. Развитие же идет по линии удовлетворения потребностей, которые остаются на каждом этапе неудовлетворенными:

История развития дистанционного обучения
Пишущий инструмент
  • Красная (и другие) глина
Носитель информации
  • Скала, стена
Фиксируемая информация
  • Изображение наиболее важных событий
Пользователи
  • Имеющие доступ к стене – члены семьи или племени
Неудовлетворенные потребности
  • Нет возможности обменяться информацией
  • После уходе от «стены» можно и не вернуться, информация теряется
Актуальность в наши дни
  • Отсутсвует
История развития дистанционного обучения
Пишущий инструмент
  • Стило (деревянная палочка или заостренный тростник)
Носитель информации
  • Глиняная табличка
Фиксируемая информация
  • Счет важных предметов и объектов
  • Основные сведения
Пользователи
  • Подготовленные писцы
Неудовлетворенные потребности
  • Таблички тяжелые, трудно перемещаются
  • Искать информацию трудно, зафиксировать можно мало
Актуальность в наши дни
  • Отсутствует
История развития дистанционного обучения
Пишущий инструмент
  • Перья, кисти
Носитель информации
  • Выделанная кожа или папирус
Фиксируемая информация
  • Основная, наиболее важная
Пользователи
  • Подготовленные писцы
Неудовлетворенные потребности
  • Материал дорог (в отдельные периоды папирус был дороже пергамента)
  • Искать информацию трудно, зафиксировать можно мало
Актуальность в наши дни
  • Отсутствует
История развития дистанционного обучения
Пишущий инструмент
  • Перья, кисти
Носитель информации
  • Отдельные листы, изредка книги
Фиксируемая информация
  • Наиболее важные тексты
Пользователи
  • Писцы, грамотные люди
Неудовлетворенные потребности
  • Писать в целом долго
  • Книги дороги, уникальны
  • Отсутствует копирование
Актуальность в наши дни
  • Сохранилась в очень ограниченном объеме для рукописных текстов, договоров, записок
История развития дистанционного обучения
Пишущий инструмент
  • Типографский пресс
Носитель информации
  • Бумага в форме газет, книг и т.д.
Фиксируемая информация
  • Любые тексты
Пользователи
  • Грамотные люди
Неудовлетворенные потребности
  • Книги относительно дороги
  • Книги и журналы занимают место, требуются библиотеки
  • Затруднен поиск информации, требуются каталоги и обучение их использованию
  • Затруднено распространение, возможно уничтожение носителей информации вместе с информацией
Актуальность в наши дни
  • Актуальны для нашего времени, но актуальность снижается
История развития дистанционного обучения
Пишущий инструмент
  • Клавиатура и другие устройства ввода
Носитель информации
  • Компьютер или гаджет
Фиксируемая информация
  • Любая, в т.ч. изображения, аудио и видео
Пользователи
  • Любые, потребный уровень грамотности минимален
Неудовлетворенные потребности
  • Внесение информации требует какого-то времени, хотя и значительно более короткого
  • Информации слишком много, нужны фильтры
  • Информации поступает без редактирования и проверки истинности
Актуальность в наши дни
  • Актуальность растет
История развития дистанционного обучения
Пишущий инструмент
  • Отсутствует в прямом смысле слова, объединен с носителем информации
Носитель информации
  • Компьютер или гаджет
Фиксируемая информация
  • Любая текстовая, а также вызов голосом изображений, аудио и видео
Пользователи
  • Любые
Неудовлетворенные потребности
  • Пока неясно
Актуальность в наши дни
  • Актуальность проявилась и растет

Теперь давайте пройдем с вами по аналогичной линии времени для системы образования, заостряя внимание на дистанционных аспектах. Это вдвойне удобно, потому что образование теснейшим образом связано с носителями информации, и «традиционный пример развития ручки» может быть основой анализа образования:

История развития дистанционного обучения
Носитель информации
  • Скала, стена
Содержание обучения
  • Передача опыта и основных знаний
Учителя
  • Опытные члены племени
Обучаемые
  • Дети, молодежь
Неудовлетворенные потребности
  • Передается только часть информации и опыта, передача происходит медленно
  • Полнота и успешность обучения очень сильно зависят от личных качеств участников
Актуальность в наши дни
  • Сохраняется в форме воспитания и обучения в семье
История развития дистанционного обучения
Носитель информации
  • Глиняная табличка
  • Выделанная кожа или папирус, бумага
Содержание обучения
  • Передача основных знаний, правил, опыта
  • Наиболее важные тексты
Учителя
  • Жрецы, мудрецы
  • Подготовленные писцы, наиболее грамотные люди
Обучаемые
  • Отобранные обучаемые
  • Круг расширяется, но остается узким
Неудовлетворенные потребности
  • Основная масса населения остается безграмотной, что имеет больше минусов, чем плюсов
Актуальность в наши дни
  • Исчезла
История развития дистанционного обучения
Носитель информации
  • Выделанная кожа или папирус, бумага
  • Устное обучение
Содержание обучения
  • Передача основных знаний, правил, опыта
Учителя
  • Мастера
Обучаемые
  • Подмастерья: члены семьи
  • После эпидемий чумы — подростки со стороны
Неудовлетворенные потребности
  • Медленное развитие ремесел
Актуальность в наши дни
  • Почти исчезла. Некоторым аналогом является наставничество и обучение на рабочем месте
История развития дистанционного обучения
Носитель информации
  • Бумага
  • Любая печатная продукция
Содержание обучения
  • Передача знаний, правил, опыта, принципов, методологии
Учителя
  • Специально подготовленные люди
Обучаемые
  • Дети, молодежь
Неудовлетворенные потребности
  • В обмене мнениями, прозрачности, обмене опытом, выработке практических навыков
Актуальность в наши дни
  • Остается, однако налицо неполное соответствие результатов обучения требованиям работодателей и жизни
История развития дистанционного обучения

learning concept with education elements

Носитель информации
  • Компьютер или гаджет
Содержание обучения
  • Передача информации, правил, опыта, впечатлений, результатов, методик
Учителя
  • Технически кто угодно, включая шарлатанов
Обучаемые
  • Все члены общества
  • Непрерывное обучение в течение всей жизни
Неудовлетворенные потребности
  • В ориентации в потоке информации, выборе авторитетов и мнений, в формировании целостной картины мира, в отработке практических навыков
Актуальность в наши дни
  • Быстро растет. Ощущается дефицит учителей

А теперь можно рассмотреть развитие дистанционного обучения детально на линии времени (кстати, сделана она с помощью плагина H5P для Moodle и WordPress, и плагин этот изучается в курсе продвинутой разработки электронных курсов):

Внутри этой линии времени уже есть информация о развитии СДО Moodle, но для удобства мы выделили ее в еще одну линию времени: